Цели урока:
- систематизировать и расширить представления детей о родной стране и своем городе, познакомить с государственной символикой России;
- дать представление о разнообразии природы нашей страны;
- развивать речь уч-ся, внимание, память.
- воспитывать любовь к Родине, уважение и гордость за страну, чувства бережного отношения к окружающему миру.
Оборудование: слайды о государственной символике России, о природе, городах нашей страны; интерактивная доска SMART Board и ноутбук; аудиозаписи песни «Увезу тебя я в тундру», «Веселый ветер»; лист для рисования, кроссворд.
Ход урока
I. Организационный момент
Звучит песня «Веселый ветер». (Презентация, слайд 2)
II. Актуализация знаний
Работа с тестами.
Тест
-
Какие из перечисленных предметов относятся к мебели?
а) книга; б) диван; в) холодильник. -
Какие из перечисленных предметов относятся к бытовой технике?
а) телевизор; б) стол; в) шкаф. -
Что может быть опасно для тебя, когда ты один дома?
а) чтение книги; б) еда за столом; в) электричество. -
Какой из перечисленных предметов лишний?
Диван, кровать стол, магнитофон, тумбочка. -
Какое обобщающее слово подходит к перечисленным предметам: Компьютер, стиральная машина, телевизор, микроволновая печь.
а) бытовая техника; б) мебель; в) посуда. -
Угадай загадку:
Ходит-бродит по коврам,
Водит носом по углам.
Где прошел – там пыли нет.
Пыль и сор – его обед.
III. Сообщение темы и целей урока
Учитель: Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы с вами будем путешествовать. Путешествие наше будет необычным, интересным, увлекательным.
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть.
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
IV. Работа над новой темой
Учитель: Итак, начинаем наше путешествие. Закройте глаза, представьте, что мы летим на самолете.
– Ребята, как называется страна, в которой мы с вами живем? (Россия)
– А кто знает название главного города, столицы России? (Москва)
– Что вы знаете о России? (Это самая огромная страна во всем мире)
– А знаете ли вы, что у любого государства есть свои символы? (Слайды 3-6). Беседа о государственных символах страны.
Он звучит торжественно,
Все встают приветственно –
Песню главную страны
Уважать мы все должны.
(Гимн)
Раньше звали его стягом,
С ним идут парадным шагом,
Назовёт солдат любой
Символ славы боевой.
(Флаг)
– Давайте отправимся в путешествие по нашей стране. (слайд 7)
– Начнем его с самого дальнего, холодного уголка, где дольше всего гостит зима. Эту часть нашей необъятной страны называют Крайним Севером. (слайды 8-9
1. Звучит песня «Увезу тебя я в тундру…»
– По каким признакам можно сказать, что это холодный район? (По животному миру, по жилищным условиям людей)
– Каких животных вы видите? (песец)
– Как же они там живут, в таком холоде? (У них густая, длинная шерсть, защищающая их в лютые морозы)
– Ребята, как вы думаете, где живут люди на Крайнем Севере? (В домах)
– Дома эти называются чумы. Их местные жители собирают из оленьих шкур. (слайд 9)
– А на чем люди ездят? (На санях) (слайд 10)
– Эти сани называются нарты. На нартах, запряженных оленями, перевозят не только людей, но и грузы.
2. Физминутка под музыку «Мы поедем, мы помчимся…»
3. Знакомство с особенностями жизни Тайги.
Учитель: Чтобы продолжить наше путешествие, вы должны разгадать кроссворд. (Кроссворд на доске)
-
Украшает лес Сибирь.
Поражает его ширь.
Пихты, сосны, кедр, ель.
Что за лес, скажи теперь.
(Тайга) -
Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою ... (страну). -
Я – город-герой,
Стою над Невой.
(Петербург) -
С городом этим
Трудно сравниться.
Главный в стране он,
Это – ... (столица). -
Назовёте сразу вы
Символ города Москвы.
Площадь там зовётся Красной,
Бьют часы на башне Спасской.
(Кремль)
Путешествие наше продолжается. В густом лесу тайги нам встретился знакомый нам зверь. Кто догадался, кто это? (Волк) (слайды 11-13)
– Какую интересную особенность о волке вы знаете? (Выступление ученика)
– Какую особенность природы вы заметили на этих слайдах? (густые леса)
– В этих краях люди издавна занимались охотой, собирали в лесу лечебные травы, ягоду. Велики и подземные богатства этого края. Например, здесь добывают нефть, природный газ.
Путешествуя дальше, мы видим реки, горы, города нашей огромной страны. (слайды 14-16)
– Как вы думаете какой это город? (слайд 17)
– Как вы догадались?
– Назовите что вы узнали на этом рисунке? (Кремль)
– Кто из вас там был?
– Что интересного вы там видели?
– А если мы поедем дальше, то мы увидим ещё один замечательный город нашей страны – Санкт – Петербург. (слайд 18)
– Может быть кто – то там был, расскажите что вы там видели, какие достопримечательности этого города запомнили? (Рассказ ученика)
– Кто догадался какой город вы видите на следующем слайде? (Казань) (слайд 19)
– Итак, мы заглянули во многие уголки нашей страны. А какой город является для вас самым дорогим уголком? (Слайд 20)
– Знаете ли вы как называется наш город? (Бугульма)
– Что значит это название? (На татарском языке название города означает «серпантин», нечто извилистое, меняющее направление)
– Каждый из вас, наверное, видел на сколько извилиста речушка, протекающая вдоль нашего города.
– Кто знает чем знаменит этот дом? Что интересного вы еще знаете о нашем городе?
4. Выступление сотрудника краеведческого музея.
Беседа о достопримечательностях города.
V. Задание-игра «Продолжай не зевай»
а) Наша страна называется… (Россия)
б) Столица нашей страны… (Москва)
в) Символы нашего государства… (герб, флаг, гимн)
г) Мой родной город …
д) На Крайнем севере люди живут в … (чумах)
е) Тайга богата …
VI. Итог урока
– Какие интересные моменты нашего путешествия вам запомнились?
– Что нового вы узнали о нашей стране, о своем родном городе?
Творческое задание.
– Нарисуйте на листочке ваше настроение, которое сформировалось на протяжении всего нашего урока.
Список использованных источников:
- Что такое? Кто такой? Издание для детей и юношества в трех томах; издательство «Педагогика-Пресс» Москва, 1994.
- Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? / Пер. К. Мишиной, А. Зыковой. – М: Издательство «Эксмо», 2006.
- Ю. Школьник, Ю. Золотарева. Атлас животных /М: ЗАО Издательство «Эксмо-Пресс», 2001.
- www.ecosystema.ru , sotsprof.narod.ru, 100dorog.ru