Пояснительная записка
В нашей стране уже сложилась система специальной коррекционно-педагогической помощи детям, имеющим задержку психического развития и другие, неярко выраженные отклонения в развитии. Для детей этой группы характерны различные особенности нарушения. Чаще всего наблюдается ярко выраженный синдром гиперактивности и дефицита внимания; нарушения эмоционально-волевой сферы; нарушения речи: бедный словарь, тяжелые нарушения в звуковой культуры речи, аграмматизмы, отсутствие связной речи.
Для коррекционно-педагогической помощи детям данной группы в настоящее время недостаточно методических разработок по составлению и проведению коррекционных занятий. В результате чего мною был разработан цикл занятий для детей среднего и старшего дошкольного возраста, имеющих ЗПР по познавательному и речевому развитию, с использованием как традиционных приемов обучения, так и не традиционных. При разработке своих занятий, я учитывала особенности детей имеющих нарушения, включила задачи базовой программа нашего учреждения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А.
Целью разработанного цикла занятий – формирование и коррекция всех компонентов речи через разнообразные нетрадиционные приемы и методы: речевые, пальчиковые, логоритмические и речедвигательные игры, упражнения на речемыслительную деятельность.
Использования на занятиях дидактических игр и упражнений с применением наглядного материала, способствует формированию у детей познавательного интерес конкретной темы, дети учатся наблюдательности, пытаются логически мыслить, сравнивать, анализировать. Использование на занятиях психогимнастики и релаксационных упражнений способствовует развитию эмоциональной сферы, коррекции поведенческих расстройств. Логоритмические упражнения помогают дошкольникам различать ритмический рисунок и соответственно ему выполнять движения. Точное сочетание речи и движения, выработка темпа и ритма речи еще не совершенны, но предпосылки к дальнейшему развитию уже наметились. Пальчиковая гимнастика очень нравится детям, и учит их координации, а также помогает развивать мелкую моторику. Использование словесных методов и приемов (беседа, загадки составление рассказов и т.д.) формирует у детей интерес к звучащему слову, способствует умению составлять небольшие предложения и маленькие рассказы. В целом применение традиционных методов и приемов в сочетании с нетрадиционными, увеличивают темп занятий и деятельность дошкольников.
Данный цикл занятий способствует формированию у детей осознанного отношения к людям, самому себе, сверстникам, ближайшему окружению, всему окружающему миру.
Использование этих приемов и методов способствует сохранению интереса на занятии, позволяет удерживать более длительное внимание у детей на протяжении всего занятия, делает его наиболее продуктивными. Все занятия построены с учетом принципа деятельностного подхода.
Задачи:
- Образовательные: расширить и систематизировать знания и представления об окружающем мире. Расширить, уточнять и активизировать словарь детей за счет новых слов существительных, глаголов, прилагательных; наречий; развивать умение составлять небольшие описательные рассказы на заданную тему, опираясь на схемы; разучить с детьми стихи, пословицы, загадки пальчиковые и логоритмические игры. Учить детей снятию психофизического напряжения через релаксационные упражнения.
- Коррекционные: развивать и корригировать психические процессы: восприятие, внимание, мышление, память; процессы синтеза и анализа; укреплять мелкую и общую моторику; развивать чувство ритма; формировать эмоциональную сферу.
- Воспитывать наблюдательность и активность на занятии; формировать нравственные ценности.
Разработаны следующие циклы занятий:
- «Путешествие по временам года» – 5 конспектов.
- «Мой любимый детский сад» – 2 конспекта.
- «Братья наши меньшие» – 5 конспектов.
Конспекты занятий можно использовать целиком, как итоговые фронтальные занятия, так же делить их и работать с подгруппой детей. Данные конспекты можно использовать в своей работе учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям коррекционных садов.
На фестиваль педагогических идей «Открытый урок» предлагаю один из конспектов цикла «Мой любимый детский сад» – «Моя любимая группа».
Результаты развития детей, имеющих ЗПР за 2009-2010 учебный год
Параметры | Уровни развития* (нач. года/конец года) | ||||
Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий | Динамика | |
Психические процессы | 0%/12% | 26%/54% | 28%/8% | 46%/26% | 80% |
Окружающий мир | 40%/60% | 0%/10% | 60%/30% | 0%/0% | 60% |
Развитие речи | 0%/13% | 17%/40% | 37%/20% | 46%/27% | 72% |
Результаты психолого-педагогического обследования детей группы свидетельствуют о необходимости продолжать работу в данном направлении.
Конспект занятия по познавательному и речевому развитию, с использованием нетрадиционных приемов обучения для детей старшего дошкольного возраста, имеющих ЗПР «Моя любимая группа»
Задачи: Формировать и расширять представления детей о ближайшем окружении, о себе, своих сверстниках, о группе, которую они посещают. Учить детей отвечать на вопросы педагога полным предложением, отгадывать загадки, формировать умение размышлять, анализировать, делать выводы. Закрепить адрес детского сада, номер и название группы. Развивать внимание, мышление, процессы синтеза и анализа. Активизировать речь детей, учить правильному употреблению существительных с другими частями речи. Учить составлять небольшие описательные рассказы, опираясь на схему. Развивать общую и мелкую моторику. Воспитывать дружеское, доброе отношение к сверстникам.
Оборудование: Разрезные картинки, игрушка Незнайка, картинки с изображением игрушек для отгадывания, цветные карандаши, схема для составления рассказа.
Примерный план занятия
I. Вводная часть.
Ребята, у нас в группе новенький – Незнайка! Его надо познакомить с группой, рассказать, где что находится. Мини-экскурсия по группе с целью закрепления всех зон и их назначение.
II. 2. Дидактическая игра «Расскажи Незнайке где что лежит».
Педагог начинает предложение, ребенок повторяет и придумывает окончание:
– Это музыкальный уголок, в нем находятся…
– Это уголок природы, дети учатся ухаживать за…
Дети вместе с педагогом делают обход группы, не пропуская ни одной развивающей зоны.
III. Дидактическая игра «Один – много».
Предложить детям найти и назвать что в группе по одному предмету, а что много.
– Аквариум один, растений много.
– Гараж один, машин много.
IV. Дидактическая игра: «Какие игрушки бывают».
Педагог предлагает ребятам собрать разрезные картинки, и узнать, какие игрушки изображены на картинке и есть ли такие игрушки в нашей группе.
V. Дидактическое упражнение «Придумай новое слово» – образование нового слова.
- У куклы светлые волосы. Кукла какая? (светловолосая).
- У неваляшки круглое лицо. Она какая? (круглолицая).
- У лошади быстрые ноги. Она какая? (быстроногая.)
VI. Речедвигательная игра «Детский сад».
Мы приходим в детский сад (ходьба на месте)
Там игрушки стоят.
Паровоз (имитация движения паровоза),
Пароход («крыша над головой»)
Дожидаются ребят.
Там картинки на стене (рисуем рамку в воздухе)
И цветы на окне (из пальцев сделали бутончик и раскрыли).
Захочу –
Поскачу (галоп на месте)
На игрушечном коне!
VII. Загадки об игрушках.
Педагог предлагает отгадать загадку и найти отгадку у себя на листочке и раскрасить.
Серый байковый зверюшка,
Косолапый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай.
И морковку ему дай!
Ответ: Зайка
Эти чудо-кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Все сначала начинаю.
Ответ: Кубики
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Ответ: Матрешка
Бьют его рукой и палкой –
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
Ответ: Мяч
Зверь забавный сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного.
И устрой ему берлогу.
Ответ: Плюшевый медведь
Пляшет крошка,
А всего одна ножка.
Ответ: Юла.
VII. Ребята, про какую игрушку не было загадки? (про лису), тогда я предлагаю вам разучить массаж, который называется «Лиса».
Самомассаж «Лиса».
Утром Лисонька проснулась, движения выполняются
Лапкой вправо потянулась, соответственно тексту.
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
В кулачок все пальцы сжала, все массажирующие движения выполняются
Растирать все лапки стала от периферии к центру:
Ручки, ножки и бока. от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.
Вот какая красота!
IX. Дидактическое упражнение «Наведем порядок в группе».
Педагог предлагает детям рассказать, где какая игрушка находится в группе, и познакомить с поговоркой «Каждой вещи - свое место»
X. Психогимнастика с элементами релаксации.
– Давайте превратимся в лесных зверей!
У нас славная осанка,
мы свели лопатки.
Мы походим на носочках,
а потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
и как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
и как серый волк-волчище.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому, что он продрог,
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
Спросить ребят, «Какие звери-игрушки есть в нашей группе?»
XI. Составление описательного рассказа о своей любимой игрушке, с использованием опорных схем.
Детям предлагается схема для рассказывания и образец рассказа педагога.
Примерный рассказ. Это мой детский сад. Он находится по адресу улица Парковая, дом №5. Наш детский сад – двухэтажное здание, в нем много окон. Я люблю в садике рисовать, играть, гулять и заниматься. В группе много игрушек, но моя самая любимая – кукла Оля. У меня много друзей – Саша, Полина, Вова. В садике мы проводим весь день, мы играем, занимаемся, кушаем, спим и гуляем. Я люблю свой детский сад и свою группу.
XII. Итог занятия.
Закрепить правила поведения в детском саду:
- Слушать взрослых.
- Не ссориться и не обижать детей. Называть друг друга по имени.
- Беречь игрушки, убирать игрушки за собой по окончанию игры.
Литература:
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 207 с.
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР – 2-у изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 160 с.