Цель: Расширение представлений детей о типичных зимних явлениях.
Задачи:
- Актуализировать представления детей о типичных зимних явлениях.
- Увлекать детей красотой зимней природы, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
- Развивать речь детей, упражнять в подборе определений к существительным, активизировать словарь детей.
- Активизировать двигательную активность детей.
- Способствовать сплочению отношений между детьми и родителями через совместные игры и наблюдения.
Тип занятия: Экскурсия.
Материалы:
- Снежинки из плотной бумаги, разрезанные пополам на каждого ребёнка и взрослого.
- Цветные льдинки.
- Санки.
Ход экскурсии.
Воспитатель. Сегодня мы собрались в парке, чтобы полюбоваться зимним пейзажем, поиграть, отдохнуть и просто побыть всем вместе.
Посмотрите вокруг. Скажите какой парк зимой? (Спящий, неподвижный, таинственный).
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф.Тютчев
Даваете все вместе послушаем, что можно услышать зимой в парке? (Тишина. Скрип снега под ногами. Задувание ветра).
Вспомните, какие звуки слышали в парке весной и летом? (Щебетание птиц, щелест листвы). А почему сейчас так тихо? Почему мало птиц? (С похолоданием стало мало корма, семян, ягод, поэтому часть птиц уетела, а те какие остались, перебрались ближе к жилью человека. Здесь легче найти корм и теплее).
Дети, назовите птиц, которые у нас зимуют.
Игра «Загадай загадку о птице».
(Дети придумывают загадки, рассказывая о внешнем виде, повадках зимующих птиц, а родители отгадывают).
Подвижная игра «Два Мороза»
(Дети играют вместе с родителями)
Воспитатель. Побегали, разогрелись. Отгадайте загадку:
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.
(Снег)
Игра-соревнование «Кто больше назовёт определений к слову «снег»?»
(Две команды «Родители» и «Дети» по очереди называют определения к слову «снег». За правильный ответ, команда получает по одной разноцветной льдинке. В конце игры подсчитывается их количество. Выигрывает команда, у которой больше разноцветных ледяных фигурок).
Воспитатель. А вот ещё одна загадка:
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка)
Игра «Найди вторую половину снежинки».
(Одна половинка снежинки, вырезанная из бумаги, раздаётся каждому ребёнку, вторая такая же часть- родителям. Дети и взрослые находят свои половинки снежинок).
Воспитатель. Дети, вы знаете пословицы и поговорки о зиме? (Да). А вы, уважаемые родители? (Да). Тогда давайте посоревнуемся. (Дети и родители по очереди называют по одной пословице или поговорке. За правильный ответ даётся одна цветная льдинка).
Воспитатель. Дети, назовите первый месяц зимы. (Декабрь). В народе декабрь называют «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц. На смену декабрю приходит? (Январь). Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе янваоь называют «лютень» или «лютовей». И последний месяц зимы, как называется? (Феврвль). Метели и вьги наметают высокие сугробы, а порывистые ветра гонят по земле снежную позёмку, в старину февраль называли «снеговеем». Кружатся, летят белые пушистые снежинки, покрывают поля и леса. Много весёлых забав у детворы. А вам, какие зимние развлечения нравятся? (Катание на санках, лыжах, коньках, строить снежные крепости, играть в снежки, лепить снежную бабу).
Сперва с горы летишь на них,
А после в гору тянешь их.
(Санки)
Игра «Любишь кататься, люби и саночки возить»
(Дети и взрослые делятся на две команды. У каждой команды одни санки. По сигналу, по двое детей садятся в одни санки и взрослый везёт их до отмеченной черты, обратно дети везут взрослого, а он сидя помогает им как может. Победившую команду чествуют феерверком из снега).
Родители предлагают всем попить чай, приготовленный заранее в термосах. Во время чаепития обмениваются своими впечатлениями. Все вместе развешивают цветные льдинки на деревьях, прощаются с парком и расходятся.
Список литературы:
- Т.И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи»
- Т.А. Шорыгина «Какие месяцы в году?»