Задачи «Недели психологии» :
- повысить интерес педагогов и родителей к психологии;
- показать реальные формы работы, возможности психологической службы детского сада;
- формировать интерес взрослых к миру ребенка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии;
- повысить психологическую компетентность педагогов и родителей ДОУ.
Предварительная работа:
- оформить стенды, информационные бюллетени по проблемам развития детей;
- разработать конспекты занятий с детьми,
- разработать положения к различным конкурсам для родителей всех возрастных групп, ознакомить с ними родителей и раздать им положения за несколько дней до «Недели психологии».
План «Неделя психологии»
Понедельник.
- Психологическая игра «Радуга настроений»
- Игра «Заколдованное сердце»
- Игра «Я- Всезнайка!»
- Психологический тест с улыбкой «Все заботы поровну?!» (Приложение 1)
- Галерея стенгазет: «Это интересно», «О наших детях», «Кризис трёх лет». «Юмористические советы по фен-шуй», «Советы родителям»
Вторник.
- Психологическая игра «Винни Пух и все, все, все»
- Игра «Заколдованное сердце»
- Игра «Я – Всезнайка!»
- Игра для педагогов и мл. воспитателей «Тайный друг»
- Беседа с детьми подгот. гр. на тему «Что такое счастье?»
- Галерея стенгазет: «Желаю Вам удачи!», «Рабочая неделя в картинках», «Какие мы мамы? Какие мы папы?» (Приложение 2), «Советуют дети», «Советы психолога»
Среда.
- Психологический тест с улыбкой «Какая вы хозяйка?» (Приложение 3).
- Анкетирование педагогов «Удовлетворенность психологической службой»
- Рисование и выставка работ «Моя семья»
- Галерея стенгазет: «Сам себе психолог», «Какие они – воспитатели?» (Приложение 4), «Какие у тебя глаза?», «Давайте сглаживать углы».
Четверг.
- Беседа с детьми подгот. гр на тему «Моя любимая мама»
- Занятие «У нас пальчики всегда- самые лучшие друзья».
- Тренинг для педагогов «Как повышать уверенность в себе»
- Выставка родительских работ в группах: «Педагогическая копилка», «Познакомьтесь- это Я!», «Мой портрет в лучах солнца», «Моя любимая мама».
Пятница.
- Тренинг «Как хорошо иметь друзей!»
- Подведение итогов конкурсов «Моя любимая мама», «Мой портрет в лучах солнца», «Педагогическая копилка», «Познакомьтесь – это Я!»
- Общесадовская выставка конкурсных родительских работ.
Закрытие «Недели психологии».
Содержание работы
С детьми подготовительных групп была проведена беседа на тему: «Что такое счастье?», «Что такое радость?» ( В какие минуты человек себя чувствует счастливым (радостным)? Какие события в вашей жизни можно назвать счастливыми (радостными)? Что может сделать человека счастливым?...). Ответами детей педагоги оформили плакаты, которые украшали коридоры детского сада.
Психологическая игра «Радуга настроения».
Цель: изучение настроения детей и взрослых в детском саду.
Утром, при входе в детский сад педагогам, детям и родителям предлагалось выразить свое настроение при помощи цветных кружочков (цвета Люшера). В каждой группе стояли коробочки для родителей, педагогов и детей с надписью:
«Подойди скорей сюда и возьми кружочек,
Цвет настроения свой брось в этот коробочек».
Такая же процедура повторялась вечером. При выходе с детского сада можно было прочитать, характеристику каждого цвета.
Затем были подведены итоги дня и оформлены на стенде в виде радуги.
Психологическая игра для детей «Заколдованное сердце»
Эта игра даёт возможность увидеть взаимоотношения внутри группы, умение детей обсуждать и решать поставленные задачи. Она помогает выявить положения детей в группе, эмоциональные отношения, как в группе, так и в отношениях с педагогом.
Содержание игры.
В разгар учебного дня воспитатель неожиданно пропадает из группы. Дети узнают, что Снежная королева заколдовала их воспитателя и превратила его в человека с ледяным сердцем. Каков человек с ледяным сердцем? Детям предстоит это увидеть и почувствовать. Они пройдут через различные испытания, полосу препятствий и в случае успеха сердце воспитателя начнет постепенно оттаивать.
Сплоченный коллектив не способна заморозить Снежная Королева. И когда все оказывается позади, воспитатель спасен, наступает настоящая радость для ребят. Оказывается, вместе они могут многое преодолеть!
Дети старших и подготовительных групп приняли участие в игре «Я –- Всезнайка!».
Цель: сплочение детского коллектива, поднятие общего эмоционального тонуса, развитие представлений об окружающем мире, обучение детей навыкам коллективной самоорганизации.
Каждая группа утром получила бланк с 20 вопросами, которые касались детского сада, детей и педагогов. Ответы необходимо найти и запомнить до 15.30. дня. В указанное время психолог с методистом приходили и задавали вопросы детям. Каждый Всезнайка получал сладкий приз.
Вопросы к игре «Я – Всезнайка»
- Какого цвета глаза у вашего воспитателя?
- Сколько дней в неделю вы ходите в садик?
- У кого в группе самые длинные волосы?
- Кто в группе самый высокий?
- Сколько в группе сегодня мальчиков?
- В какое время года День рождения у вашего воспитателя?
- Какие любимые цветы у вашего младшего воспитателя?
- Сколько цветочных горшков в вашей группе?
- У кого из девочек карие глаза?
- С какой стороны от входа в группу стоит стол воспитателя?
- Сколько ламп на потолке?
- У кого в группе самая большая семья?
- Назовите телефон скорой помощи и милиции.
- Сколько человек знают свой домашний адрес?
- Как зовут нашу медсестру?
- Сколько в вашей группе кукол?
- Как зовут детей воспитателя?
- Сколько человек могут изобразить самую смешную рожицу?
- У кого сегодня зеленая одежда?
- Какой рисунок нарисован на 2 и на 8 дверцах шкафчиков (в раздевалке)
Психологическая игра «Тайный друг» была проведена для педагогов и младших воспитателей.
Цель: игра способствует психологической разгрузке, повышению общего позитивного эмоционального тонуса, развитию толерантности, доброты и взаимоподдержки.
Педагогам и младшим воспитателям необходимо было написать и отправить по 5 писем с пожеланиями своим коллегам. Подписываться в письмах было необязательно.
День сегодня необычный – «Тайный друг» у нас игра.
Нас собрали дружно в з ле и сказали нам тогда:
Вам даю по 5 конвертов, пожеланья написать,
А потом в почтовый ящик попрошу их отправлять.
Правила игры такие:
Указать «Кому» письмо, чтоб по адресу дошло.
Пожелания любые, юморные и простые.
«От кого» писать не надо, так интересней будет, правда?!
И кому письмо отправил, держит это каждый в тайне.
Завтра ящик я открою, письма дружно заберу.
Пожеланья Вам оформлю, потом каждому вручу.
Все пожелания были оформлены в форме сердечек и вручены каждому сотруднику.
На следующий день педагогам было предложено заполнить анкету «Удовлетворенность психологической службой». (Приложение 5)
В четверг с детьми подготовительных групп была проведена беседа на тему: «Зачем ребенку нужна мама?», «За что меня любит мама?», «Моя любимая мама». Ответами детей были оформлены плакаты, которые украшали коридоры детского сада и заставляли родителей поразмышлять над некоторыми вопросами.
Педагоги всех групп приняли участие в тренинге «Как повышать уверенность в себе», который способствовал повышению самооценки, уверенности в себе, сформировал у участников позитивный настрой и теплую эмоциональную атмосферу.
С детьми старших групп был проведен тренинг «Как хорошо иметь друзей!», в ходекоторого решались следующие задачи:
- дать каждому ребенку возможность выразить свою индивидуальность,
- найти свои положительные черты и ощутить ценность своей личности;
- развивать чувство принадлежности к группе;
- развивать умение открыто проявлять свои эмоции и чувства, высказывать их;
- повысить настроение детей.
Во второй половине дня состоялось подведение итогов конкурсных работ родителей всех возрастных групп:
В конкурсе «Познакомьтесь – это Я!» приняли участие родители ясельных и младших групп.
Цели и задачи смотра-конкурса:
- Развивать эстетический вкус у родителей через обмен опытом.
- Способствовать взаимодействию родитель – ребенок – воспитатель.
- Повышать самооценку ребенка, формировать позитивное отношение к себе.
- Выразить любовь родителей к своим детям через сделанную работу в форме плаката
Содержание
Родителям предлагается выпустить красочную стенгазету о своем малыше «Познакомьтесь – это Я!» с фотографиями ребенка и его семьи и краткими пояснениями к ним.
В стенгазете необходимо отразить: что означает имя ребенка, кто выбирал это имя, почему (в честь кого) так назвали малыша.
Возможные рубрики: «Я люблю…», «Моя любимая игрушка», «Вот так мы любим отдыхать…», «Любимое занятие…»……
В конкурсе «Мой портрет в лучах солнца» приняли участие родители и дети средних групп.
Цели и задачи смотра-конкурса:
- Выявить предпочтения детей к своему имени
- Формировать у родителей представление о необходимости совместной деятельности с ребенком и радости от полученного результата.
- Развивать эстетический вкус у родителей через обмен опытом.
- Способствовать взаимодействию родитель – ребенок – воспитатель.
- Повышать самооценку ребенка, формировать позитивное отношение к себе.
- Выразить любовь родителей к своим детям через рисунок, аппликацию, поделку в форме солнышка.
Содержание
Родителям предлагается красочно оформить солнышко: в середине фото ребенка, на лучиках написать семейные прозвища или ласковые производные имени ребенка. А бабочку (божью коровку…) посадить на тот лучик, где написана та форма имени, которая больше всего нравиться ребенку.
Конкурс «Моя любимая мама» проходил для родителей и детей подготовительных групп, цель которого:
- выразить любовь ребенка к своей маме через сделанную работу;
- формировать у родителей представление о необходимости совместной деятельности с ребенком и радости от полученного результата.
Содержание
Форма выпуска: стенгазета, журнал, папка с файлами.
Работа должна быть красочной и содержать ответы ребенка на следующие вопросы:
- как можно проявить свою заботу к маме;
- какая твоя мама;
- какие поступки огорчают мою маму;
- чем можно порадовать мамочку;
- за что я (мы с папой) люблю свою маму;
- что я (мы с папой) хотел бы пожелать своей маме.
Работа может быть дополнена рисунками, фотографиями, стихами….
А так же для родителей средних – подготовительных групп был еще один конкурс «Педагогическая копилка», цель которого:
- познакомить родителей с разнообразными формами и методами разрешения различных проблем в воспитании детей через обмен опытом;
- обогатить арсенал воспитательных методов взаимодействия родителей в общении с детьми;
- способствовать анализу собственной воспитательной деятельности, развитию самонаблюдения, самооценки;
- помочь родителям наладить свои отношения с детьми и найти конструктивный способ решения конфликтных ситуаций в общении с ребенком.
Содержание
На 1-2 листах формата А4 родителям предлагается поделиться своими секретами воспитания ребенка в семье. Как вам, дорогие родители, удавалось выйти из тех или иных ситуаций с вашим ребенком; справиться с магазинной истерикой, приводить с хорошим настроением ребенка в садик, убирать за собой игрушки, делиться игрушками, во время ложиться спать, правильно вести себя в гостях и др. Расскажите нам о своей системе воспитания. Может быть, именно ваш совет поможет некоторым родителям наладить свои отношения с ребенком и найти конструктивный способ решения проблемы.
По окончании «Недели психологии» было проведено яркое и торжественное закрытие, на котором вручены призы победителям различных конкурсов, грамоты активным участникам и всем, кто оказывал содействие в проведении мероприятий.