Актуальность.
Дошкольный возраст сам по себе является актуальным, ведь возможность овладения иноязычной речью поистине уникальна. Уникальная предрасположенность к речи (а зоной наибольшего благоприятствования в овладении вторым языком является возрастной период от 3 до 8-9 лет), пластичность природного механизма усвоения речи, - все это дает ребенку возможность при соответствующих условиях успешно овладеть вторым языком. С возрастом эта способность постепенно угасает. Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным еще и потому, что детей (особенно дошкольного возраста) отличают более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах, запоминание языкового материала, естественность мотивов общения, отсутствие так называемого языкового барьера, то есть страха торможения, мешающего вступить в общение на другом языке даже при наличии необходимых навыков, сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке и др.
Все это дает возможность в раннем возрасте оптимально сочетать коммуникативные потребности и возможности их выражения на втором языке детьми данного возраста и тем самым избежать одного существенного противоречия, которое постоянно возникает при более позднем начале обучения второму языку между коммуникативными потребностями обучаемого (желание узнать и сказать много) и ограниченным языковым и речевым опытом (незнание, как это можно выразить малым количеством лексики).
Основной целью обучения языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры детей, обучение практическому овладению вторым языком. Использование мультимедийных интерактивных технологий при коммуникативном обучении языку значительно повышает качество подачи материала и эффективность усвоения этого материала детьми. Как показывает практика, использование и внедрение современных технологий, мультимедийного оборудования обогащает содержание образовательного процесса, повышает мотивацию к изучению языка со стороны ребят.
В данной статье предлагаем вам материал электронных образовательных ресурсов, используемых в работе с дошкольниками при обучении второму языку (английскому и татарскому). Материал был апробирован в работе МДОУ “Центр развития ребенка – детский сад №34 “Золотая рыбка” с детьми средних-подготовительных групп, использующих программы “Linguistic and cultural guide to Great Britain: Программа билингвального образования для дошкольных образовательных учреждений” / Н.В. Кагуй и “Балалар бакчасында татар теле өйрәтү программасы” / Р.А. Бурганова, Ф.Ф. Юсупов.
Цели и задачи дидактического игрового развивающего пособия “Boys and Girls”.
- Эффективное обучение английскому языку с помощью современных технологий.
- Углублять знания детей о содержании понятий “мальчик”, “девочка”, о делении всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов.
- Овладение культурой в сфере взаимоотношений полов.
- Формирование полоролевых знаний и представлений.
- Воспитание качеств женственности и мужественности.
- Изучение и закрепление лексики по темам “Одежда”, “Эмоции”, “Глаголы”, “Артикли”, “Цвета”.
- Закрепление знаний о культуре поведения.
Методические рекомендации.
Дидактическое игровое развивающее пособие “Boys and Girls” предназначено для детей дошкольного и младшего школьного возраста с целью социально-личностного воспитания, обогащения и лучшего усвоения английской лексики по темам “Одежда”, “Эмоции”, “Глаголы”, “Артикли”, “Цвета”. Пособие способствует более глубокому осознанию своей половой принадлежности; дает знания и представления о культуре поведения, обогащению английского словаря средствами новых информационных технологий. Современные компьютерные приложения позволили разработать цифровое пособие, комплексно воздействующее на органы чувств ребенка.
Дидактическое игровое развивающее пособие “Boys and Girls” состоит из 18 слайдов, при просмотре которых дети закрепляют знания о полоролевом поведении.
Игровой материал представлен в виде компьютерной презентации – игры, когда ребенок, отвечая, на вопрос взрослого, имеет возможность, пользуясь мышкой, проверить свой ответ. Время показа слайда не ограничено, то есть детям предоставляется возможность рассматривать картинку сколько угодно по времени, и педагог может спокойно вести беседу. В качестве поощрения за хорошие ответы, в конце игры ребенку предлагается посмотреть познавательный мультфильм о мальчике и девочке.
В предлагаемом материале используются:
познавательный материал о правилах мужского и женского поведения;-
- иллюстративный материал о разнообразии предметов одежды, эмоций, о культуре поведения;
- стихотворный материал на закрепление навыков аудирования;
- анимационный материал, позволяющий закрепить изученную тему.
- текстовой материал на закрепление навыков чтения.
Цели и задачи дидактического игрового развивающего пособия “Гаилә”.
- Становление умения осознанно относиться к своим и чужим чувствам, формирование желания выразить их в своей речи, в том числе и на татарском языке.
- Способствование воспитанию любви и уважения к членам семьи, формированию у детей представления о ценности семьи, умений соблюдать правила и нормы поведения в среде взрослых и детей, в своей семье.
- Активизация внимания и речевой деятельности детей на занятиях
- Обогащение пассивного и активного словаря детей за счет лексики, обозначающей членов семьи, количество, действия и признаки предметов.
- Формирование умения использовать грамматические конструкции в монологической и диалогической речи.
- Повышение заинтересованности детей на занятиях и воспитание желания изучать неродной язык.
- Развитие фонетико-фонематического слуха, формирование правильного произношения звуков, свойственных татарскому языку.
- Формирование интереса к культуре татарского народа.
Методические рекомендации.
Данные игры “Гаилә” и игровые задания могут быть использованы на занятиях и вне занятий по обучению детей татарскому языку в разных возрастных группах при изучении темы “Семья”.
Представленный материал рассчитан для применения как на занятиях ознакомления с новым материалом, так и для закрепления и повторения ранее изученного. Игры могут быть использованы как часть занятия на разных этапах обучения.
Формы организации могут быть самые разные: групповые на занятиях, индивидуальные при организации коррекционной работы.
Выбор игр и заданий, использование различных вариантов одной и той же игры или задания зависит от возраста детей, объема усвоенного ранее материала, задач конкретного занятия. Управляющие кнопки дают возможность вернуться в начальное меню с любого слайда и перейти на необходимый слайд.
Звуковое сопровождение заданий и игр служит для привлечения внимания детей, проверки правильности фонетической стороны слова, самоконтроля выполнения заданий.
Игры и игровые задания.
- Игра “Договори слово”.
- Пальчиковая игра.
- Игровое задание “Составь предложение”.
- Игровое задание “Сосчитай”.
- Игровое задание “Вспомни пословицу”.
- Расскажи стихотворение “Яратам” Ш.Маннур.