Одной из технологий, соответствующих современным тенденциям развития общества и являющихся наиболее перспективными, является модульная технология.
Модульная технология конструируется на основе целого комплекса целей:
- включить каждого ученика в осознанную учебную деятельность;
- создать комфортный темп работы для каждого школьника;
- формировать у каждого ребенка навыки самоорганизации и самоконтроля;
- дифференцировать учебный процесс, как по объёму учебной работы, так и по методам (способам и приемам) приложения теории к практике.
Самым главным отличием модульной технологии является применение принципа планирования совместной работы учителя и ученика. Процесс этого планирования состоит в следующем. Сначала определяются цели для учащихся, т.е. устанавливается, кто хочет знать материал на уровне, не превышающем требования государственного стандарта, а кто готов заниматься больше, т.к. планирует поступить в вуз или просто хочет получить более высокую оценку. После того, как учащиеся определились со своими целями, учитель выстраивает своё целеполагание, определяя содержание и объем педагогической помощи учащимся.
Исходя из целей, проектируется итоговая диагностика. Она создается с учетом уровневой дифференциации, что позволяет учащимся осознанно определять тот уровень знаний, который необходим для получения оценки «3».
Модульная педагогическая технология помогает осуществлять индивидуальный подход к учащимся, включать каждого в осознанную учебную деятельность, мотивировать её, формировать навыки самообучения, самоорганизации, обеспечивая этим постепенный переход от пассивно воспринимающей позиции ученика к его сотрудничеству с учителем.
Рассмотрим пример урока с использованием модульной технологии по теме «Арккосинус. Решение уравнения cost = а».
Учебный элемент №1.
Цель: оценить исходный уровень ваших знаний о решении уравнений cost = а. Изучить определение арккосинуса.
Совет по изучению: Работай самостоятельно.
Основное задание:
1. Реши уравнение: cost = 1/2 – 1 балл.
2. Реши уравнение: cost = 2/5 – 2 балла.
Если не можешь решить, найди в учебнике § 15 стр. 87 и разберись.
3. Изучить определение арккосинуса (см. учебник § 15) – 4 балла.
4. Записать в тетрадь решение уравнений:
cost = 0; cost = 1; cost = -1 и выучить – 2 балла.
Указание: оцените уровень ваших знаний по следующей схеме:
n<4б |
4<n<6 |
n>6 |
↓ |
↓ |
↓ |
вернись к учебнику |
обратись за консультацией к учителю |
УЭ – 2 |
Учебный элемент №2.
Цель: научиться вычислять арккосинус.
Совет по изучению: работай самостоятельно.
Основное задание:
1. Вычислите:
а) arсcos1/2 – 1 балл; б) arсcos(√2/2) – 1 балл; в) arсcos0 – 1 балл; г) arсcos1 – 1 балл.
2) Вычислите:
а) arсcos(√3/2) – 1 балл; б) arсcos(-1/2) – 1 балл; в) arсcos(-√3/2) – 1 балл; г) arсcos(-1) – 1 балл.
Указание: оцените уровень ваших знаний по следующей схеме:
n<4 |
3<n<5 |
6<n<8 |
↓ |
↓ |
↓ |
вернись к учебнику |
обратись за консультацией к учителю |
УЭ – 3 |
Учебный элемент №3.
Промежуточный контроль.
Цель: проверить умение применять теоретические знания на практике.
Совет по изучению: обменяйтесь своим мнением о решении каждого примера с соседом по парте. В случае расхождения мнений обратитесь за консультацией к учителю.
Основное задание:
Вычислите:
а) arсcos (-√2/2); arсcos (√3/2) – 2 балла;
б) arсcos (-√2/2) + arсcos(√2/2) - arсcos(1/2) - arсcos (-1/2) – 4 балла;
в) ctg(arсcos 0); sin (arсcos(√2/2)) – 6 баллов.
Указание: оцените уровень ваших знаний по следующей схеме:
n<4 |
n>4 |
↓ |
↓ |
обратись за консультацией к учителю |
УЭ – 4 |
Учебный элемент №4.
Цель: научиться решать уравнения вида cost=а.
Основное задание.
Решить уравнение:
а) cost= √3/2 – 1 балл; б) cost= - √3/2 – 2 балла; в) cost = 2/7 – 1 балл; г) cost= -1,2 – 2 балла.
Составьте формулу решения этих уравнений.
Решите уравнение:
а) cost= 1/2 – 1 балл; б) cost= √2/2 – 1 балл; в) cost= -1/2 – 1 балл; г) cost = - √2/2 – 1 балл.
Учебный элемент №5.
Цель: подведение итогов.
Указание: подсчитайте количество заработанных баллов, оцените свой труд. Если по результатам работы вы набрали не менее 34 баллов, то ваша оценка – «5»; от 33 баллов до 28 баллов, то ваша оценка – «4»; от 27 до 18 баллов – «3», менее 18 баллов – «2».
Если вы не достигли желаемого результата, не огорчайтесь. На следующем уроке у вас будет возможность попробовать его улучшить.
Анкета:
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Прочитайте еще раз цели урока. Какие из них удалось достичь, а какие нет?
- Что интереснее: самому открывать новые знания или слушать объяснение учителя?
- Было ли у вас на уроке время на посторонние занятия?
- Хотелось ли вам почаще проводить уроки самообучения?
Д/з: § 15 № 15.1, 15.2 (а,б), 15.3 (а,б), дополнительно № 15.14 (а,б) (по учебнику Мордковича А.Г., 2007 г.)
Оценочный лист:
Учебный элемент (УЭ) |
Основное задание |
Сумма баллов |
УЭ-1 |
|
|
УЭ-2 |
|
|
УЭ-3 |
|
|
УЭ-4 |
|
|
|
Итого: |
|
|
Самооценка: |
|
|
Оценка урока: |
|
Список литературы:
- Кондратенко Е.К. Модульная технология как одно из технологий индивидуализации процесса обучения. Современные методики и технологии преподавания математики в школе.
- Материалы областной научно-практической конференции (Под редакцией Е.С. Бригаденко). – Чита. ЧИПКРО, 2004.