Задачи урока:
- образовательные: Определить основные черты распределения населения на территории материка Южная Америка, рассказать, как формировалось население материка, дать информацию о судьбе коренного населения, сформировать представление о современной политической карте Южной Америке.
- развивающие: Продолжить формировать умения анализировать и сопоставлять карты разного содержания. Через расширение знаний о профессиях географического направления, продолжить работу над профориентационной деятельностью. Применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности детей, развивать географическое мышление школьников, устную речь.
- воспитательные: Воспитывать в детях чувства товарищества, дружбы, умение работать в коллективе, сопереживать товарищу, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку.
Оборудование: карта, таблицы.
Тип урока: урок новых знаний.
Методы урока: объяснительно-иллюстративный, поисково-исследовательский.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная
Приемы урока: рассказ, демонстрация, решение проблем
Средства обучения: вербально-информационные: ученик (учебник, карта, раздаточный материал)
Учитель: методические пособия для учителя, периодическая печать, научная литература
технические: ДВД, телевизор.
Наглядные: средства, воспроизводящие объекты, карты, таблицы
Ход урока
1. Организационный момент
-Здравствуйте ребята, садитесь.
2. Вводная беседа
-Тема нашего урока «Население и политическая карта»
-Откройте тетради, запишите тему урока
-Как вы думаете ,что вы нового узнаете сегодня на уроке? (ответы учеников)
-Все ваши ответы верны, для изучения нового материала нам необходим план.
План описания населения материка (план –каждому ученику)
- История заселения материка
- Численность населения и его размещение
- Народы, их занятия
- Современная политическая карта мира
ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ МАТЕРИКА
(Монолог учителя с показом географических объектов по карте)
Общепринято, что заселение Америки шло по сухопутному мосту через Беренгию из Северо-Восточной Азии. Более 35 тысяч лет назад на месте Берингова пролива была суша. В Южную Америку индейцы пришли из Северной Америки почти 20 тысяч лет назад. Они образовали многочисленные племена, заселившие весь материк.
-Ребята, кем происходило позднее заселение?(первыми были испанцы и португальцы, позднее выходцы из других стран Европы)
В конце 19 –начале 20 века в Южную Америку приехало много иммигрантов из Италии, Великобритании, Франции, Германии, Индии, Японии (все страны ребята находят по карте, информацию записывают опорным конспектом)
Численность населения и его размещение (на доске карта « Народы и плотность населения»)
- Откройте карту атласа « Народы и плотность населения» (С.4) – Определите как размещено население Южной Америки по территории материка? (распределено население крайне неравномерно)
- Какие территории менее заселены? Почему?
-Назовите территории ,где наибольшая плотность населения? Почему? (Ла-Платская низменность, северо-западная часть Анд ,восточное побережье Бразилии)
-Какие факторы повлияли на размещение населения? (Исторический фактор, природный фактор)
-Таким образом можно сделать вывод: Южная Америка является одним из наименее заселенных регионов мира со средней плотностью 20 ч/км2
Для справки в мире 50 ч/км2
В России эта цифра больше 9 ч/км2,,а почему, ответ на этот вопрос вы узнаете в следующем году
Народы, их занятия
-Назовите, какие народы проживают на территории материка?
-Все население Южной Америки можно разделить на 2 группы.
-Итак коренное население индейцы, что известно о его происхождении?
- Как развивались отношения между европейцами и коренными жителями?
-Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на с. 182
Коренные жители (индейцы) пришлые добровольно (белая раса, в основном испанцы и португальцы) и негроидная раса живут на одной территории и поэтому быстро совершались смешанные браки. Потомки смешанных браков имеют смешанные внешние черты. Учитель вывешивает картины с расами
-Ребята откройте комплексную карту С.48
-Какой хозяйственной деятельностью занималось и занимается население Южной Америки? (В основном это земледелие) – Чем еще занимается население Южной Америки? (добыча полезных ископаемых)
- Какие культуры выращивают на территории Южной Америки, мы узнаем из спецрепортажа наших учащихся. (видеосъемка)
-Ребята обратите внимание на цену.
- Как вы думаете почему высокая цена на тропические фрукты? (затраты на дорогу, скоропортящиеся)
-Как вы думаете родиной, каких еще культур является Южная Америка?
- Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю провести конкурс эрудитов.
Конкурс эрудитов
-Эта культура была завезена из Америки в Европу в 1536 году. В Россию попала благодаря Петру 1, который привез из Голландии всего 1 мешок растений, распределил его содержимое по разным областям страны.
картофель
-Эту культуру выращивали сначала для украшения садов, а потом уже начали выращивать в промышленных масштабах. Под названием тропический ликер стали вывозить в другие страны.Пастух овец обратил внимание на то, что когда животные поедали листья или плоды с этого кустарника, то становились возбужденными и даже как будто танцевали. Позднее монахи во время проповедей тоже использовали плоды, чтобы не зевать. (кофе)
-По выращиванию этой культуры Бразилия занимает 2 место в мире, а по производству сока 1 место. Приготовить свежевыжатый сок могут прямо на ваших глазах. (апельсин)
-Ацтеки готовили из этого растения напиток который пили с перцем, кукурузой, ванилью и называли его «цокоальт»-горькая вода. В настоящее время этот напиток является любимым лакомством детей. (какао)
Политическая карта
-Формирование политической карты началось в1542 году.
-Предлагаю вам сформировать образ политической карты по устному описанию.- Когда Колумб в 1492 году впервые увидел этот остров-страну с буйной растительностью и спускающимися к морю горами, он, по преданию, воскликнул: « Это чудо». В1804 году негры-рабы покончили с французским господством и основали первую независимую негритянскую республику.
ГАИТИ
- Испанские завоеватели, давшие имя стране от латинского слова «серебро»,не нашли в ней драгоценных металлов, за которыми охотились. Они и реку Ла- Плата окрестили так, полагая, что плывут по ней в сказочную страну Эльдорадо. Столица страны означает «хороший попутный ветер». О какой стране идет речь? Аргентина
- Эта страна расположена на экваторе. Страна занимает 2 место по запасам нефти в Латинской Америке, после Венесуэлы. « Бриллиант на перстне мира»- так образно называл страну один из поэтов. Название страны происходит от латинского слова «уравнивать». О какой стране идет речь?
Эквадор
-Это государство имеет самую длинную и узкую территорию в мире: в длину 4300 км и 15355 км в ширину. В переводе с индейского название страны означает «снег». О каком государстве идет речь?
Чили
-Страна Латинской Америки, славится своими запасами нефти. Для нее не существует энергетического кризиса, так как она является обладательницей больших запасов «черного золота»; зато в стране не хватает запасов воды. Зачастую ее продают по цене бензина. Что это за страна? Венесуэла
Эта страна 5 по территории и 7 по числу жителей государство мира. Территория страны составляет 48% территории всей Южной Америки.12 тысяч видов растительности свойственно только этой стране (молочные деревья, винная пальма, шоколадное дерево и бутылочное дерево). Назовите государство, прошлую и нынешнюю столицу. Бразилия. Рио-де-Жанейро. Бразилиа.
-Какие ассоциации возникают при слове Бразилия? (карнавал) Просмотр видеоролика про карнавал
Итог
- Ребята, с чем мы познакомились сегодня на уроке? -Оценки за урок получают следующие ученики.
Домашнее задание:
параграф 31, подготовить дополнительный материал о культуре Бразилии.