Тип урока: урок обобщения знаний.
Время урока: 1 учебный час.
Цель урока: закрепить исторические знания по истории Древнего мира.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщение исторических знаний о возникновении первых государств, культуры, науки.
- Ознакомление с новыми интересными фактами из истории Древнего мира.
- Выработка мнения о противоречивости развития первых государств Запада и Востока.
Воспитательные:
- Формирование интереса к исторической науке.
- Развитие чувства уважения к историческому и культурному прошлому древних государства.
- Формирование у учащихся представлений о положительных и отрицательных образах в истории Древнего мира.
Развивающие:
- Способствовать развитию коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа и анализа художественного произведения.
- Формирование ключевых компетенций: способности работать в группе, обобщать, делать выводы, работать с картой и документами, умение вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения, уважать мнение одноклассников.
- Развитие навыков творческо-поисковой работы, индивидуальной работы.
Формы организации учебной деятельности: групповая.
Виды работ учащихся на уроке:
- Работа в группе.
- Опережающее домашнее задание.
- Работа с понятиями.
- Работа с учебником, картой и дополнительной литературой.
- Развитие речи, мышления, памяти.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Постановка целей.
- Повторение и закрепление понятий.
- Обобщение и закрепление пройденного материала.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Методическое обеспечение и оборудование урока:
- Карты: Древний Египет, Междуречье, Страны Древнего мира.
- Выставка книг по истории Древнего мира.
- Карточки.
- Рисунки по истории Древнего мира (выставка)
Опережающее задание учащимся:
- повторить материал темы, изучить карту стран Древнего мира.
- посмотреть дополнительную литературу.
- Разделиться на команды, придумать название, девиз и эмблему.
Основные понятия: государство, цивилизация, культура, наука, ремесло, республика, демократия, вождь, старейшина, племя, религия.
Ход урока
1. Организационный момент
Во вводной части учитель совместно с ребятами ставит цели урока. Учитель формирует задачи игровой программы, объясняет правила.
Учитель: История - одна из самых интересных наук в мире. Сегодня мы проведем урок в игровой форме. Мы с вами отправляемся в путешествие в игре «По страничкам истории Древнего мира».
Но как на всяком пути нас ждут много трудностей и приключений. Каждый правильный ответ будет оцениваться жетончиком. Эта нелегкая задача под силу нашему ареопагу.
2. Представление членов жюри (ареопага).
Учитель: Итак, начинаем наше путешествие.
Этапы игры
I. Визитная карточка (оценивается max. в 5 баллов)
Команда представляет свое название и девиз. Эмблему демонстрирует капитан команды. Название команды судьи записывают в таблицу баллов на доске.
II. Интеллектуал (10 вопросов по 1 баллу)
Отвечает та команда, капитан которой первым поднял руку.
- Столица Месопотамии (Вавилон).
- Рассказ о богах (Миф).
- Автор самых первых законов (Хаммурапи).
- Пленник, человек без прав и свобод (Раб).
- Рабы, которые сражались на потеху римлян (Гладиаторы).
- Поселение, основанное в чужих краях, далеко от родины (Колония).
- Царь древнегреческих богов (Зевс).
- Власть народа в Древней Греции (Демократия).
- Материал для письма, изготовленный из кожи (Пергамент).
- Континент, на котором возникло государство Египет. (Африка)
Подведение итогов за 2 этапа.
III. Конкурс “Покажи по карте и охарактеризуй” страну (max. оценка 5 баллов)
К доске вызывается 1 участник команды, он вытягивает карточку, на которой написано название государства. Ученик должен по карте показать границы государства и охарактеризовать его (всего участвует 2 человека от команды).
- Египет
- Двуречье
- Индия
- Китай
- Финикия
- Палестина
Подведение итогов за 3 этапа.
IV. Задание «Проще говоря» (ответ – 1 балл)
Заменить одним словом.
- Власть демоса (демократия).
- Пластинка из обожженной глины для покрытия кровли (черепица).
- Город – государство (полис).
- Вечнозеленые деревья с искривленными стволами и серебристыми листьями (оливковое дерево).
- Свободные афиняне (граждане).
Физкультминутка с историческим персонажем (олимпиоником).
V. Исторический диктант. (1 ошибка – 2 балла)
Командам раздаются карточки с заданием.
В тексте допущено 6 исторических ошибок. Найдите их.
Древний Египет.
Древний Египет развивался в нижнем и среднем течении Тигр. Земледелец в Египте создавал своим трудом меньше продуктов, чем добывал охотник. Человек мог вырастить здесь хлеба и скота больше, чем было необходимо для его пропитания. В IV тысячелетии до н. э. в Египте стал складываться демократический строй. Для соблюдения чистоты мужчины брили все тело и применяли духи, отбивающие неприятные запахи, и мази, успокаивающие кожу. Одежда была изготовлена из верблюжьей шерсти. Дети ходили без одежды до достижения возраста около 12 лет.
Египетские пирамиды — величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хаммурапи. В Древнем Египте была общая религия.
Выходят греческие богини: Афродита, Афина, Артемида.
Преграждают путь ребятам – путешественникам. Чтобы продолжить путешествие необходимо отгадать загадки.
Подведение итогов за 5 этапов.
VI. Исторические загадки (правильный ответ – 2 балла)
Каждая команда отгадывает по очереди исторические загадки.
- Он был царем.
Потом завоевал Египет.
И стал хозяином корон
Повелевать стал всеми… (Фараон). - Спешат все афиняне спозаранку
Занять места получше,
Чтоб ничего не пропустить,
Что будут все актеры делать
В честь бога Диониса,
И толпу развеселить.
Поспеши быстрее ты назвать
Зрелище, которое есть и сейчас. (Театр) - Судьба его закинула надолго, далеко,
От сына и жены прекрасной.
Домой он торопился все быстрей,
Царь Аттики, прекрасный… (Одиссей) - Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал, перед людьми отчет держал?
(Демократия) - Не один год, не один раб
Ее строили за просто так.
Чтобы фараон спокойно
Мог в загробном мире жить. (Пирамида).
Подведение итогов за 3,4 этапы.
Подведение итогов за 6 этапов.
VII. Крылатые выражения (1 ответ – 3 балла)
Команда называет крылатое выражение, команда – соперник его объясняет.
- «Разделяй и влавствуй»
- «Ганнибалова клятва»
- «Перейти Рубикон»
- «И ты, Брут»
- «Яблоко раздора»
- «Страдания Прометея»
3. Итог игры
Жюри (ареопаг) подсчитывает количество баллов.
Каждому участнику команды-победительницы вручается грамота.
- за первое место с оценкой “5” за контрольный урок истории;
- за второе место с оценкой “4” за контрольный урок истории;
- за третье место с оценкой “3” за контрольный урок истории.
4. Домашнее задание
Командам составить кроссворд по теме «История Древнего мира».
Используемая литература:
- «Мифы и легенды Древнего Египта» под редакцией И. Рак. – «Стрекоза – Пресс», 2005.
- Борзова Л.П. Игры на уроке истории. – М., 2001.
- Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. – М., 2003.
- Энциклопедия для детей «Всемирная история» под редакцией Г. Храмова. – М.: «Аванта», 2003.
- Энциклопедия для детей «Культура мира» под редакцией Е. Ананьевой. – М.: «Аванта», 2004.
- Энциклопедия для детей «Религии мира» под редакцией Г. Храмова., Е.Аксеновой – М.: «Аванта», 2001.
- Энциклопедия для детей «Страны, народы, цивилизации» под редакцией Г. Храмова. – М.: «Аванта», 2003.