Урок русского языка на тему "Парные звонкие и глухие согласные на конце слова"

Разделы: Начальная школа


Приложение (1 слайд)

Тип урока: продолжение объяснения нового материала.

Учебник: «Русский язык» Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова, Москва «Просвещение» 2005.

Цель: формировать навыки проверки парных согласных на конце слова путём изменения формы слова, способствовать развитию речи учащихся, развивать орфографическую зоркость в работе над предложением. (2 слайд)

Задачи:

Обучающие:

  • Обеспечить условия необходимости поиска способа проверки правописания парных согласных на конце слова;
  • Научить различать в словах на основе произношения звонкие и глухие согласные, определять их позицию и обозначать звуки буквами;

Развивающие:

  • Развивать аналитико-синтезирующее мышление: умение анализировать, классифицировать, точно формулировать вывод;
  • Развивать у учащихся навыки грамотного письма, речь;
  • Развивать умение учащихся работать в должном темпе, в группе;
  • Развивать инициативу, уверенность в своих силах.

Воспитывающие:

  • Воспитывать положительное отношение к знаниям.

Ход урока

I. Организационный момент.

(3 слайд)

Дождь пошёл и не проходит,
Дождь, дождь.
Дождь идёт, хотя не ходит
Дождь, дождь.
Он прохожим хлещет в лица,
Дождь, дождь.
Долго-долго будет литься
Дождь, дождь.

– Какое слово очень часто употреблялось в отрывке из стихотворения А. Барто?

– Произвести слог звуковой анализ слова (Дождь).

– Как вы думаете, почему именно на этом слове я заострила ваше внимание? (Слово «дождь» заканчивается на парный согласный звук, стоящий в слабой позиции.) Почему оно требует проверки? (Звук слышим один, а буквой на письме обозначаем другой.) Произнесите слово дождь во множественном числе. Можно ли слово дожди назвать проверочным для слова дождь в единственном числе? В каких словах согласный слышится четко? Почему? (Когда после согласного звука стоит гласный, тогда согласный звук слышится четко.)

Сделайте вывод.

– Как проверить парный согласный на конце слова?

Вывод: обозначение на письме всех парных согласных в конце слов надо проверять. (Работа со схемой)

II. Актуализация знаний.

(4 слайд)

– Написание каких согласных звуков не вызывает затруднения? (Парные звонкие и глухие согласные звуки, которые стоят перед гласными.) Почему? (Перед гласными звуками парные согласные пишутся так же, как произносятся.)

– Написание каких согласных звуков вызывает затруднение? (Парных звонких и глухих согласных на конце слова.) Почему? (Звонкие и глухие парные согласные в конце слов произносятся одинаково глухо. В конце слов произношение и обозначение на письме парных согласных могут совпадать и не совпадать.)

– Что необходимо знать, чтобы не ошибиться в их написании? Смотрите схему.

– Откройте упр. 149 на с. 117.

– Каким образом вы догадались, какие буквы необходимо вставить в словах? Выполните задания к упражнению самостоятельно.

– Проверьте по образцу на доске.

– Кто выполнил без ошибок?

– Почему допущены ошибки?

III. Работа по теме урока.

(5 слайд)

1. Словарная работа.

– Отгадайте загадку:

Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная.
(Коньки)

– Запишите слово-отгадку, разделив его на слоги.

– Какими видами спорта невозможно заниматься без коньков?

Загадка эта не легка:
Пишусь всегда через два К.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я…
(хоккей)

Комментирование слов: хоккеист, хоккейный. (6 слайд)

– Придумайте и запишите предложение со словами хоккей и коньки.

– Подчеркните подлежащее и сказуемое.

2. Комментирование предложения (с места):

Мальчишки на коньках играют в хоккей.

Комментирование слов с использованием словаря:

деревня, берёза, серебро, берег.

Проговаривание ранее изученных слов по выбору учителя.

3. Комментирование предложения (с места): (7 слайд)

Морские волны плескались о берег.

Задание:

  • Поставить ударения в словах предложения (самостоятельно). Проверить проговариванием.
  • Подчеркнуть мягкие согласные. Назвать звуки, перед которыми согласные произносятся мягко.
  • Какая орфограмма в слове берег? Почему оно требует проверки? (Стоит в слабой позиции. Звук слышим один, а буквой на письме обозначаем другой.)

Фикультминутка. (8 слайд)

4. Диктовка предложения: (9 слайд)

Коля повесил кормушку на большую берёзу.

  • Выделить только безударные гласные, назвать проверочное слово.
  • Разобрать предложение по членам (подчеркнуть подлежащее и сказуемое), комментировать.

5. Развитие знаний по теме: (10 слайд) Чистописание. Соединения.

Не в бровь, а в глаз.

Как вы понимаете смысл этих пословиц?

– Какие орфограммы увидели в словах?

– Подберите проверочные слова.

  • Повторение теории (работа со схемой):
    «Назвать звонкие и глухие согласные. Повторить их парами. Что знаете о звонких и глухих согласных на конце слова? Как надо их проверять?»
  • Прокомментировать слова, записанные на доске: овра-( ) «Овраг – пишу на конце г, проверяю – овраги».
  • Зу-( ), фла – ( ), сугро –( )

– Как напишешь: жук, шалаш, лес, крот, лёд, мороз, пляж, чиж, ландыш, этаж, гараж, дуб?

Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!

6. Предупредительный диктант (на доске вразброс написаны проверочные слова к тем словам, которые встретятся в тексте): (12 слайд)

Выпал пушистый снег. Мороз сковал землю. На пруду блестящий лёд. Вышли гуси на лёд. Пришли на берег, а воды нет. Стоят они и кричат. Снега, льды, морозы, берега.

Проверка: прочитали предложения, подбирая проверочные слова. ( По мере проверки слова на доске стираются.)

7. Обобщение по схеме: парные согласные на конце слова пишутся так же, как перед гласной в родственном слове.

IV. Выборочный диктант. (С проверочными словами)

Мёд в лесу медведь нашёл. (С. Маршак)
Роет землю старый крот, разоряет огород. (С. Маршак)

V. Работа по учебнику, с. 113-116.

Упр. 143 – устно выполнить задание, затем выяснить, в каких ещё словах есть парный согласный звук в слабой позиции. (Пароход, назад – позади, вперёд – впереди, гладь – на глади.)

– Прочитайте правило на с. 114.

Упр. 145 – самостоятельно с самопроверкой по образцу.

VI. Итоги урока

Сегодня на уроке мы с вами узнали … (продолжают дети) (13 слайд)

– Мы с вами научились… (продолжают дети)

– Мы с вами сумели… (продолжают дети)

VII. Домашнее задание:

упр. 147 на с. 116.