Цели:
- Познакомиться с компасом
- Познакомиться с обозначениями сторон света на шкале компаса (С, Ю, З, В, СВ, СЗ, ЮВ, ЮЗ)
- Определять направление ветра по делениям компаса, соответствующему стороне, откуда он дует
- Познакомиться с флюгером
- Познакомиться с анемометром и принципом работы инструмента для измерения силы ветра
- Определять направление ветра с помощью флюгера.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
- Сегодня мы снова проводим урок, посвященный наблюдению за погодой и измерению составляющих погоды температуры, количества осадков, облачности, ветра.
- Как вы думаете, а почему людям важно измерять погоду?
- Что мы умеем измерять? (температуру, осадки)
- Как вы думаете, а почему людям важно измерять погоду? (От погоды в значительной степени зависят урожай и успех самых различных промыслов. С ней приходится считаться и летчикам, и морякам, и инженерам. Врачи используют погоду при лечении больных. Агрономы определяют время посадки растений. Полководцы часто пользуются условиями погоды, проводя боевые операции.)
2. Мотивация к учебной деятельности.
- Вчера, на уроке развития речи вы говорили о ветре, о том, что его нельзя увидеть. Можно только увидеть то, что он делает – шевелит листьями, рябит поверхность воды, поднимает в сухую погоду с земли пыль, можно почувствовать дуновение ветра и т.д.
- А как узнать какой он силы?
- В какую сторону дует?
3. Объявление темы.
- Сегодня на уроке мы будем «ловить» ветер. И измерять его.
4. Проблемное объяснение нового материала.
- Для чего это нужно? Знать силу ветра необходимо для определения погоды. Без ветра, как известно, холод переносится легче, чем на ветру, а в жаркую погоду, наоборот, труднее дышать, если тихо. От того, откуда движется воздух, то есть от направления ветра, зависят температура и влажность воздуха.
- В этом нам поможет прибор, который используют метеорологи – анемометр.
- Как вы думаете, что он измеряет?
- А еще с его помощью можно измерить силу ветра.
- Расскажите, а какой силы может быть ветер?
- Слабый ветер – колеблет небольшие ветки с листьями, рябит поверхность воды, зимой заметно отклоняет падающий снег, но лежащий на земле не поднимает.
Умеренный ветер – колеблет ветки деревьев даже если они без листвы, поднимает с земли пыль, обрывки бумаги, недавно выпавший снег.
При сильном ветре – качаются большие голые сучья, около домов и других неподвижных предметов слышен свист, гудят провода, на воде появляются белые «барашки».
Штормовой ветер качает большие деревья, ломает сучья и ветки, затрудняет всякое движение против ветра. Его еще называют – ураган.
5. Знакомство с измерительными инструментами.
(У учителя анемометр и фен).
- Сейчас мы сделаем искусственный ветер, чтобы посмотреть работу анемометра в действии.
Учитель устанавливает анемометр на треногу и показывает с помощью фена действие прибора и как меняются измерения в зависимости от удаленности (изменения силы воздушного потока) фена от анемометра.
6. Рефлексия пройденной части урока.
- Что мы можем узнать с помощью анемометра?
- Какой силы может быть ветер?
7. Проблемное объяснение нового материала.
- Что мы можем еще узнать о ветре?
- Почему иногда ветер холодный, а иногда горячий?
- Ветер влияет на температуру в зависимости от направления движения ветра.
- Мы можем узнать от куда и куда дует ветер? Ну, и откуда и куда?
- Люди договорились обозначать стороны света таким образом - С, Ю, З, В, СВ, СЗ, ЮВ, ЮЗ.
8. Знакомство с измерительными инструментами.
- Что нам поможет определить стороны света? (компас)
- Намагниченная стрелка компаса всегда показывает на север.
Демонстрация учителем модели компаса с указанием того, как определять стороны света.
- Компас нам поможет определить стороны света, а флюгер направление движения ветра.
Демонстрация учителем с помощью флюгера и фена – направление движения ветра.
9. Рефлексия пройденной части урока.
- Что мы можем еще узнать о ветре? (направление движения)
- С помощью каких инструментов?
10. Подготовка к практической работе.
- Сегодня на уроке мы будем измерять направление движения и силу ветра двумя способами.
1 способ
- С помощью компаса определить стороны света.
- Положить на землю карточку компаса.
- Положить на карточку зеркало.
- Следить за направлением облаков.
- Повернуть стрелку на карточке компаса в ту сторону, в которую двигаются облака.
- Направление движения занести в лист наблюдений.
2 способ
- С помощью компаса определить стороны света.
- Наблюдать за флюгером.
- Направление движения занести в лист наблюдений.
- Наблюдать за силой ветра по анемометру.
- Наблюдение (силу ветра) занести в лист наблюдений.
- Мы разобьемся на 4 группы. Каждая из групп измерит направление движения и силу ветра двумя способами, затем измерения сравним и сделаем вывод.
- В каждой группе будут ответственные за:
- Определение сторон света
- Оборудование
- Лист наблюдений
- К каждой из групп прикрепляется консультант из числа наших гостей.
- 5 минут – время на подготовку.
11. Практическая работа.
Наблюдение за силой и направлением ветра. Занесение результатов в таблицу.
12. Рефлексия учебной деятельности.
Делаются выводы по результатам наблюдений за силой и направлением ветра.