Занятие по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе на тему "В гостях у Каравая"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цели:

  1. Воспитание бережного отношения к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
  2. Актуализация словаря по теме.
  3. Совершенствование навыков связного высказывания, чтения, аналитико – синтетической деятельности.
  4. Развитие внимания, памяти, мышления.
  5. Развитие общей и мелкой моторики.
  6. Совершенствование навыков словообразования.

Оборудование: Сюжетные картинки; предметные картинки с изображением колосков ржи, пшеницы, овса, початка кукурузы; макет мельницы; зерна пшеницы, ржи ; мука пшеничная, ржаная; буквы разрезной азбуки, карточки с загадками, конверт с «письмом от Каравая», массажные мячи, кусочек ржаного хлеба, каравай, мяч, индивидуальные контейнеры с фасолью, планшеты из бархатной бумаги.

Предварительная работа: Беседа о работе на селе, заучивание пословиц и поговорок о хлебе.

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Ребята, сегодня мы поговорим с вами о самом вкусном и необходимом продукте, без него не обходится ни одно застолье, чаепитие, угощение.

Я загадаю вам загадки, и вы сразу поймете, о чем мы будем с вами говорить.

  • Отгадать легко и быстро:
    Мягкий, пышный и душистый,
    Он и черный, он и белый,
    А бывает подгорелый (хлеб)

  • Он бывает с толокном,
    Мясом, рисом и пшеном,
    С вишней, яблоком бывает.
    В печь его сперва сажают,
    А как выйдет он оттуда,
    То кладут его на блюдо.
    Ну, теперь зови ребят,
    По кусочку все съедят. (пирог)

– Вы конечно догадались,что сегодня мы будем говорить о хлебе. Где мы берем хлеб? (в магазине, булочной). Хлебобулочных изделий много, назовите их (булочки, печенье, бублики, пирожные, торты, …)

II. Основная часть занятия. 

Стук в дверь. Няня приносит письмо.

– Ребята, к нам пришло письмо, может это какая-то ошибка, и оно попало не по назначению? Давайте проверим, прочитаем адрес:(читает ребенок) город Воскресенск, детский сад «Теремок», группа номер 8.

– Письмо действительно адресовано нам. Интересно , кто нам его прислал? (чтение письма) «Дорогие ребята, приглашаю вас в гости. Жду с нетерпением. Каравай.»

– Ну, как, примем приглашение? Отправимся в гости к Караваю? Только куда же нам идти? Обратного адреса нет. Постойте, в конверте есть подсказки – загадки. Если мы их отгадает, найдем дорогу к караваю.

  • Какой конь землю пашет, а сена не ест? (трактор)

Здесь и далее, все загадки читают дети, отгадки выкладываются из букв разрезной азбуки.

Дети подходят к столу с сюжетными картинками (трактор с плугом, бороной, сеялкой).

Ответ собирают из букв (игра «Слово рассыпалось»).

Беседа по сюжетной картине.

– Здесь каравая нет. Отправляемся дальше.

  • Ты не клюй меня, дружок,
    Голосистый петушок.
    В землю теплую уйду,
    К солнцу колосом взойду.
    В нем таких, как я,
    Будет целая семья. (зерно)

Дети подходят к столу с пшеничными и ржаными зернами, рассматривают их , сравнивают внешний вид.

– Здесь тоже нет каравая. Отправляемся дальше.

  • Весь из золота отлит,
    На соломинке стоит (колос)

Дети подходят к столу с картинками колосков.

Какие колоски бывают ? Упражнение в словообразовании относительных прилагательных. Игра с мячом.

  • Колос пшеницы (ячменя, ржи,…) – пшеничный (ячменный, ржаной) колос.
  • Мука из пшеницы (ржи) – пшеничная (ржаная) мука.
  • Тесто из пшеничной муки – пшеничное тесто…

Ребята, посмотрите на картинки, мне кажется, одна из них лишняя. Почему? (выставлены колос ржи, овса, пшеницы, початок кукурузы). Игра «Четвертый лишний»

– Интересно, как из маленького зернышка вырастает большой, полновесный колос?

Динамическая пауза с элементами психогимнастики.

Представьте себе, что вы маленькие зерна, брошенные в землю. Лежит зернышко в земле – темно, сыро, мягко. Пригрело солнышко, прошел дождь, зерно набухло, лопнуло, и появился первый росток. Пробил росток землю и потянулся к солнцу. Качается на ветру, тянется. Прошло время, росток окреп, и появился колосок. Колоски золотые на ветру качаются. На ветру качаются, низко наклоняются.

Отправляемся дальше.

  • Что за птица: песен не поет, гнезда не вьет, людей и груз везет. (самолет)

– Когда растет колос, зреет зерно, важно подкормить растение, уберечь его от вредителей. В этом помогает авиация.

Идем дальше. Зерно созрело, пора убирать урожай.

  • Парикмахер необычный,
    гладко чуб стрижет пшеничный,
    И лежат за ним вразброс
    копны золотых волос. (комбайн)

– Кто работает на комбайне? Что делает комбайн? (комбайн убирает урожай с полей, косит, молотит, …)

– Хоть и собрано зерно, но еще не хлеб оно. Оправляемся дальше. Что потом с зерном творится?

  • В оборот зерно берут,
    В порошок его сотрут.
    Что это за порошок? (мука)

Муку везут в пекарню. Чем же станем мука? Отгадаем загадку?

  • Без рук, без ног, а в гору лезет. (тесто)

На большом хлебозаводе станет тестом та мука.

Хлебу путь уже недолгий. Вот он в булочной на полке, вот уже к тебе на стол он пожаловал – пришел.

– Ребята, давайте выложим слово «каравай» из фасолинок. Но преждесделаем массаж, подготовим наши ручки (берут массажные мячи). Массаж делается с одновременным чтением стихотворения « Хлеб»В. Мирясовой.

Важней, чем хлеб, продукта нет:
На завтрак, ужин и обед
Его к столу нам подают.
Хлеб в магазине продают.
Там на прилавках хлеб любой:
Пшеничный хлеб и хлеб ржаной,
Батон, душистый каравай –
Все, что угодно, выбирай!

А вот и наш Каравай. Ребята, посмотрите какой он. (Дети передают каравай из рук в руки и называют слова-признаки: хлеб – душистый, ароматный, вкусный, аппетитный, румяный, пшеничный, …)

– А вы знаете, что хлеб не всегда был таким, каким мы привыкли его видеть.

В Санкт-Петербурге есть единственный государственный музей хлеба. В нем можно увидеть различные виды и сорта выпечки, хлебобулочных изделий. Но, пожалуй, самым дорогим является вот такой маленький кусочек темного хлеба (на тарелке лежит 125-граммовый кусочек ржаного хлеба). Этот кусочек и хлебом назвать было трудно, ведь в нем всего малая часть (5 граммов) муки, а остальное – древесные опилки, трава (крапива, лебеда), отруби. Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпало страшное испытание – 900 дней вражеской блокады. Блокадники получали маленький кусочек хлеба на весь день. Но именно он, этот кусочекпомог людям не только выжить, но и победить. Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже самый маленький кусочек хлеба.

И мы с вами тоже должны относиться к хлебу уважительно, бережно.

Не сама собой природа хлеб на блюде подает.
Сколько требует ухода мать – земля за целый год.
Когда за столом вы, ребята сидите,
То помните, кто для вас хлеб создает:
Колхозник, рабочий, строитель, учитель,
Шахтер, машинист – весь Российский народ!

III. Итог занятия.

– Ребята, наше сегодняшнее путешествие подошло к концу. Что нового вы сегодня узнали?

Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете? (Дети называют пословицы и поговорки)

Как нужно относиться к хлебу? Почему?

Приглашение на дегустацию каравая.

Используемая литература: 

  1. В.В. Коноваленко, С.В Коноваленко. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия полексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. – М.: ГНОМ и Д., 2003.
  2. В.В. Коноваленко, С.В Коноваленко. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Картинный материал. – М.: ГНОМ и Д., 2003.