Цель: Закрепить знания детей по пройденному материалу.
Задачи:
- Повторить знание порядка чисел до 20 и обратно; умение решать задачи, выражения; формировать умение понимать содержание прочитанного; звуко-буквенный анализ слов.
- Развивать мышление, связную речь, память, учебную мотивацию.
- Воспитывать чувство дружбы, товарищества, культуры общения.
Оборудование: «Страна Знаний» – плакат, ковёр-самолёт с фотографиями детей, карточки к этапам урока, два гнома, кораблики с числами.
Ход урока
I. Орг. момент.
Мотивация учащихся к учебной деятельности
В школу ходим мы не зря,
Без знаний ну никак нельзя!
Если неграмотным в жизнь ты войдёшь,
То за мгновенье и пропадёшь.
А чтобы образованным стать,
Ум свой надо развивать.
– Сегодня мы, друзья, отправляемся в удивительное путешествие по стране Знаний. На чём же мы отправимся в путешествие? (ответы детей) Чтобы наше путешествие было необычным, предлагаю в качестве транспорта Ковёр-самолёт. Рассаживайтесь поудобней. Во время путешествия мы будем останавливаться на сказочных остановках, станциях, где вам нужно будет проявить смекалку, находчивость, показать свои знания, подставить другу плечо в беде. Ну что, в путь.
II. Актуализация знаний и фиксация.
– Для того, чтобы ковёр – самолёт взлетел, нам нужно посчитать до 20 и обратно.
- от 0 до 10;
- от 10 до 0;
- от 10 до 20;
- от 20 до 10;
- и т. д.
– Внимание! Говорим волшебные слова: плим, плям, трим, на ковре - самолёте мы летим. (дети проговаривают слова)
– Мы летим! Только ветер свистит в ушах.
III. Построение проекта выхода из затруднения.
Открываю доску, на обратной стороне висит карта и ковёр-самолёт.
– Мы пролетаем над морями, полями, городами. Посмотрите, ребята, что происходит под нами. Да это же весёлая ярмарка. Сделаем остановку. На ярмарке продаётся столько удивительных и нужных вещей. Товар разный, читай и покупай. Ребята, покупайте только то, что нам необходимо в пути.
(На доске прикреплены слова, с другой стороны- картинка. Ребёнок читает слово, снимает, берёт себе ).
– Много нужного товару накупили мы с вами. Пора отправляться дальше. Ой, а кто это у нас тут спрятался? Учитель показывает игрушку – кошку. Дети описывают её устно.
– Возьмём её с собой. А у неё для нас сюрприз. (К игрушке привязан листок с рассыпанными буквами. Дети составляют слова).
– Понравилось вам гулять на ярмарке? Отправляемся дальше.
IV. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
– Мы уже далеко от родного дома. Какое здесь тёмное небо! И много катеров. Видимо был шторм и кораблики сбились с курса. Надо помочь провести каждый корабль точно по курсу. ( Учитель вызывает к доске двух учеников по количеству записанных на доске столбиков примеров.) Ученики решают пример. Находят кораблик с соответствующим ответом, записанным на парусе, прикрепляют напротив примера. Остальные дети решают примеры на листочках. Затем они сверяют ответы в выражениях на доске и листочках, если всё верно, приклеивают кораблик.
V. Включение в систему знаний и повторение.
– Пролетаем мы с вами над горой сомнений. Предлагаю заглянуть. Ребята, здесь нужно помочь гномам Аз и Буки разделить слова. Слева поставить слова, в которых звуков больше, чем букв, а справа – слова, в которых букв больше, чем звуков и объяснить – почему. Слова: яма, яхта, ели, ёжик, юла, лось, олень, пальто, пень, день.
– Молодцы! Помирили мы друзей. Летим дальше. Предлагаю сделать привал на лесной полянке. Хорошо в лесу. Сколько разных животных. Птицы поют…(фонограмма птичьих голосов. Можно провести физминутку). Я называю птиц, но если вы услышите ошибку – дайте мне знать.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны…
– Макароны – это что? (продукты).
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
– Мухи – это кто? (насекомые).
– Отдохнули? Значит, в путь. Следующая остановка в Замке сказок.
Тихо сказка входит в дом,
Когда темно уж за окном.
Слышишь – это к нам спешит
Тот, кто хочет рассмешить,
А ещё заставит плакать и переживать
Мы сейчас попробуем сказку угадать.
-
«Я от бабушки ушёл,
я от дедушки ушёл
и от тебя, заяц,
не хитро уйти». -
«Битый небитого везёт,
битый небитого везёт». -
Вдруг из подворотни страшный великан,
рыжий и усатый … -
Дед девицу в лес доставил,
под сосной её оставил.
Там её Морозко встретил,
в терему своём приветил. -
«Дурачина, ты, простофиля!
Много ль в корыте корысти.
Воротися, поклонися рыбке,
выпроси уж новую избу».
– Молодцы, ребята! Знаете вы сказки. Интересно было в Замке сказок? Ну, нам пора снова в путь. Как вы думаете, ребята, откуда человек получает знания? (из книг) Да, знания человек получает из книг. Ведь не даром говорят «Книга – наш лучший друг». И чем больше мы будем читать, тем больше будем знать. Кто пишет для нас книги? (писатели)
– Да, книги пишут писатели. А кем работают ваши родители? (рассказы детей).
– На этом наше путешествие подошло к концу. Мы побывали не во всех уголках страны Знаний, но ведь и учимся мы только в первом классе и у нас ещё всё впереди. Наш ковёр-самолёт кружит над школой. Чтобы приземлиться, надо вспомнить какое-нибудь стихотворение, скороговорку или чистоговорку. (дети рассказывают).
VI. Рефлексия деятельности.
– Мы снова в классе. Вам понравился урок? Много интересного было на нашем пути. Чем же мы занимались на уроке? (Ответы детей. Оценка работы детей).
– Спасибо за урок. Урок окончен.