Мир, окружающий нас, велик и многообразен. Как помочь ребенку разобраться в нем, сформировать представление о мире доступное ему? Эти вопросы часто волнуют родителей и педагогов.
Интеллектуальные возможности личности - один из базовых психологических ресурсов, который лежит в основе самодостаточной инициативной и продуктивной жизнедеятельности детей.
Работая много лет по развитию интеллектуальных, математических способностей детей, я использую алгоритмы, "Оригами", развиваю творческие, познавательные и интеллектуальные способности ребенка.
Подтвердились мои наблюдения, что наибольший эффект дети получают в интеллектуальном, математическом развитии при выполнении заданий, связанных с определенным предметным миром, с освоением приемов конструирования геометрических фигур, алгоритмов сложения предметных форм.
Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей.
Благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным опытом и достоянием.
Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка.
Однажды прочитав о творческой деятельности Воскобовича В.В., авторе-изобретателе развивающих игр руководителе «Центра развивающих игр», города Санкт-Петербурга, меня привлек его двухцветный, волшебный квадратик, который способствует развитию интеллектуальных способностей, мышления, творчества детей. Этот квадратик состоит из 32-х картонных, прямоугольных треугольников. Тканевая основа, оклеенная с двух сторон треугольниками, придает квадратику гибкость и дает возможность многократно складывать из него различные фигуры.
Использование развивающих игр Воскобовича В.В. в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития. Его развивающие игры многофункциональны. С помощью этих игр можно решать большое количество образовательных задач.
Целью его игр является развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей. Его игры - эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, творчество, интеллектуальное развитие, мышление...
Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности.
Решив взять для работы развивающие игры Воскобовича В.В., я вышла на контакт с автором этих игр, который поддержал меня и предложил мне новые развивающие игры и литературу.
Изучив имеющий материал по развивающим играм я поставила перед собой цель: "Использовать логико-математические игры Воскобовича В.В., для обучения и интеллектуального развития детей".
Качественная реализация развивающих игр Воскобовича В.В. невозможна без определения уровня знаний детей.
Я провела первичную диагностику, которая показала, что умственная активность составляет - 25%, уровень логического мышления - 30% интеллектуальные и познавательные способности - 25%.
После первичной диагностики, чтобы реализовать свою цель я определила следующие задачи:
- Развивать познавательные, интеллектуальные способности детей.
- Повышать умственную активность: мышление, память, внимание, воображение.
- Развивать сенсорные способности восприятия цвета и формы.
- Тренировать мелкую моторику рук, тактильно-осязательных анализаторов.
- Создавать игровую ситуацию, развивать любознательность.
Эти задачи я решила выполнять, как одну из составных частей наших клубных часов « В мире волшебного квадрата». C этой целью я составила годовой тематический план. (приложение № 1).
Развивающие игры Воскобовича В.В. я подбираю, исходя из основной темы каждого занятия.
Так при знакомстве детей с «отрезком», «ориентировкой на листе бумаги»…, ввожу игру «Геоконт» так как она помогает детям построению фигур на листе бумаге по координатам поля, что способствует подготовки детей к освоению простейшего программирования, находить отрезки, сравнивать их по длине. Используя игру «Геоконт» знакомлю детей с таким свойством как упругость (резинки растягиваются и возвращаются в исходное положение), применяю схемы, которые способствуют формированию символической функции сосзнания. С помощью координатной сетки дети учатся рисовать план игрового поля и схемы фигур по словесной формуле. Эта игра погружает детей в мир геометрии, где дети осваивают основные понятия: «луч», «отрезок», «прямая»…
Во время темы «знакомство с геометрическими фигурами», «цвет, форма, величина», применяю игру «Чудо-крестики», «2-х цветный и 4-х цветный квадратики», которые способствуют закреплению цвета, формы, величины предмета, освоению схем сложения предметов.
На занятиях я учу превращать квадратики в разные фигуры, осваивать приемы конструирования, дети учатся давать характеристику геометрическим фигурам.
Проводя графический диктант, штриховку на листе бумаги, использую игру «Игровизор», в которой дети сравнивают полученный результат с образцом, переносят изображение по клеточкам, закрепляют ориентировку в пространстве листа.
На занятии «Части и целое», использую игру «Прозрачный квадратик»-нетающие льдинки, где дети учатся конструированию целого квадрата. В ходе выполнения тематического плана я разработала конспекты применения развивающих игр, как части занятий по математике. (приложение № 2)
Используя игры Воскобовича В.В. на занятиях возникла необходимость оформить "Интеллектуально-игровой центр", где разместила все пособия и игры, которые хорошо вписались в нашу развивающею среду, благодаря их хорошему оформлению и многофункциональному применению. В этом центре дети закрепляют знания, полученные на занятиях, в виде разминки, в свободное время, что обеспечивает максимальное накопление информации о величине, цвете, пространственном понятии, совершенствуется процесс восприятия, вырабатывается координация руки, глаза. Это такие игры как, например:
1. Обведи меня пальчиком (меняя направление)
2. Играем в прядки:
а) Сосчитай квадратики;
б) Найди самый маленький (большой).
3. Путешествие в квадратике
а) Покататься по дорогам - диагоналям;
б) Какие дороги самые длинные (короткие);
в) Алгоритмы превращения квадратика (приложение № 3);
г) Построй по схеме фигуру.
Во время проведения таких разминок, дети дают характеристику геометрическим фигурам, сравнивают по форме, величине, цвету, закрепляют счет, превращают из одной фигуры в другую, знакомятся с понятием "диагональ" и "центр".
Итоговая диагностика на конец года показала, что пространственное воображение увеличилось на 25%, повысилась умственная способность на 35%. Логическое мышление возросло на 30%, сенсорные познавательные способности на 35%. (приложение № 4).
Увеличился словарный запас, улучшилась связная речь, ведь дети сами рассказывают, что у них получилось, развивается мелкая моторика рук, тем самым идет подготовка к письму. В сюжет сказки, которую придумали дети, вплетены задания на перевоплощение квадратика в разные предметы, которые дети последовательно конструируют по схемам, памяти в процессе игровой деятельности.
Например: (приложение №5)
лисичкарыбка
ежиксапожоксамолет
палаткацветок...
Все превращения квадратика отразили на фотостенде "Удивительные приключения квадратика". Немаловажную роль в работе с детьми оказали родители в изготовлении пособий по математике, для "Игровизора", двухцветного квадратика на каждого ребенка, в придумывании стихов, истории, сказок о волшебном квадратике. Так как эти игры вызывают у детей неослабевающий интерес, на основе центра я создала кружок «Удивительные приключения квадратика», который провожу 1 раз в неделю. Составила перспективный план кружка на год (приложение № 6). Применяя несколько лет развивающие игры Воскобовича В.В., хочу отметить, что они дают положительный результат в образовательном процессе. Дети с удовольствием играют, я решила что мы будем продолжать использовать эти игры в дальнейшей работе с детьми на клубных часах в группе продленного дня в 1 классе.
Разработанное мною тематическое планирование и конспекты занятий по использованию игр Воскобовича В.В., дают возможность развивать познавательные, интеллектуальные, математические способности детей.
Данную работу я начала внедрять в практику работы своих коллег и с этой целью я провожу семинар-практикум «Влияние развивающих игр Воскобовича В.В. на интеллектуальное развитие детей».
Используемая литература.
- Ханс Горг Мелхорн «Гениями не рождаются», Москва, «Провещение», 1989
- В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина «Детство» Программа развития и воспитания в детском саду, Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2000
- В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей, 2003
- Инна Светлова «Повышаем интеллект»
- В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая, «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей» С.-П.: ООО РИВ, 2003.
- В.В. Воскобович, « Нетающие льдинки Озера Айс, или сказка о Прозрачном квадрате» С.-П.: ООО РИВ, 2003.- 36 с.
- В.В. Воскобович, «Тайна ворона Метра или сказка об удивительных приключениях квадрата» С.-П.: ООО РИВ, 2003. -28с.