Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро.
Микколо Маклавелли
Задачи:
- обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка;
- способствовать формированию у родителей культуры понимания проблемы детской агрессии и путей её преодоления.
Форма проведения: беседа.
Вопросы для обсуждения:
- причины детской агрессии;
- родительская власть, её виды и пути влияния на ребенка;
- пути преодоления детской агрессивности.
Подготовительная работа:
- проведение классного часа «10 моих «Я»»;
- анкетирование;
- подготовка памятки для родителей, выставки рисунков «Мои чувства»;
- проведение исследования психологической службы по проблеме детской агрессивности.
Ход собрания
I. Вступительное слово.
Уважаемые мамы и папы! Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме детской агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров и т.д.
Возраст проявления агрессии явно помолодел, т.к. агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать, но и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить.
II. Анализ исследований психологической службы (психолог школы).
Латинское слово "агрессия" означает "нападение", "приступ". В психологическом словаре приводится следующее определение: Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивные действия выступают в качестве:
- Средства достижения какой-либо значимой цели;
- Способа психологической разрядки;
- Способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Агрессивные проявления подразделяются на:
- Физическую агрессию(использование физической силы против другого человека или объекта);
- Вербальную агрессию(выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань));
- Аутоагрессию (самообвинение, самоунижение, нанесение себе телесных повреждений).
Агрессивные реакции могут быть:
- Прямыми (непосредственно направленные против какого-либо объекта или человека);
- Косвенными (действия, которые окольным путём направлены на другого человека (сплетни, шутки, действия исподтишка, обзывания и т.п.)).
- Инструментальная (является следствием достижения какой-либо нейтральной цели);
- Враждебная (выражается в действиях, целью которых является причинение вреда).
- Анализ возрастных особенностей проявления агрессивности свидетельствует о том, что для детей младшего школьного возраста в большей степени присуща физическая инструментальная агрессия (забрать игрушку или какой-либо предмет, защита от таких действий со стороны сверстников), по мере взросления всё сильнее проявляется вербальная агрессия, причём в враждебной форме.
Факторы, провоцирующие агрессивность у ребёнка:
- Наследственно-характерологические факторы:
- наследственная предрасположенность к агрессивному поведению;
- психопатоподобное, эпилептойдное, аффективно-возбудимое поведение родителей или взрослых в окружении ребёнка;
- наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребёнка.
- Органические факторы
- травмы головного мозга,
- особенности нервной системы,
- ММД и т. п.
- Социально-бытовые:
- неблагоприятные условия воспитания;
- неадекватно-жестокий родительский контроль;
- враждебное или оскорбительное отношение к ребёнку;
- конфликт между супругами.
- Ситуационные:
- реактивность (ответная агрессия) на присутствие новых взрослых или сверстников;
- чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;
- введение ограничений в поведение ребёнка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности ребёнка);
- новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации;
- нарастание утомления и пресыщения у ребёнка.
Агрессия может принимать самые различные формы и иметь разнообразие причин, поэтому очень важно увидеть грань между спонтанными, ситуативными проявлениями агрессии у ребёнка и закреплением этих проявлений как устойчивых в характере и темпераменте ребёнка.
Диагностика агрессивного поведения у детей
Анкета для родителей: «Критерии агрессивного ребенка»
- Временам кажется, что в него вселился злой дух.
- Он не может, промолчат, когда чем-то недоволен.
- Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
- Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
- Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
- Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
- Он не прочь подразнить животных.
- Переспорить его трудно.
- Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
- Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
- В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все на- оборот.
- Часто не по возрасту ворчлив.
- Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
- Любит быть первым, командовать, подчинят себе других.
- Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виновных.
- Легко ссорится, вступает в драку.
- Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
- У него нередко приступы мрачной раздражительности.
- Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
- Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Критерии оценки: Высокая агрессивность – 15-20 баллов, Средняя агрессивность – 7-14 баллов, Низкая агрессивность – 1- 6 баллов.
Задача родителей при общение с детьми, склонными к агрессивности, состоит в расширении поведенческого репертуара ребенка, необходимо помочь ему научиться управлять проявлениями своих эмоций, сдерживать их, но и в то же время в приемлемых формах своевременно отреагировать на негативные эмоции, видеть и понимать чувства других людей.
- Очень полезно параллельно постараться выяснить причины агрессивного поведения ребёнка (ответьте на вопросы: Что стоит за его агрессивностью? Почему он себя так ведёт? Часто ли он поступает аналогичным образом? Думает ли он, что именно так должен вести себя человек в подобной ситуации? Расстроен ли он последствиями агрессивного поведения?).
- Общие беседы о необходимости «хорошо себя вести» оказывают лишь кратковременный эффект, не помогая ребёнку справиться с агрессивными реакциями. При проявлении агрессивного поведения можно попробовать предпринять следующее:
- Агрессия – это естественный процесс, сопровождающийся выбросом большого количества энергии. Следовательно, наша задача состоит в том, чтобы направить эту энергию в другое русло. Отвлеките ребёнка, дайте ему возможность проявить себя в других полезных видах деятельности.
- Если агрессивные реакции уже принесли кому-то из детей вред, необходимо сразу отреагировать. При этом необходимо максимально быстро разобраться в ситуации, выяснив причину такого поведения ребёнка и его чувства в этот момент.
- Попробуйте спокойным тоном «с амортизировать» ситуацию: «Я вижу, что ты сейчас сердишься. В таком эмоциональном состоянии мы не сможем с тобой ничего решить и разобраться в ситуации, поэтому я предлагаю тебе успокоиться». Обсуждается только данный поступок ребёнка, порицание не должно распространяться на прошлые проступки ребёнка и на его личность.
- Агрессивные дети имеют, как правило, низкий уровень эмпатии. Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Считается, что если «агрессор» сможет посочувствовать «жертве», то его агрессивная реакция в следующий раз будет слабее.
- Стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости и вины за агрессивное поведение, развивайте чувство сочувствия к другим.
- Попробуйте проиграть похожую ситуацию с детьми, обсудить её, например, с помощью каких-либо сказочных персонажей.
- Пусть ребята выскажут своё отношение к конфликту и найдут пути выхода из него, посмотрят на себя со стороны.
- Чаще разговаривайте с агрессивными детьми о палитре их собственных эмоциональных состояний.
- Используйте чувство юмора, стратегию на стимуляцию удивления через неожиданность, новизну действий и высказываний с целью переключения ребёнка – агрессора на другое состояние.
- Вводите стратегию на установление телесного контакта (прикосновения, рукопожатия, поглаживания и т. п.).
- Реагируя на вербальную агрессию (ругательства, ненормативная лексика, оскорбления и т. п.) обратите особое внимание на свой тон, эмоциональную окраску высказываний.
- Не применяйте угроз, паники, каких-то запретов.
- Говорите детям правду: ругань – это проявление собственного бессилия перед ситуацией, это только слова.
- Дайте ребёнку понять, что бранные слова могут очень сильно задеть человека и надолго оставить след в его жизни: «… Это всего лишь слова для тебя, но если прислушаться к смыслу того, что ты говоришь, то человеку может быть очень трудно простить тебе сказанное. Зачем наживать врагов?...».
- Высказывайте своё уважение человеку, который, воздержавшись от гнева и оскорбительных высказываний, проявил свою силу и зрелость.
(Презентация прилагается)
III. Анализ анкетирования (классный руководитель).
Анализ анкет показывает, что чаще всего младшие школьники анализируют качества своего характера с позиции взрослых.
Использованы в работе с детьми: анкета и тест.
Анкета «Незаконченные предложения»:
- Чаще всего я радуюсь, когда …
- Чаще всего я смеюсь, когда …
- Чаще всего у меня хорошее настроение, когда …
- Чаще всего я плачу, когда …
- Чаще всего я злюсь, когда …
- Чаще всего я обижаюсь, когда …
- Мне плохо, когда меня …
Тест «Какой Я?»:
Инструкция: перед Вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишете те качества, которые, по вашему мнению, могут относиться к Вам. Их должно быть не более пяти.
- Я – добрый
- Я – злой
- Я – нетерпеливый
- Я – упрямый
- Я – безразличный
- Я – хороший друг
- Я – умный
- Я – помощник
- Я – обидчивый
- Я – терпеливый
IV. Презентация выставки рисунков на тему «Мои чувства».
V. Подведение итогов.
Вручение памяток родителям по предупреждению детской агрессивности.
Используемая литература:
- Воскобойников В.М. «Как определить способности ребенка».
- Бреслав Г.Э. «Особенности детской агрессивности».
- Дубровина И.В. «Мы живем среди людей».
- Коляда М.Г. «Шпоргалка для родителей».
- Шебанова В.И. «Профилактика и коррекция агрессивного поведения дошкольников и младших школьников».