Цели:
- Воспитание бережного отношения к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
- Актуализация словаря по теме.
- Совершенствование навыков связного высказывания, чтения, аналитико – синтетической деятельности.
- Развитие внимания, памяти, мышления.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Совершенствование навыков словообразования.
Оборудование: Сюжетные картинки; предметные картинки с изображением колосков ржи, пшеницы, овса, початка кукурузы; макет мельницы; зерна пшеницы, ржи ; мука пшеничная, ржаная; буквы разрезной азбуки, карточки с загадками, конверт с «письмом от Каравая», массажные мячи, кусочек ржаного хлеба, каравай, мяч, индивидуальные контейнеры с фасолью, планшеты из бархатной бумаги.
Предварительная работа: Беседа о работе на селе, заучивание пословиц и поговорок о хлебе.
Ход занятия
I. Организационный момент.
– Ребята, сегодня мы поговорим с вами о самом вкусном и необходимом продукте, без него не обходится ни одно застолье, чаепитие, угощение.
Я загадаю вам загадки, и вы сразу поймете, о чем мы будем с вами говорить.
-
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый (хлеб) -
Он бывает с толокном,
Мясом, рисом и пшеном,
С вишней, яблоком бывает.
В печь его сперва сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят,
По кусочку все съедят. (пирог)
– Вы конечно догадались,что сегодня мы будем говорить о хлебе. Где мы берем хлеб? (в магазине, булочной). Хлебобулочных изделий много, назовите их (булочки, печенье, бублики, пирожные, торты, …)
II. Основная часть занятия.
Стук в дверь. Няня приносит письмо.
– Ребята, к нам пришло письмо, может это какая-то ошибка, и оно попало не по назначению? Давайте проверим, прочитаем адрес:(читает ребенок) город Воскресенск, детский сад «Теремок», группа номер 8.
– Письмо действительно адресовано нам. Интересно , кто нам его прислал? (чтение письма) «Дорогие ребята, приглашаю вас в гости. Жду с нетерпением. Каравай.»
– Ну, как, примем приглашение? Отправимся в гости к Караваю? Только куда же нам идти? Обратного адреса нет. Постойте, в конверте есть подсказки – загадки. Если мы их отгадает, найдем дорогу к караваю.
- Какой конь землю пашет, а сена не ест? (трактор)
Здесь и далее, все загадки читают дети, отгадки выкладываются из букв разрезной азбуки.
Дети подходят к столу с сюжетными картинками (трактор с плугом, бороной, сеялкой).
Ответ собирают из букв (игра «Слово рассыпалось»).
Беседа по сюжетной картине.
– Здесь каравая нет. Отправляемся дальше.
- Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем таких, как я,
Будет целая семья. (зерно)
Дети подходят к столу с пшеничными и ржаными зернами, рассматривают их , сравнивают внешний вид.
– Здесь тоже нет каравая. Отправляемся дальше.
- Весь из золота отлит,
На соломинке стоит (колос)
Дети подходят к столу с картинками колосков.
Какие колоски бывают ? Упражнение в словообразовании относительных прилагательных. Игра с мячом.
- Колос пшеницы (ячменя, ржи,…) – пшеничный (ячменный, ржаной) колос.
- Мука из пшеницы (ржи) – пшеничная (ржаная) мука.
- Тесто из пшеничной муки – пшеничное тесто…
– Ребята, посмотрите на картинки, мне кажется, одна из них лишняя. Почему? (выставлены колос ржи, овса, пшеницы, початок кукурузы). Игра «Четвертый лишний»
– Интересно, как из маленького зернышка вырастает большой, полновесный колос?
Динамическая пауза с элементами психогимнастики.
Представьте себе, что вы маленькие зерна, брошенные в землю. Лежит зернышко в земле – темно, сыро, мягко. Пригрело солнышко, прошел дождь, зерно набухло, лопнуло, и появился первый росток. Пробил росток землю и потянулся к солнцу. Качается на ветру, тянется. Прошло время, росток окреп, и появился колосок. Колоски золотые на ветру качаются. На ветру качаются, низко наклоняются.
Отправляемся дальше.
- Что за птица: песен не поет, гнезда не вьет, людей и груз везет. (самолет)
– Когда растет колос, зреет зерно, важно подкормить растение, уберечь его от вредителей. В этом помогает авиация.
Идем дальше. Зерно созрело, пора убирать урожай.
- Парикмахер необычный,
гладко чуб стрижет пшеничный,
И лежат за ним вразброс
копны золотых волос. (комбайн)
– Кто работает на комбайне? Что делает комбайн? (комбайн убирает урожай с полей, косит, молотит, …)
– Хоть и собрано зерно, но еще не хлеб оно. Оправляемся дальше. Что потом с зерном творится?
- В оборот зерно берут,
В порошок его сотрут.
Что это за порошок? (мука)
Муку везут в пекарню. Чем же станем мука? Отгадаем загадку?
- Без рук, без ног, а в гору лезет. (тесто)
На большом хлебозаводе станет тестом та мука.
Хлебу путь уже недолгий. Вот он в булочной на полке, вот уже к тебе на стол он пожаловал – пришел.
– Ребята, давайте выложим слово «каравай» из фасолинок. Но преждесделаем массаж, подготовим наши ручки (берут массажные мячи). Массаж делается с одновременным чтением стихотворения « Хлеб»В. Мирясовой.
Важней, чем хлеб, продукта нет:
На завтрак, ужин и обед
Его к столу нам подают.
Хлеб в магазине продают.
Там на прилавках хлеб любой:
Пшеничный хлеб и хлеб ржаной,
Батон, душистый каравай –
Все, что угодно, выбирай!
–А вот и наш Каравай. Ребята, посмотрите какой он. (Дети передают каравай из рук в руки и называют слова-признаки: хлеб – душистый, ароматный, вкусный, аппетитный, румяный, пшеничный, …)
– А вы знаете, что хлеб не всегда был таким, каким мы привыкли его видеть.
В Санкт-Петербурге есть единственный государственный музей хлеба. В нем можно увидеть различные виды и сорта выпечки, хлебобулочных изделий. Но, пожалуй, самым дорогим является вот такой маленький кусочек темного хлеба (на тарелке лежит 125-граммовый кусочек ржаного хлеба). Этот кусочек и хлебом назвать было трудно, ведь в нем всего малая часть (5 граммов) муки, а остальное – древесные опилки, трава (крапива, лебеда), отруби. Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпало страшное испытание – 900 дней вражеской блокады. Блокадники получали маленький кусочек хлеба на весь день. Но именно он, этот кусочекпомог людям не только выжить, но и победить. Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже самый маленький кусочек хлеба.
И мы с вами тоже должны относиться к хлебу уважительно, бережно.
Не сама собой природа хлеб на блюде подает.
Сколько требует ухода мать – земля за целый год.
Когда за столом вы, ребята сидите,
То помните, кто для вас хлеб создает:
Колхозник, рабочий, строитель, учитель,
Шахтер, машинист – весь Российский народ!
III. Итог занятия.
– Ребята, наше сегодняшнее путешествие подошло к концу. Что нового вы сегодня узнали?
Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете? (Дети называют пословицы и поговорки)
Как нужно относиться к хлебу? Почему?
Приглашение на дегустацию каравая.
Используемая литература:
- В.В. Коноваленко, С.В Коноваленко. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия полексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. – М.: ГНОМ и Д., 2003.
- В.В. Коноваленко, С.В Коноваленко. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Картинный материал. – М.: ГНОМ и Д., 2003.