Приложение (1 слайд)
Тип урока: продолжение объяснения нового материала.
Учебник: «Русский язык» Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова, Москва «Просвещение» 2005.
Цель: формировать навыки проверки парных согласных на конце слова путём изменения формы слова, способствовать развитию речи учащихся, развивать орфографическую зоркость в работе над предложением. (2 слайд)
Задачи:
Обучающие:
- Обеспечить условия необходимости поиска способа проверки правописания парных согласных на конце слова;
- Научить различать в словах на основе произношения звонкие и глухие согласные, определять их позицию и обозначать звуки буквами;
Развивающие:
- Развивать аналитико-синтезирующее мышление: умение анализировать, классифицировать, точно формулировать вывод;
- Развивать у учащихся навыки грамотного письма, речь;
- Развивать умение учащихся работать в должном темпе, в группе;
- Развивать инициативу, уверенность в своих силах.
Воспитывающие:
- Воспитывать положительное отношение к знаниям.
Ход урока
I. Организационный момент.
(3 слайд)
Дождь пошёл и не проходит,
Дождь, дождь.
Дождь идёт, хотя не ходит
Дождь, дождь.
Он прохожим хлещет в лица,
Дождь, дождь.
Долго-долго будет литься
Дождь, дождь.
– Какое слово очень часто употреблялось в отрывке из стихотворения А. Барто?
– Произвести слог звуковой анализ слова (Дождь).
– Как вы думаете, почему именно на этом слове я заострила ваше внимание? (Слово «дождь» заканчивается на парный согласный звук, стоящий в слабой позиции.) Почему оно требует проверки? (Звук слышим один, а буквой на письме обозначаем другой.) Произнесите слово дождь во множественном числе. Можно ли слово дожди назвать проверочным для слова дождь в единственном числе? В каких словах согласный слышится четко? Почему? (Когда после согласного звука стоит гласный, тогда согласный звук слышится четко.)
Сделайте вывод.
– Как проверить парный согласный на конце слова?
Вывод: обозначение на письме всех парных согласных в конце слов надо проверять. (Работа со схемой)
II. Актуализация знаний.
(4 слайд)
– Написание каких согласных звуков не вызывает затруднения? (Парные звонкие и глухие согласные звуки, которые стоят перед гласными.) Почему? (Перед гласными звуками парные согласные пишутся так же, как произносятся.)
– Написание каких согласных звуков вызывает затруднение? (Парных звонких и глухих согласных на конце слова.) Почему? (Звонкие и глухие парные согласные в конце слов произносятся одинаково глухо. В конце слов произношение и обозначение на письме парных согласных могут совпадать и не совпадать.)
– Что необходимо знать, чтобы не ошибиться в их написании? Смотрите схему.
– Откройте упр. 149 на с. 117.
– Каким образом вы догадались, какие буквы необходимо вставить в словах? Выполните задания к упражнению самостоятельно.
– Проверьте по образцу на доске.
– Кто выполнил без ошибок?
– Почему допущены ошибки?
III. Работа по теме урока.
(5 слайд)
1. Словарная работа.
– Отгадайте загадку:
Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная.
(Коньки)
– Запишите слово-отгадку, разделив его на слоги.
– Какими видами спорта невозможно заниматься без коньков?
Загадка эта не легка:
Пишусь всегда через два К.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я…
(хоккей)
Комментирование слов: хоккеист, хоккейный. (6 слайд)
– Придумайте и запишите предложение со словами хоккей и коньки.
– Подчеркните подлежащее и сказуемое.
2. Комментирование предложения (с места):
Мальчишки на коньках играют в хоккей.
Комментирование слов с использованием словаря:
деревня, берёза, серебро, берег.
Проговаривание ранее изученных слов по выбору учителя.
3. Комментирование предложения (с места): (7 слайд)
Морские волны плескались о берег.
Задание:
- Поставить ударения в словах предложения (самостоятельно). Проверить проговариванием.
- Подчеркнуть мягкие согласные. Назвать звуки, перед которыми согласные произносятся мягко.
- Какая орфограмма в слове берег? Почему оно требует проверки? (Стоит в слабой позиции. Звук слышим один, а буквой на письме обозначаем другой.)
Фикультминутка. (8 слайд)
4. Диктовка предложения: (9 слайд)
Коля повесил кормушку на большую берёзу.
- Выделить только безударные гласные, назвать проверочное слово.
- Разобрать предложение по членам (подчеркнуть подлежащее и сказуемое), комментировать.
5. Развитие знаний по теме: (10 слайд) Чистописание. Соединения.
Не в бровь, а в глаз.
– Как вы понимаете смысл этих пословиц?
– Какие орфограммы увидели в словах?
– Подберите проверочные слова.
- Повторение теории (работа со схемой):
«Назвать звонкие и глухие согласные. Повторить их парами. Что знаете о звонких и глухих согласных на конце слова? Как надо их проверять?» - Прокомментировать слова, записанные на доске: овра-( ) «Овраг – пишу на конце г, проверяю – овраги».
- Зу-( ), фла – ( ), сугро –( )
– Как напишешь: жук, шалаш, лес, крот, лёд, мороз, пляж, чиж, ландыш, этаж, гараж, дуб?
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
6. Предупредительный диктант (на доске вразброс написаны проверочные слова к тем словам, которые встретятся в тексте): (12 слайд)
Выпал пушистый снег. Мороз сковал землю. На пруду блестящий лёд. Вышли гуси на лёд. Пришли на берег, а воды нет. Стоят они и кричат. Снега, льды, морозы, берега.
Проверка: прочитали предложения, подбирая проверочные слова. ( По мере проверки слова на доске стираются.)
7. Обобщение по схеме: парные согласные на конце слова пишутся так же, как перед гласной в родственном слове.
IV. Выборочный диктант. (С проверочными словами)
Мёд в лесу медведь нашёл. (С. Маршак)
Роет землю старый крот, разоряет огород. (С. Маршак)
V. Работа по учебнику, с. 113-116.
Упр. 143 – устно выполнить задание, затем выяснить, в каких ещё словах есть парный согласный звук в слабой позиции. (Пароход, назад – позади, вперёд – впереди, гладь – на глади.)
– Прочитайте правило на с. 114.
Упр. 145 – самостоятельно с самопроверкой по образцу.
VI. Итоги урока
– Сегодня на уроке мы с вами узнали … (продолжают дети) (13 слайд)
– Мы с вами научились… (продолжают дети)
– Мы с вами сумели… (продолжают дети)
VII. Домашнее задание:
упр. 147 на с. 116.