Задачи праздника: способствовать формированию положительного отношения к труду, уважительного отношения детей к людям разных профессий, побудить детей задуматься над выбором профессии, развитию творчества.
Класс украшен детскими работами. Сочинения на тему пословиц о труде.
- Только после доброго труда наступает добрый отдых (русская).
- Ремесло силу дает, без него человек бедствует (туркменская).
- Работа хвалит человека (болгарская).
- Труд накормит и научит.
- Знание и труд в тесной дружбе живут.
- Лентяй – полчеловека, работающий – десятерых стоит (башкирская).
- Ремесло пить – есть не просит, а само кормит.
- Откладывай безделье, да не откладывай дела.
- Мастеру всякая работа легка (азербайджанская).
- На свете самое большое богатство – это труд (корейская).
- Где работа, там и хлеб (эстонская).
- Терпенье и труд, все перетрут.
- Под лежачий камень и вода не течет.
Ход мероприятия
1 ученик: В. Лифшиц
«И мы трудиться будем»
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За все, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придет пора, настанет час –
И мы трудиться будем.
Ведущий: Сегодня мы поговорим о труде, о профессиях людей. Поразмышляем, каким человеком лучше быть: ленивым или трудолюбивым? На нашем празднике вас ждут веселые конкурсы, загадки, стихи, песни…
Песня о труде.
Ведущий: Внимание, внимание! Нам пришла криптограмма, что в переводе с греческого означает «тайное письмо». Расставьте буквы ключевых слов по цифрам и прочитайте народную мудрость (пословицу).
3, 2, 4, 5. Река. 10, 7, 6, 7, 9, 5. Голова. 8, 2, 11, 9, 2, 3, 10. Четверг. 1, 5, 9, 7, 13. Завод 4, 12, 13, 5. Куда? |
1 2 3 4 5 6 7 8 2 6 7 9 2 4 5 2 10 7 11 3 12 13! (Зеркало человека его труд!) |
Игра: «Кто быстрее». Дети делятся на команды по 4 человека. Задача играющих быстро заполнить клеточки квадрата, вписав подходящие слова.
т | |||
р | |||
у | |||
д |
2 ученик: В. Брюсов
* * *
Великая радость – работа
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета, –
Все счастье земли – за трудом!
Игра «Соревнование телефонистов». Игроков делят на 2 команды. Ведущий передает на ухо скороговорку первому игроку каждой команды. По сигналу первые игроки начинают передавать ее на ухо второму игроку и т.д. Последние, получив «телефонограмму» должны встать и громко, внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и представитель которой точнее и лучше произнесет ее вслух.
- Ткет ткач ткани на платок Тане.
- Пекарь Петр пек пироги.
- Сшила Саша Сашке шапку.
- Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.
3 ученик: С. Маршак
***
Ты станешь старше и сильней
Умелым будешь, смелым.
Чем ты порадуешь людей,
Каким хорошим делом?
Ведущий: Какого человека можно назвать ленивым? Хорошо ли быть ленивым? Почему?
Сценка «Про папу и ленивого Петю» по Л. Каминскому
Однажды папа попросил Петю:
– Сходи, пожалуйста, в булочную за хлебом!
– Мне лень! – ответил Петя.
– А ты, оказывается, ленивый, – сказал папа. – Это плохо!
– А разве ленивому плохо? – возразил Петя. – Лежишь на диване, ешь конфетки и читаешь книжки!
– Неплохо, – согласился папа. – Но представляешь: рабочие с фабрики вдруг скажут: «Нам лень делать конфеты!» Тогда ты останешься без них.
– Ну и пусть, – ответил Петя. – Можно читать и без конфет. Так даже полезнее для зубов.
– Хорошо, – сказал папа. –А если рабочие на станции скажут, что им лень давать ток? Выключат свои рубильники и пойдут отдыхать. Как ты будешь читать в темноте?
– Ну и пусть, – ответил Петя. Я буду читать только днем, а вечером просто лежать. Так даже полезно для глаз.
– Ладно, – сказал папа. – Но ты забыл про писателей и художников, которые делают журналы и книжки. Однажды они скажут: «Нам лень сочинять и рисовать!» Тогда что ты будешь читать?
– Ну и пусть, ответил Петя. Я буду просто лежать. Это еще полезнее для глаз.
– Хорошо, – сказал папа. – А теперь представь, что мастерам-мебельщикам станет лень делать диваны и кровати. На чем ты будешь лежать?
– Ну и пусть, – ответил Петя. – Можно прекрасно лежать на полу.
– Ладно, сказал папа. – А если строители домов…
– Понятно, перебил Петя. – Тогда я просто буду гулять по улице. Дышать свежим воздухом еще полезнее, чем лежать.
– Вот и прекрасно! – сказал папа. – Если ты будешь гулять по улице, то зайди, пожалуйста, в булочную за хлебом!
4 ученик: В. Мусатов
Лентяй
Ел бы, cпал бы, и как кошка,
По полдня глядел в окошко…
Не желает – он такой! –
Ни учиться, ни трудиться.
Шевельнуть рукой, ногой
Лишний раз лентяй боится.
Ведущий: Послушайте, какие советы дает нам мудрый Соломон в Книге Книг – Библии.
«Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод» (Притчи 19:15).
«Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает» (Притчи 10:4).
Сценка «Заплатка» по Н. Носову
У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:
– Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!
Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого таких штанов не было.
Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.
Мама рассердилась:
– Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?
– Я больше не буду! Зашей, мама!
– Сам зашей.
–Так я же ведь не умею!
– Сумел порвать, сумей и зашить.
– Ну, я так буду ходить, проворчал Бобка и пошел во двор.
Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.
– Какой же ты солдат, говорят, – если у тебя штаны порваны?
А Бобка оправдывается:
– Я просил маму зашить, а она не хочет.
– Разве солдатам мамы штаны зашивают? – говорят ребята. – Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить, и пуговицу пришить.
Бобке стало стыдно.
Пошел он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать ее к штанам. Дело это было нелегкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой.
– Чего ты колешься? Ах, ты противная! – говорил Бобка иголке и старался схватить ее за самый кончик так, чтоб не уколоться.
Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах словно сушеный гриб, а материя сморщилась так, что одна штанина стала короче.
– Ну, куда же это годится? – ворчал Бобка, разглядывая штаны. – Еще хуже, чем было! Придется все наново переделывать.
Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил ее, приложил к штанам, обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать снова. Теперь он шил не спеша, аккуратно и все время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту.
Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда все было сделано, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.
Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его.
– Вот молодец! – говорили они. – А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.
А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:
– Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну ничего. Когда-нибудь оторвется – обязательно сам пришью.
5 ученик: Ливиу Деляну (перевод с молдавского)
Мои друзья
У меня друзей не мало.
Я давно знаком, ребята,
С наковальней и лопатой
Молоток мой – стук-постук –
Верный друг, надежный друг.
Я люблю такие вещи,
Как пила, рубанок, клещи…
Потому-то и не лень
Мне трудиться целый день.
6 ученик: Ливиу Деляну (перевод с молдавского)
Мастерица
Иголка и ножницы есть у меня:
Портновское дело освоила я.
Не трудно самой мне заштопать носок,
Карман починить, обметать поясок.
Бежит за иглой торопливая нить…
Я все что угодно могу себе сшить.
7 ученик: Л. Барбас
Что было бы, если бы…
Что было, если бы пилот
Вел кое-как свой самолет,
И выпекал бы кое-как
Нам хлеб и булки пекарь.
И разбирался кое-как
В лекарствах бы аптекарь,
И как-нибудь клал кирпичи
Строитель, зданье строя,
И доктор как-нибудь лечил
И грипп, и все другое?!
Но самолет ведет пилот,
И пекарь булки нам печет,
И шьет сапожник наш заказ,
От гриппа доктор лечит нас,
Со штормом борется моряк
Отлично!
А не кое-как!
8 ученик: Я. Аким
Кем я буду
Хочу я стать врачом. Зубным.
И улыбаться всем больным.
– Не дергайся, голубчик,
Вот твой молочный зубчик!
И продавцом хочу я быть.
Но за прилавком – не грубить.
– Пройдите, бабушка, вперед,
А этот мальчик подождет.
Быть парикмахером хочу.
Девчонкам косы отхвачу
И сделаю им стрижку
Под плюшевого мишку.
Сценка «Моя мама пахнет хлебом» В. Сухомлинский (Перевод с украинского)
В один день пришли в детский сад двое новеньких – Толя и Коля. Их привели мамы. Мальчики познакомились. Толя спрашивает Колю:
– Кем работает твоя мама?
– А разве ты не догадался? – удивился Коля. – Моя мама пахнет лекарствами. Она врач. Она лечит людей. Без врача люди не могли бы жить. А твоя мама кем работает?
– Разве ты не понял? – удивился Толя. – Моя мама пахнет хлебом. Она пекарь. Она кормит людей. Без хлеба никто бы не мог жить.
– Даже и врач? – ответил Коля.
–Даже и врач, – ответил Толя с гордостью.
9 ученик: С. Михалков (можно разыграть как сценку)
Булка
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол,
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
– Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
– Я – пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушел,
И это слово пахло хлебом,
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
10 ученик: Данько
Откуда хлеб берется
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
День и ночь гудят комбайны,
Хлеб идет со всей страны.
Хлеб Кубани, хлеб Украйны,
Казахстанской целины.
Взором радостным объемлю
Даль бескрайнюю полей.
Слава тем, кто любит землю,
Тем, кто трудится на ней.
Ведущий: Отгадайте загадки.
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской;
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. (Маляр)
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)
Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
На тропе, на берегу,
Преграждая путь врагу. (Пограничник)
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас
От всех болезней. (Доктор)
Конкурс знатоков. – Человеку какой профессии нужны все эти предметы?
Приготовить:
- нитки, игла, рулон материи, ножницы (портному);
- молоток, гвозди, рубанок, пила, напильник, дрель, шило, клещи (плотнику).
От работы пила раскалилась добела. Шило как страшило.
Строительный цех: Из листов цветной бумаги нарезать квадратики – кирпичики и с их помощью выстроить дом (приклеить). Рассказать для каких сказочных героев построен дом.
Конкурс на лучший самодельный оркестр. Музыкальные инструменты: банки, ложки, расчески, дудочки, рожки, крышки от кастрюль.
Конкурс футболистов: Пронести надувной шар ногами или головой.
Конкурс парикмахеров: За 5 минут сделать прическу, придумать название и прокомментировать.
Конкурс поваров: рассказать рецепт приготовления картофельного супа и щей (борща…)
– Что для этого вы возьмете? Как будете готовить?
Конкурс поваров: 2 поварских колпака, 2 куртки или белых халата, 2 фартука раскладываются на табуретах, находящихся на линии старта, а на противоположных табуретах ставят по кружке, наполненной водой, по столовой ложке и по бутылке. Команды выстраиваются на линии старта. По сигналу первые номера подбегают к табурету, надевают колпак, куртку и фартук и бегут к противоположным табуретам: берут ложку, зачерпывают воду и наливают в бутылку, затем возвращаются к своей команде и раздеваются, передают второму игроку. Он быстро одевается и делает то же самое.
11 ученик: З. Александрова
Золотые руки
Золотые руки у парнишки,
Что живет в квартире номер пять.
К мастеру приходят понаслышке
Сделать ключ, кофейник запаять.
Золотые руки все в мозолях,
В ссадинах и в пятнах от чернил –
Глобус он вчера подклеил в школе,
Радио соседке починил.
Нам спираль переменил на плитке,
Подновил дырявое ведро…
У него гремят в карманах слитки –
Олово, свинец и серебро.
Ходики собрать и смазать маслом
Маленького мастера зовут.
Если электричество погасло
Золотые руки тут как тут.
Мать руками этими гордится.
Хоть всего парнишке десять лет,
Пробку сменит он – и загорится
В комнатах живой и яркий свет.
Не успев прочесть об этом в книжке,
До всего дошел он наугад.
«Золотые руки у парнишки!» –
Про него соседи говорят.
12 ученик: Р. Фархади
Моя мечта
Хочет стать кораблик быстрым кораблем,
Рыжий жеребенок – смелым скакуном.
Ручеек мечтает стать большой рекой,
А тропа – дорогой, звонкой и прямой.
Я мечтаю тоже … Кем хочу я стать?
Сто профессий разных я могу назвать.
Кем я в жизни стану? Стать могу врачом,
Или капитаном, или скрипачом.
Устремиться к звездам – космос изучать.
Я могу хорошим агрономом стать.
В цехе на заводе встану за станком…
Но сначала надо стать учеником.
На уроках в школе многое узнать.
Надо настоящим человеком стать!
Песня.