Задачи:
- Закреплять умения детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Закреплять умения детей подбирать признаки к существительным.
- Закреплять умения детей согласовывать числительные с существительными.
- Закреплять умения детей образовывать относительные прилагательные от названий фруктов и ягод.
- Закреплять умения детей согласовывать притяжательные прилагательные мой, моя, моё, мои с существительными в роде, числе и падеже.
- Закреплять умения детей образовывать родительный падеж множественного числа существительных.
- Закреплять умения детей образовывать антонимы.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Закреплять умения детей подбирать родственные слова к слову «зима».
- Закреплять умения детей подбирать действия к существительным.
- Закреплять умения детей образовывать приставочные глаголы от слова «летать».
- Закреплять умения детей образовывать творительный падеж единственного числа существительных.
- Закреплять умения детей составлять предложения с приставочными глаголами.
- Развитие внимания, мышления, памяти.
- Закреплять умения детей образовывать винительный падеж единственного числа существительных.
- Уточнение и активизация словарного запаса детей.
Оборудование: предметные картинки по темам: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», муляжи овощей и фруктов, мяч, игра на использование относительных прилагательных.
Ход занятия
Дети заходят в группу, здороваются с гостями. Логопед предлагает им отправиться в путешествие в супермаркет. Уточняется значение слова «супермаркет», какие товары там продаются.
Логопед: Чтобы у всех было хорошее настроение, давайте назовем друг друга ласково. Разбейтесь на пары.
Дети называют друг друга ласково и заходят в первый отдел супермаркета «Овощи-фрукты».
Логопед: Здесь в корзинке есть предметы, все сейчас получат свой. Осмотри предмет, потрогай и подумай, он какой?
Дети берут из корзинки по одному овощу или фрукту на выбор и придумывают к его названию по 5 слов-признаков.
Потом переходят в отдел «Игрушки».
Дети берут картинки, ставят их на наборное полотно и проговаривают, что на них изображено, правильно согласовывая числительные и существительные в роде, числе и падеже.
Логопед предлагает детям поиграть в игру с мячом «Наоборот»: взрослый бросает мяч, называя слово, ребенок должен назвать слово-антоним.
Логопед предлагает детям отправиться в кафе перекусить. Дети вспоминают пальчиковую гимнастику «Компот»:
Будем мы варить компот: фруктов нужно много - вот!
Будем яблоки крошить, будем грушу мы рубить,
Отожмем лимонный сок, слив положим и песок.
Варим, варим мы компот, угостим честной народ.
Дети угощают друг друга компотом, проговаривая «Я угощу Машу клубничным компотом».
Далее дети идут в отдел «Одежда». К названиям предметов одежды они подбирают притяжательные прилагательные мой, моя, моё, мои, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже.
Потом переходят в отдел «Мебель». Логопед предлагает детям назвать, чего много продается в магазине, например: «В магазине продается много стульев».
Логопед: Наше путешествие закончилось, мы отправляемся обратно в детский сад. На улице холодно. Какое же у нас сейчас время года?
Давайте подберем семейку слов к слову «зима».
Дети называют родственные слова: зимушка, зимний, зимовать, зимующий и т.д.
Логопед: А каких зимующих птиц вы знаете?
- Назовите, что птицы могут делать?
Дети называют слова-действия: прыгать, ходить, клевать, летать и т. д.
Логопед: Вспомните, мы с вами называли слова, похожие на слово «летать». Назовите их.
Дети называют приставочные глаголы от слова «летать». Далее логопед предлагает детям придумать предложения с этими приставочными глаголами.
Логопед: Вот! Пока мы с вами разговаривали, незаметно дошли до нашего детского сада. Занятие наше закончилось. Все очень постарались, молодцы!