Население и политическая карта мира. 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Задачи урока:

  • образовательные: Определить основные черты распределения населения на территории материка Южная Америка, рассказать, как формировалось население материка, дать информацию о судьбе коренного населения, сформировать представление о современной политической карте Южной Америке.
  • развивающие: Продолжить формировать умения анализировать и сопоставлять карты разного содержания. Через расширение знаний о профессиях географического направления, продолжить работу над профориентационной деятельностью. Применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности детей, развивать географическое мышление школьников, устную речь.
  • воспитательные: Воспитывать в детях чувства товарищества, дружбы, умение работать в коллективе, сопереживать товарищу, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку.

Оборудование: карта, таблицы.

Тип урока: урок новых знаний.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, поисково-исследовательский.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная

Приемы урока: рассказ, демонстрация, решение проблем

Средства обучения: вербально-информационные: ученик (учебник, карта, раздаточный материал)

Учитель: методические пособия для учителя, периодическая печать, научная литература

технические: ДВД, телевизор.

Наглядные: средства, воспроизводящие объекты, карты, таблицы

Ход урока

1. Организационный момент

-Здравствуйте ребята, садитесь.

2. Вводная беседа

-Тема нашего урока «Население и политическая карта»

-Откройте тетради, запишите тему урока

-Как вы думаете ,что вы нового узнаете сегодня на уроке? (ответы учеников)

-Все ваши ответы верны, для изучения нового материала нам необходим план.

План описания населения материка (план –каждому ученику)

  1. История заселения материка
  2. Численность населения и его размещение
  3. Народы, их занятия
  4. Современная политическая карта мира

ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ МАТЕРИКА

(Монолог учителя с показом географических объектов по карте)

Общепринято, что заселение Америки шло по сухопутному мосту через Беренгию из Северо-Восточной Азии. Более 35 тысяч лет назад на месте Берингова пролива была суша. В Южную Америку индейцы пришли из Северной Америки почти 20 тысяч лет назад. Они образовали многочисленные племена, заселившие весь материк.

-Ребята, кем происходило позднее заселение?(первыми были испанцы и португальцы, позднее выходцы из других стран Европы)

В конце 19 –начале 20 века в Южную Америку приехало много иммигрантов из Италии, Великобритании, Франции, Германии, Индии, Японии (все страны ребята находят по карте, информацию записывают опорным конспектом)

Численность населения и его размещение (на доске карта « Народы и плотность населения»)

- Откройте карту атласа « Народы и плотность населения» (С.4) – Определите как размещено население Южной Америки по территории материка? (распределено население крайне неравномерно)

- Какие территории менее заселены? Почему?

-Назовите территории ,где наибольшая плотность населения? Почему? (Ла-Платская низменность, северо-западная часть Анд ,восточное побережье Бразилии)

-Какие факторы повлияли на размещение населения? (Исторический фактор, природный фактор)

-Таким образом можно сделать вывод: Южная Америка является одним из наименее заселенных регионов мира со средней плотностью 20 ч/км2

Для справки  в мире 50 ч/км2

В России эта цифра больше 9 ч/км2,,а почему, ответ на этот вопрос вы узнаете в следующем году

Народы, их занятия

-Назовите, какие народы проживают на территории материка?

-Все население Южной Америки можно разделить на 2 группы.

-Итак коренное население индейцы, что известно о его происхождении?

- Как развивались отношения между европейцами и коренными жителями?

-Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на с. 182

Коренные жители (индейцы) пришлые добровольно (белая раса, в основном испанцы и португальцы) и негроидная раса живут на одной территории и поэтому быстро совершались смешанные браки. Потомки смешанных браков имеют смешанные внешние черты. Учитель вывешивает картины с расами

-Ребята откройте комплексную карту С.48

-Какой хозяйственной деятельностью занималось и занимается население Южной Америки? (В основном это земледелие) – Чем еще занимается население Южной Америки? (добыча полезных ископаемых)

- Какие культуры выращивают на территории Южной Америки, мы узнаем из спецрепортажа наших учащихся. (видеосъемка)

-Ребята обратите внимание на цену.

- Как вы думаете почему высокая цена на тропические фрукты? (затраты на дорогу, скоропортящиеся)

-Как вы думаете родиной, каких еще культур является Южная Америка?

- Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю провести конкурс эрудитов.

Конкурс эрудитов

-Эта культура была завезена из Америки в Европу в 1536 году. В Россию попала благодаря Петру 1, который привез из Голландии всего 1 мешок растений, распределил его содержимое по разным областям страны.

картофель

-Эту культуру выращивали сначала для украшения садов, а потом уже начали выращивать в промышленных масштабах. Под названием тропический ликер стали вывозить в другие страны.Пастух овец обратил внимание на то, что когда животные поедали листья или плоды с этого кустарника, то становились возбужденными и даже как будто танцевали. Позднее монахи во время проповедей тоже использовали плоды, чтобы не зевать. (кофе)

-По выращиванию этой культуры Бразилия занимает 2 место в мире, а по производству сока 1 место. Приготовить свежевыжатый сок могут прямо на ваших глазах. (апельсин)

-Ацтеки готовили из этого растения напиток который пили с перцем, кукурузой, ванилью и называли его «цокоальт»-горькая вода. В настоящее время этот напиток является любимым лакомством детей. (какао)

Политическая карта

-Формирование политической карты началось в1542 году.

-Предлагаю вам сформировать образ политической карты по устному описанию.- Когда Колумб в 1492 году впервые увидел этот остров-страну с буйной растительностью и спускающимися к морю горами, он, по преданию, воскликнул: « Это чудо». В1804 году негры-рабы покончили с французским господством и основали первую независимую негритянскую республику.

ГАИТИ

- Испанские завоеватели, давшие имя стране от латинского слова «серебро»,не нашли в ней драгоценных металлов, за которыми охотились. Они и реку Ла- Плата окрестили так, полагая, что плывут по ней в сказочную страну Эльдорадо. Столица страны означает «хороший попутный ветер». О какой стране идет речь? Аргентина

- Эта страна расположена на экваторе. Страна занимает 2 место по запасам нефти в Латинской Америке, после Венесуэлы. « Бриллиант на перстне мира»- так образно называл страну один из поэтов. Название страны происходит от латинского слова «уравнивать». О какой стране идет речь?

Эквадор

-Это государство имеет самую длинную и узкую территорию в мире: в длину 4300 км и 15355 км в ширину. В переводе с индейского название страны означает «снег». О каком государстве идет речь?

Чили

-Страна Латинской Америки, славится своими запасами нефти. Для нее не существует энергетического кризиса, так как она является обладательницей больших запасов «черного золота»; зато в стране не хватает запасов воды. Зачастую ее продают по цене бензина. Что это за страна? Венесуэла

Эта страна 5 по территории и 7 по числу жителей государство мира. Территория страны составляет 48% территории всей Южной Америки.12 тысяч видов растительности свойственно только этой стране (молочные деревья, винная пальма, шоколадное дерево и бутылочное дерево). Назовите государство, прошлую и нынешнюю столицу. Бразилия. Рио-де-Жанейро. Бразилиа.

-Какие ассоциации возникают при слове Бразилия? (карнавал) Просмотр видеоролика про карнавал

Итог

- Ребята, с чем мы познакомились сегодня на уроке? -Оценки за урок получают следующие ученики.

Домашнее задание:

параграф 31, подготовить дополнительный материал о культуре Бразилии.