Интегрированный урок (география+физика) по теме "Жилища народов мира"

Разделы: Физика, География


Тип урока: интегрированный (география + физика); по географии – обобщение ранее изученного материала и изучение нового; по физике - повторение изученного и пропедевтика.

Актуальность: в XXI веке некоторые люди сохраняют зависимость от природы, и их опыт жить в гармонии с природой может оказаться полезным.

Цель урока:

  • Образовательная: показать связь физики и географии как предметов тесно взаимосвязанных.
  • Развивающая: как можно глубже рассмотреть суть явлений, процессов, особенностей природы, используя знания физики.
  • Воспитательная: формирование целостного представления о единстве природных явлений, сформировать убежденность в необходимости охраны окружающей среды, уважение и толерантность к национальным особенностям и традициям народов мира.

Задачи урока:

Общеобразовательные:

формирование понятий:

  • взаимосвязь явлений, порожденных гравитационным воздействием космических тел на Землю (приливах и отливах);
  • геопатогенная зона;

Развивающие:

  • формирование умений анализировать и систематизировать изучаемый материал, делать обобщения и выводы;
  • обеспечить развитие способностей высказывать суждения;
  • совершенствование навыков работы с различными источниками знаний, а также умение выделять из большого количества информации главное, определять проблемы и находить пути их решения;
  • продолжить формирование умений использовать полученные знания на практике, оперировать ими в конкретной ситуации, закрепить умения и навыки работы с картами атласа и настенными картами;
  • развивать творческие способности и познавательный интерес к окружающему миру;
  • развивать умение видеть причинно–следственные связи, формирование научных знаний;
  • развитие коммуникативной культуры;
  • развитие эмоциональной сферы личности через создание ситуации успеха и самореализацию.

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе; развивать взаимопомощь;
  • развивать умение видеть прекрасное, вовлечь в активную деятельность,
  • формирование культуры и гуманных качеств личности ученика, совершенствование навыков общения;
  • воспитывать уважение и толерантность к национальным особенностям и традициям разных народов мира.

Оборудование: карта «Плотность населения», карта «Народы мира», иллюстрации, макеты жилищ, тетрадь, диск «География. Наш дом», компьютер, мультимедиа приставка.

Формы и методы работы: объяснительно иллюстративный, частично поисковый; работа в группах, составление проекта, самостоятельная работа с дополнительной литературой, беседа, сообщения учащихся, работа с картой.

План урока:

  1. Организация урока.
  2. Постановка учебных задач.
  3. Работа учащихся в группах. Ответы учащихся.
  4. Итог урока. Оценивание ответов учащихся. 

Ход урока

На доске написан эпиграф:

«Дом – это больше, чем комфортное и безопасное пространство. Это место, где вы можете встретиться лицом к лицу с вселенной…»
из книги «Священное пространство»

1. Организационный момент.

2. Постановка учебных задач.

Учитель физики: Цель нашего сегодняшнего урока: понять, чем руководствуются люди при постройке своих жилищ, как можно глубже рассмотреть суть явлений, процессов, особенностей природы, используя знания физики и географии, и осознать необходимость жить в гармонии с природой.

Учитель географии:

- Где мы можем укрыться от непогоды? Где согреемся в морозы и где укроемся от дождя?

- В доме.

- Где мы всегда находим приют?

- Дома.

- Где вы проводите большую часть своей жизни?

- Дома.

Презентация №1 « Жилища народов мира»

Учитель физики: «Дом – это больше, чем комфортное и безопасное пространство. Это место, где вы можете встретиться лицом к лицу с вселенной…»

Учитель географии:

Дом — начало начал, в нем мы рождаемся и проходим свой жизненный путь. Родное жилище дает чувство уюта и тепла, защищает от непогоды и бед. Именно через него в значительной мере раскрываются характер народа, его культура и особенности быта. Внешний вид жилища, строительные материалы и способ постройки зависят от окружающей среды, климатических условий, обычаев, религии и от рода занятий людей, его создающих. Но из чего бы ни строилось жилье и как бы оно ни выглядело, у всех народов его считают центром, вокруг которого расположен весь остальной мир.

Учитель географии:

- Население на Земном шаре размещено неравномерно (показывает по карте «Плотность населения»).

Как вы думаете, в чём причина?

Дети перечисляют:

  • Природные ресурсы.
  • Климат.
  • Рельеф.
  • Природные явления.
  • Растительный и животный мир.

Учитель географии:

- Да, различные климатические условия, особенности ландшафта и животного мира обуславливают и некие каноны в строении жилых помещений.

- Для каких целей человек строил жилища?

Дети:

- С древнейших времён человек заботился о том, чтобы защитить себя от непогоды и хищников, сделать своё жилище удобным и безопасным.

Учитель географии:

- Что можно назвать первым домом человека, который дала ему сама природа?

Дети: Пещера.

Учитель географии:

Группа Егоровой Светланы представляет проект своих исследований на тему: «Первое жилище человека». Параллельно видео дети рассказывают о пещере как первом жилище человека (тему исследований учащиеся получили ранее).

Учитель физики: Ребята, а вы не задумывались о том, почему не все пещеры были заняты людьми. Почему жилой оказывалась именно эта пещера, а не десятки рядом? Не имея каких-либо научных обоснований, издревле наши предки очень внимательно подходили к выбору места для строительства жилища.

- Какие способы определения благоприятных мест они применяли?

- Некоторые народы определяли благоприятные и неблагоприятные для проживания места, ориентируясь, например, на поведение животных. Какие приметы сохранились до дня сегодняшнего?

- В неблагоприятных местах любят лежать кошки, и не любят лежать собаки.

Учитель географии:

- Например, после того как были прорублены первые просеки для улиц на Васильевском острове в Петербурге, на них через определённые интервалы ставили колья с кусками мяса. На месте кольев с быстро загнившим мясом домов не строили, эти участки оставляли под хозяйственные постройки, сады.

-Может кто-либо из вас, ребята, сможет объяснить: почему появлялись эти «гнилые» места?

Учитель географии:

- «Гиблые зоны», которые современный человек называет геопатогенными, — энергия, излучаемая из глубин Земли. Геопатогенные зоны присутствуют на нашей планете везде, в любой точке пространства независимо от высоты. Люди их не видят, но хорошо чувствуют, если долгое время находятся в такой зоне.

Эти зоны занимают около 20 процентов земной поверхности, а причиной их возникновения становятся тектонические разломы, русла высохших подземных рек и озер, карстовые пустоты и захоронения.

- Геопатогенные зоны представляют собой локальные геофизические аномалии в виде слабых электромагнитных полей Земли естественного происхождения. Вся поверхность земного шара покрыта сетками электромагнитных линий шириной около 10 см.

Карта геопатогенных зон.

Учитель физики:

- Патогенную зону может создать проходящая над домом линия высоковольтных передач, неправильно проложенный под полом квартиры силовой кабель.

- Залежи железной руды и гранитов создают магнитные аномалии – зоны мощного излучения. Лучше всего организм чувствует себя в зонах нулевой магнитной активности. Об этом люди ещё в старину знали и строили дома в местах с нулевой активностью.

- Современный человек редко считается с процессами, происходящими в земной коре. Один из примеров неудачного использования аномалии – аэродром НАТО в Лиелварде (Латвия) - место интенсивных магнитных излучений. Во время всплесков солнечной активности зашкаливают приборы (они могут давать неверные показания). Учёные задумались: «Не в этом ли причины падений самолётов в районе дальнего привода?»

Учитель географии:

- При чём тут Солнце?

Учитель физики:

- Из космического пространства на Землю движется поток заряженных частиц. Концепция этих частиц такова, что является опасной для жизни. Однако магнитное поле защищает Землю от этой опасности. Когда заряженные частицы влетают в магнитное поле Земли, то на них начинает действовать сила Лоренца. Она заставляет их двигаться от одного магнитного полюса к другому и обратно. Частицы оказываются в магнитной ловушке. На геомагнитное поле существенно влияет солнечный ветер.

Видео «Солнечный ветер»

 Учитель географии:

- В каждом обществе люди используют пространство в соответствии с культурной традицией, а также в соответствии с ландшафтом и климатическими условиями.

Группа Парфёновой Даши представляет проект своих исследований на тему: «Жилища кочевников».

Учитель географии:

- Существуют такие типы расселения: индивидуальное жилище, общинное поселение и зональные расселения.

- К какому типу можно отнести поселения оленеводов-кочевников?

- Какие факторы влияют на тип поселений?

- Оленеводы-кочевники, проживающие малыми группами, занимают и используют пространство совсем иным образом, чем осёдлые общины. Люди, содержащие большие стада животных, не могут проживать в плотно заселённых местах: пространство должно быть определено для каждого семейного хозяйства в общине, чтобы разместить животных и избежать перемешивания стад.

- С незапамятных времён повелось выбирать место для строительства дома поближе к воде и лесу, да чтобы оно открыто было для ветра, удобно для земледелия, а также для таких занятий, как рыбная ловля и охота.

- Какие материалы используют кочевники для своих жилищ?

- Почему именно эти материалы они выбрали?

-Самые разнообразные природные и изготовленные материалы используются для строительства домов в зависимости от доступных ресурсов.

Группа Макарова Алексея представляет проект  своих исследований на тему: «Жилища арктических народов».

Учитель географии:

- Арктические народы длительное время использовали четыре основных материала, доступных в окружающей их среде: лёд, камень, кости и кожу.

- Подбор материала – это одно из условий выбора типа жилища.

- Как вы думаете, а всё-таки, какой основной фактор влияет на выбор типа жилища?

Дети:

- Климат.

Группа Липуновой Леры представляет проект своих исследований на тему: «Жилища папуасов».

Учитель географии:

- Какие природные явления характерны для данного типа климата?

Дети:

- Муссонные дожди.

Учитель географии:

-Как это влияет на характер построек?

Дети:

- На сваях создают жилища.

Учитель географии:

- А только ли от наводнений спасаются люди, забираясь так высоко над землёй?

Дети:

- От землетрясений.

Учитель географии:

- Этот опыт построек имеет применение в зонах повышенной сейсмической активности. К примеру, в Казахстане фундамент построек напоминает пестик в ступе.

Учитель физики:

- А принцип «гнущегося бамбука» использован в постройках небоскрёбов.

Учитель географии:

- А в чём причина приливов и отливов?

Фильм «Приливы и отливы»

Учитель физики:

- Согласно закону Всемирного тяготения Луна притягивает к себе каждую частицу твердой поверхности Земли и каждую каплю воды в ее океанах. Степень воздействия приливообразующих сил на каждую частицу воды, независимо от ее местоположения на земной поверхности, определяется законом всемирного тяготения Ньютона. Этот закон гласит, что две материальные частицы притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной произведению масс обеих частиц и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними.

На экране схема:

- Первое научное объяснение приливов было сделано И. Ньютоном. Теория приливов создавалась и совершенствовалась на протяжении столетий Л. Эйлером, Д.Г. Дарвином и другими учеными.

Приливы и отливы происходят 2 раза в сутки. Приливы лунного происхождения в 2,2 раза мощнее солнечных приливов. Средняя их продолжительность 12 часов 25 минут. Наиболее высокие (сизигийные) приливы происходят при совпадении направлений действия сил притяжения со стороны Луны и Солнца через 1-2 суток после новолуния и полнолуния.

Закрепление:

  • Какие факторы влияют на выбор места для строительства жилища?
    (место на равнине, близость водоёмов, плодородная почва, благоприятный климат, богатый растительный и животный мир).
  • Какие материалы он использует для жилища?
    (подручные, удобные, лёгкие, если жильё переносное, экологически чистые, прочные)
  • Всегда ли современный человек использует опыт предков при строительстве жилища?
  • Можно ли совсем отказаться от использования опыта людей, живущих далеко от благ цивилизации?
  • Будете ли вы обустраивать своё жилище, свою комнату, выбирая экологически чистые материалы, уменьшая степень влияния электромагнитного излучения?

Учитель географии:

- Дом настолько органично вписывается в природу, что кажется естественным ее порождением, одновременно растворяясь в ней и вырастая из нее. Стоит поучиться у наших прадедов мудрости в выборе места для каждого отдельного строения и искусству связывать его с природным окружением. На экране:

    • Да будет свет и мир небесам!
    • Да будет мир воде!
    • Да будет мир земле!
    • Да будет мир всем стихиям!
    • Да будет мир и мудрость всем существам!
    • Да будет счастье всем существам!
    • Да будет гармония и радость всем существам!

Наш урок подошёл к концу.

Вы все за исследования и проекты получаете оценку «5».

Давайте жить в согласии с природой!

Интернет ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki/;
http://www.treeland.ru/article/home/plant/factor.htm;
http://www.bestreferat.ru/referat-73119.html;
http://anomalia.kulichki.ru/text9/171.htm;
http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./515378/520381/615133/655270;
http://www.irbn.ru/cs/Index1.asp?SID=1&codi=2&id=35&pid=313;
http://nmk-vh.ru/pasport_zhilya_i_proizvodstva,_terr;
http://www.bibliotekar.ru/dom-9/index.htm; http://www.etiket.ru/home_family/household.html;
http://www.youtube.com/.

Фоторяд.