Имена, имена, имена –
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна эта страна –
Так и имя – загадка и тайна.
Александр Бобров
Адресован: учащимся начальной школы.
Участники проекта: педагоги, дети.
Тип проекта: поисково-исследовательский.
Цели проекта:
- с помощью изучения имён показать индивидуальность, неповторимость каждого человека;
- выявить роль имени в жизни человека.
Задачи проекта:
- изучить историю и значения имён;
- развивать навыки исследовательской деятельности;
- прививать любовь к своему имени и к имени окружающих.
Работа над проектом: Существует специальная наука, изучающая имена – ОНОМАСТИКА.
Содержание проекта
Что такое имя человека?
Слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нём с другими.
Если спросить человека о том, какое слово он слышит чаще всего, то, скорее всего, этим словом окажется имя человека.
Имя – это первое, что получает человек, что слышит ребёнок при рождении. Он ещё не понимает, что означает имя, но чаще других слов слышит именно своё имя.
Имя – это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлёты и падения.
Роль имени в жизни человека:
- Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми.
- Наше имя связывает нас с малой и большой Родиной.
- Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты.
Информация, которую несёт в себе имя:
- Конкретное значение слова. Например, Николай – победитель народов, Нина – госпожа, царица. Но эта информация влияет на человека меньше всего. Это происходит из-за иностранного происхождения имен, и, что такие сведения мало кто воспринимает всерьез.
- Имена воспринимаются и как мелодия, имеющая свой ритм; размер и пластику. В любом слове заключена какая-либо музыка – мажорная, минорная, призывная или успокаивающая. Эта музыка улавливается в звучании имени и будет жить с человеком и его характером.
История русских имён
Наши предки относились к именам очень бережно.
Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить.
Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.
- Называли по внешним признакам: Крепыш, Хромой, Косой, Милава.
- Называли по черте характера:Добрыня, Молчун, Умник, Несмеяна.
- Называли по порядку рождения: Первуша, Третьяк, Одинец, Пятой.
- Называли по прозвищу: Зайцев, Горяев, Нежданов.
Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.
Социологическое исследование «Какие же имена есть в начальных классах нашей школы?»
Девочки
- 1 место: Даша, Катя – 8
- 2 место: Настя – 7
- 3 место: Кристина, Ксения, Вика – 4
Мальчики
- 1 место: Кирилл, Саша, Артём, Ваня, Максим – 5
- 2 место: Илья, Андрей – 4
- 3 место: Никита, Дима, Рома –3
Редкими оказались следующие имена
У девочек | У мальчиков | ||||
Оля | Айзирек | Наташа | Володя | Эрик | Рудик |
Назрин | Алина | Ниана | Эльнур | Коля | Алёша |
Милана | Саида | Аня | Марк | Христофор | Бабкен |
Божена | Диана | Алсу | Оганнес | Роберт | Егор |
Сабина | Карина | Дамир | Нурбек | Вася | |
Эля | Виталия | Матвей | Серёжа | Антон | |
Полина | Влада | Юра | Гена | Элтун |
А что же обозначают эти редкие женские имена?
- Анна (Аня) (древнееврейское) – милость.
- Алина (латинское) – другая, чужая.
- Божена (древнеславянское) – под покровительством Бога.
- Владислава (Влада) (древнеславянское) – владеющая славой.
- Диана (латинское) – божественная.
- Карина (латинское) – вперёд смотрящая.
- Милана (древнеславянское) – милая.
- Наталья (Наташа) (латинское) – родная.
- Ольга (Оля) (древнеславянское или скандинавское) – святая, священная, ясная, светлая, мудрая, роковая.
- Полина (греческое) – многозначительная; (латинское) – маленькая.
- Сабина (латинское) – сабинянка (название племени сабинян).
- Элеонора (Эля) (греческое) – сострадание, милосердие.
А что же обозначают эти редкие мужские имена?
- Антон (древнеримское) – вступающий в бой.
- Алексей (Алёша) (древнегреческое) – защищать.
- Бабкен (армянское) – младший сын отца.
- Владимир (Володя) (славянское) – владеющий миром.
- Василий (греческое) – царь.
- Геннадий (Гена) (греческое) – благородный, великородный.
- Дамир (тюркское) – настойчивый.
- Егор (греческое) – земледелец.
- Матвей (древнееврейское) – божий человек.
- Николай (Коля) (греческое) – победитель народов.
- Роберт (древнегерманское) – неувядаемая слава.
- Сергей (Серёжа) (латинское) – высокий, высокочтимый.
- Христофор (древне-греческое) – несущий Христа.
- Эрик (древне-германское) – благородный предводитель
Социологическое исследование «Анкетирование в моём классе (3 «Б») и среди педагогов начальной школы»
Вопросы анкеты
- Что означает моё имя?
- Нравится ли тебе твоё имя?
а) да,
б) нет,
в) не очень. - Почему?
- Зачем человеку имя?
Результаты анкетирования в моем классе
- Что означает моё имя?
знают – 17; не знают – 10. - Нравится ли тебе твоё имя?
да – 23; нет – 0; не очень – 4. - Почему?
«Да» – «имя чудесное и хорошее», «звучит и произносится красиво», «доброе и ласковое», «счастливое».
«Не очень» – «хочу другое имя». - Зачем человеку имя?
«Чтобы понять, кого вызывают к доске», «позвать другого человека», «не путаться».
Затруднились ответить – 4 человека.
Результаты анкетирования среди педагогов начальной школы
- Что означает моё имя?
знают – все. - Нравится ли тебе твоё имя?
да – всем. - Почему?
«Очень нежное, красивое», «звучит строго и нежно», «в имени много твёрдых согласных», «значение имени совпадает с моей профессией», «встречается в русских сказках». - Зачем человеку имя?
«Имя задаёт программу жизни человека, его судьбу», «выделить из числа других людей», «имя даёт индивидуальность человеку».
Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.
«Имя в жизни человека» – Приложение.