Урок математики в 4-м классе. "Проценты"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: в доступной форме дать учащимся представление о проценте как сотой части числа, показать связь этого понятия с темой «Доли».

Задачи:

  1. Научиться писать и читать знак “%”, решать простые задачи, в которых требуется найти 1 % от числа или величины;
  2. Тренировать навыки решения задач на нахождение доли числа.
  3. Развивать познавательный интерес, математическую речь, мышление.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, опорные схемы, листы с индивидуальными заданиями, листы для самостоятельной работы.

Ход урока

I. Самоопределение к учебной деятельности (1 минута)

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством работы с пословицей.

Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.

– Сегодня урок я хочу начать с пословицы. Прочитайте её.

+ “Мир освещается солнцем, а человек знанием”. (Презентация) (слайд 1)

– Как вы понимаете эту пословицу?

– Так же как природа не может существовать без солнца: она чахнет, умирает; так и человек не развивается духовно и умственно без знаний, он деградирует, т.е. теряет даже то, что у него уже есть.

– Я хочу, чтобы сегодня на уроке математики вы не только приобрели, новые знания, но и приобщились к народной мудрости, которая даёт нам пищу для ума.

II. Актуализация знаний (10 минут)

Цель: актуализировать выделенное учебное содержание и зафиксировать его с помощью опорных схем.

Над какой темой мы с вами работам уже на ряде уроков?

+ Доли.

– Итак, старинная русская пословица: “Повторенье – мать ученья”. (слайд 2)

Как вы думаете, что мы будем вспоминать на этом этапе урока?

  • Вспомним что такое доля.
  • Как записываются доли.
  • Как сравнить доли.
  • Как находить долю числа.

1. – Что такое доля?

+ Одна из равных частей целого.

– Посмотрите на доску. Прочитайте доли. (слайд 3)

+ 1/12, 1/10, ½, ¼, 1/8, 1/33, 1/50

– Откройте тетради. Запишите эти доли в порядке убывания.

– Прочитайте, что получилось?

+ ½, ¼, 1/8, 1/10, 1/12, 1/33, 1/50

– Какое правило вы вспомнили, чтобы так расположить дроби?

+ Чем больше долей, тем меньше каждая доля.

2. – Продолжим повторять.

С новой строчки запишите только ответы.

  • Найти 1/3 от 120. Сколько получилось?

+ 40.

– Какое правило применили для нахождения доли числа?

+ Чтобы найти долю числа, нужно целое разделить на количество долей. (опора)

– Продолжаем.

  • Найдите ½ от разности чисел 150 и 40?

+ Объяснить.

  • Найдите ¼ от произведения чисел 28 и 10.

+ Объяснить.

  • Посмотрите на полученные числа, установите закономерность и продолжите ряд на 2 числа.

+ 40, 55, 70, 85, 100. (слайд 4)

В чём закономерность?

+ Каждое следующее больше предыдущего на 15.

– На какие группы можно разбить данные числа?

+ Чётные – нечётные, круглые и с 5 на конце.

– Лишнее?

+ 55 – 2 одинаковые цифры, 100 – 3-значное.

– Дайте характеристику числу 100.

  • Решите задачи устно. (слайд 5)

а) В классе 36 человек. 1/9 часть класса за контрольную работу получила оценку “5”. Сколько учеников получили оценку “5”?

36 : 9 = 4(уч.)

б) В классе 30 человек. 1/3 часть класса мальчики. Сколько мальчиков в классе?

30 : 3 =10 (уч.)

в) В классе 28 человек. 1/4 часть из них занимается танцами. Сколько человек занимаются танцами?

28 : 4 = 7 (уч.)

– Как найти долю числа? (Число разделить на количество частей)

(опора вывешивается на доску) (Приложение 4) 

III. Выявление причины затруднений и постановка цели (3 минуты)

Цель: тренировать способность к выявлению затруднений и выяснение их причин.

У вас на столе лежат маленькие листочки с задачами. Возьмите их. Решите задачи самостоятельно. (Приложение 3)

  1. В библиотеке 6000 книг про животных. Маша прочитала 1/100 всех книг. Сколько книг прочитала Маша?
  2. В библиотеке 6000 книг про животных. Сережа прочитал 1% всех этих книг. Сколько книг прочитал Серёжа?

Кто решил 1 задачу? Сколько получилось?

+ 60 книг.

– Кто решил 2 задачу?

– Кто испытал затруднение? В чём проблема?

+ Мы не знаем, что за знак встретился. Мы не умеем решать такие задачи.

– Так какую цель поставим перед собой?

+ Узнать новый знак, научиться решать такие задачи.

IV. Открытие нового знания ( 7 минут)

Народная мудрость гласит: “Не стыдно не знать, стыдно не учиться”. (Приложение 1)

Кто лучший помощник в ученье?

+ Книга.

– Открываем учебник на стр.73.

– Прочитайте тему нашего урока.

+ Проценты.

– Запишите её в тетрадь.

– Ученик читает правило.

– Так за что доля 1/100 получила своё отдельное, специальное имя “процент”?

+ За свою распространённость.

– А вы встречали это слово “проценты”? Где?

– Очень долго не было знака для обозначения этого слова.

сto – сотая, писали итальянцы. Вам ничего не напоминает этот знак?

+ Знак в задаче.

– Кто догадался, что он обозначает?

+ Сотая доля или процент.

– Значит, сотую долю можно обозначить двумя способами: 1% = 1/100.

(опора) (Приложение 4)

– Если 1% это 1/100 доля числа, то как его найти?

+ Надо целое разделить на 100 равных частей и взять 1 такую часть.

Умеем мы решать такие задачи?

+ Да!

– Ответим на вопрос 2 задачи. Сколько книг прочитал Серёжа?

+ Он прочитал 1% книг, т.е. 1/100 часть. Чтобы найти 1/100 часть, мы 6000:100 = 60 (кн.)

– Сравните решение 2 задач. Как они решаются?

+ Одинаково, делением.

– Почему одинаково?

+ Потому, что 1% это 1/100 доля числа.

– Если 1/100 числа это 1%, целое чему будет равно?

+ 100%

– К какой из 2 задач подойдёт схема (открываю доску).

+ К первой.

– Что нужно изменить в задаче, чтобы она подошла и ко второй задаче?

– Вместо 1/100 поставить 1%.

– А ещё что?

– Вместо 1 поставить 100%. Почему?

– Кто больше книг прочитал?

+ Одинаково.

V. Физкультминутка (2 минуты)

“В здоровом теле – здоровый дух” (Приложение 1)

  1. Зарядка для глаз.

  2. А теперь, ребята, встали
    Быстро руки вверх подняли.
    В стороны, вперёд, назад.
    Повернулись вправо, влево.
    Тихо сели. Вновь за дело!

VI. Первичное закрепление в устной речи (10 минут)

”За один раз дерево не срубишь” (Приложение 1)

Итак, узнали мы с вами новый знак?

– Узнали, как решать задачи на нахождение 1% от числа? Как?

– Теперь надо потренироваться.

  • Стр. 73 – № 2 устно с объяснением фронтально

“Одна голова хорошо, а две – лучше!”

  • №4 – только ответы (Работа в парах)

– Решим задачу: № 3а).

– Решите задачу самостоятельно в тетради.

Предъявление эталона на доске.

– У кого также? Молодцы. Кто уверенно чувствует себя в этой теме?

VII. Самостоятельная работа (10 минут)

(Приложение 2)

Цель: тренировать способность к решению задач на новый материал, проверка теоретических знаний по теме урока.

“На товарища надейся, а сам не плошай” (Приложение 1)

Предлагаю вам проверить свои умения.

VIII. Подведение итогов урока (2 минуты)

“Не говори чему учился, а говори что узнал” (Приложение 1)

– Что вы узнали на уроке?

– Так как найти 1% от числа?

+ Надо целое разделить на 100 равных частей и взять 1 такую часть.

– Кому урок понравился? Кто остался доволен своей работой? Спасибо!

IX. Д/З.

составить и решить свою задачу по теме урока.

Урок окончен. Сдайте сам. работы.

Использованная литература:

  1. Л.Г. Петерсон. Математика, 4кл.,1 часть: Учебник для начальной школы – М.: Ювента, 2007.
  2. Петерсон Л.Г. Математика: 4 класс: методические рекомендации. — М.: Ювента, 2006.

Комментарий к уроку – Приложение 6.