Использование на уроке компьютера и проектора по времени ограничено санитарными нормами, что, со своей стороны, позволяет построить урок по комбинированному типу, включив в него повторение изученного материала по ранее рассмотренным силам, практическое применение знаний и умений, изучение нового материала, использование мультимедийных средств самими учащимися для закрепления изученного. Такое построение материала позволяет вовлечь весь класс в рассмотрение темы, удерживать внимание учащихся на протяжении всего урока.
Цели урока:
Образовательные:
а) знания:
- выяснить физический смысл веса тела;
- создание теоретической базы для последующего изучения общетехнических и специальных предметов учебного плана средних и высших учебных заведений;
- формирование в сознании учащихся естественно- научной картины окружающего нас мира.
б) умения:
- изучить устройство и работу приборов для измерения сил;
- овладение основными методами естественно- научного исследования.
Воспитательные:
- формирование материалистического мировоззрения;
- вооружение учащихся правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;
- воспитание трудолюбия, инициативности, настойчивости в овладении практическими и теоретическими знаниями;
- воспитание бережного обращения с приборами.
Развивающие:
- развитие умения экспериментировать, включая знание устройства и принципа действия физического прибора- динамометра, его использование в конкретных условиях (задачах), делать выводы на основе полученных экспериментальных данных;
- развитие умения работать в группе (1 прибор – на парту);
- развитие простейших технических умений;
- развитие умения различать понятия веса и массы тела.
Тип урока: комбинированный урок, включающий в себя ознакомление с новым материалом, применение знаний и умений на практике, закрепление изученного.
Оборудование: динамометр (по одному на парту), тела калиброванной массы (102 г), небольшие тела различной массы (металлические цилиндры), мультимедийные средства обучения (компьютер, экран, проектор, обучающая программа «Интерактивные творческие задания», учебник, штатив с муфтой и лапкой), распечатанные конспекты.
Демонстрации:
- шкальный пружинный динамометр – динамометр Бакунинского;
- градуирование пружины динамометра;
- обозначение точки приложения веса (схема на доске);
- различие силы тяжести и веса тела (схема на доске);
- направление сил тяжести тела и упругости пружины (программа «Интерактивные творческие задания»).
Ход урока представлен в таблице.