Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способностей учащихся при работе с текстом. Важнейшим приоритетом начального образования становится формирование общих учебных умений и навыков уровень освоения, которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Рассмотрим некоторые виды формирования познавательного интереса.
Дети с огромным увлечением работают с тестами. Эта деятельность во многом напоминает им отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов, которые любят составлять. При работе с тестами, активизируется ориентировочный рефлекс.
Рассмотрим работу с тестами на уроках русского языка.
Обучаю работе с тестами поэтапно:
1) Задания свободного изложения характеризуются отсутствием ограничений в ответах в форме вписывания словосочетания, фразы, предложения.
Впиши верный ответ:
Окончание – это часть слова, которая служит для ...
Имя существительное – это ...
2) Задания дополнения накладывают ограничения на ответы учащихся и предполагают один вероятный вариант ответа, который необходимо вписать в форме (слова-ответа, символа, либо знака).
- Вставить необходимое слово: Часть слова стоящая перед корнем называется ...
- Дополни предложение ...
- Переходим к текстовым заданиям, нахождение верного варианта ответа по тестам:
Работа с кроссвордами, с загадками провожу по плану:
- Определение темы.
- Анализ этапов работы.
- Обоснование выбора.
- Анализ образцов.
- Составление.
- Защита (одна группа представляет, другая отвечает, вносят свои предложения).
- Подведение итогов.
Проблема развития речи всегда находилась и находится в центре внимания.
Всё более очевидной становится необходимость включения в работу по развитию речи учащихся это создание собственного текста, ребенок будет опираться на активную работу воображения, осуществляется в ситуации фантазирования посредством такого близкого учащимся начальной школы жанра, как сказки, а для их составления работаем сначала по таблице.
Этапы, задачи и предполагаемый результат.
Этапы | Задачи | Результат |
Подготовительный этап | Провести работу, направленную на формирование навыка составления текста. | Включение детей в атмосферу сочинения, знакомство с основными типами упражнений. |
1 этап |
Научить детей определять среди различных литературных жанров сказку, выделять основные компоненты сказки. | Вычленение в своей первой сказке следующих составляющих:
|
2 этап | Составление своих сказок на основе уже существующих. | Умение продолжить любой текст (в нашем случае сказку) в заданном ключе, соблюдая композиционные требования. |
3 этап – эвристический | Знакомство детей с морфологией сказок, научить вычленять главные функции, сформировать умение располагать функции в сказке в зависимости от своей задумки. | Составление собственного текста (сказки) по
уже имеющимся функциям. Выявление следующих составляющих:
|
Этапы | Задачи | Результат |
4 этап – творческий | Знакомство учащихся с наличием в сказках зачинов, присказкок, концовок, различных сказочных оборотов и выражений; сочинение собственных зачинов, присказок, сказочных оборотов и выражений. Работа над лексическими и грамматическими составляющими текста (сказки). | Сочинение сказки с использованием всех тех знаний, которые учащиеся получили в течение каждого года и на протяжение трех лет обучения (2 – 4 классы). |
На всех уроках я стараюсь отрабатывать саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность: расширение общекультурного кругозора учащихся, развитие качества творческих способностей.