По страничкам истории Древнего мира. 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Тип урока: урок обобщения знаний.

Время урока: 1 учебный час.

Цель урока: закрепить исторические знания по истории Древнего мира.

Задачи:

Образовательные:

  • Обобщение исторических знаний о возникновении первых государств, культуры, науки.
  • Ознакомление с новыми интересными фактами из истории Древнего мира.
  • Выработка мнения о противоречивости развития первых государств Запада и Востока.

Воспитательные:

  • Формирование интереса к исторической науке.
  • Развитие чувства уважения к историческому и культурному прошлому древних государства.
  • Формирование у учащихся представлений о положительных и отрицательных образах в истории Древнего мира.

Развивающие:

  • Способствовать развитию коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа и анализа художественного произведения.
  • Формирование ключевых компетенций: способности работать в группе, обобщать, делать выводы, работать с картой и документами, умение вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения, уважать мнение одноклассников.
  • Развитие навыков творческо-поисковой работы, индивидуальной работы.

Формы организации учебной деятельности: групповая.

Виды работ учащихся на уроке:

  • Работа в группе.
  • Опережающее домашнее задание.
  • Работа с понятиями.
  • Работа с учебником, картой и дополнительной литературой.
  • Развитие речи, мышления, памяти.

Ход урока:

  • Организационный момент.
  • Постановка целей.
  • Повторение и закрепление понятий.
  • Обобщение и закрепление пройденного материала.
  • Подведение итогов урока.
  • Домашнее задание.

Методическое обеспечение и оборудование урока:

  • Карты: Древний Египет, Междуречье, Страны Древнего мира.
  • Выставка книг по истории Древнего мира.
  • Карточки.
  • Рисунки по истории Древнего мира (выставка)

Опережающее задание учащимся:

  • повторить материал темы, изучить карту стран Древнего мира.
  • посмотреть дополнительную литературу.
  • Разделиться на команды, придумать название, девиз и эмблему.

Основные понятия: государство, цивилизация, культура, наука, ремесло, республика, демократия, вождь, старейшина, племя, религия.

Ход урока

1. Организационный момент

Во вводной части учитель совместно с ребятами ставит цели урока. Учитель формирует задачи игровой программы, объясняет правила.

Учитель: История - одна из самых интересных наук в мире. Сегодня мы проведем урок в игровой форме. Мы с вами отправляемся в путешествие в игре «По страничкам истории Древнего мира». 

Но как на всяком пути нас ждут много трудностей и приключений. Каждый правильный ответ будет оцениваться жетончиком. Эта нелегкая задача под силу нашему ареопагу.

2. Представление членов жюри (ареопага).

Учитель: Итак, начинаем наше путешествие.

Этапы игры

I. Визитная карточка (оценивается max. в 5 баллов)

Команда представляет свое название и девиз. Эмблему демонстрирует капитан команды. Название команды судьи записывают в таблицу баллов на доске.

II. Интеллектуал (10 вопросов по 1 баллу)

Отвечает та команда, капитан которой первым поднял руку.

  1. Столица Месопотамии (Вавилон).
  2. Рассказ о богах (Миф).
  3. Автор самых первых законов (Хаммурапи).
  4. Пленник, человек без прав и свобод (Раб).
  5. Рабы, которые сражались на потеху римлян (Гладиаторы).
  6. Поселение, основанное в чужих краях, далеко от родины (Колония).
  7. Царь древнегреческих богов (Зевс).
  8. Власть народа в Древней Греции (Демократия).
  9. Материал для письма, изготовленный из кожи (Пергамент).
  10. Континент, на котором возникло государство Египет. (Африка)

Подведение итогов за 2 этапа.

III. Конкурс “Покажи по карте и охарактеризуй” страну (max. оценка 5 баллов)

К доске вызывается 1 участник команды, он вытягивает карточку, на которой написано название государства. Ученик должен по карте показать границы государства и охарактеризовать его (всего участвует 2 человека от команды).

  1. Египет
  2. Двуречье
  3. Индия
  4. Китай
  5. Финикия
  6. Палестина

Подведение итогов за 3 этапа.

IV. Задание «Проще говоря» (ответ – 1 балл)

Заменить одним словом.

  • Власть демоса (демократия).
  • Пластинка из обожженной глины для покрытия кровли (черепица).
  • Город – государство (полис).
  • Вечнозеленые деревья с искривленными стволами и серебристыми листьями (оливковое дерево).
  • Свободные афиняне (граждане).

Физкультминутка с историческим персонажем (олимпиоником).

V. Исторический диктант. (1 ошибка – 2 балла)

Командам раздаются карточки с заданием.

В тексте допущено 6 исторических ошибок. Найдите их.

Древний Египет.

Древний Египет развивался в нижнем и среднем течении Тигр. Земледелец в Египте создавал своим трудом меньше продуктов, чем добывал охотник. Человек мог вырастить здесь хлеба и скота больше, чем было необходимо для его пропитания. В IV тысячелетии до н. э. в Египте стал складываться демократический строй. Для соблюдения чистоты мужчины брили все тело и применяли духи, отбивающие неприятные запахи, и мази, успокаивающие кожу. Одежда была изготовлена из верблюжьей шерсти. Дети ходили без одежды до достижения возраста около 12 лет.

Египетские пирамиды — величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хаммурапи. В Древнем Египте была общая религия.

Выходят греческие богини: Афродита, Афина, Артемида.

Преграждают путь ребятам – путешественникам. Чтобы продолжить путешествие необходимо отгадать загадки.

Подведение итогов за 5 этапов.

VI. Исторические загадки (правильный ответ – 2 балла)

Каждая команда отгадывает по очереди исторические загадки.

  1. Он был царем. 
    Потом завоевал Египет. 
    И стал хозяином корон 
    Повелевать стал всеми… (Фараон).
  2. Спешат все афиняне спозаранку 
    Занять места получше, 
    Чтоб ничего не пропустить, 
    Что будут все актеры делать 
    В честь бога Диониса, 
    И толпу развеселить. 
    Поспеши быстрее ты назвать 
    Зрелище, которое есть и сейчас. (Театр)
  3. Судьба его закинула надолго, далеко, 
    От сына и жены прекрасной. 
    Домой он торопился все быстрей, 
    Царь Аттики, прекрасный… (Одиссей)
  4. Как называли власть такую, 
    Когда народ на должность избирал, 
    А тот, кого он выбирал, перед людьми отчет держал?
    (Демократия)
  5. Не один год, не один раб 
    Ее строили за просто так. 
    Чтобы фараон спокойно 
    Мог в загробном мире жить. (Пирамида).

Подведение итогов за 3,4 этапы.

Подведение итогов за 6 этапов.

VII. Крылатые выражения (1 ответ – 3 балла)

Команда называет крылатое выражение, команда – соперник его объясняет.

  1. «Разделяй и влавствуй»
  2. «Ганнибалова клятва»
  3. «Перейти Рубикон»
  4. «И ты, Брут»
  5. «Яблоко раздора»
  6. «Страдания Прометея»

3. Итог игры

Жюри (ареопаг) подсчитывает количество баллов.

Каждому участнику команды-победительницы вручается грамота.

  • за первое место с оценкой “5” за контрольный урок истории;
  • за второе место с оценкой “4” за контрольный урок истории;
  • за третье место с оценкой “3” за контрольный урок истории.

4. Домашнее задание

Командам составить кроссворд по теме «История Древнего мира».

Используемая литература:

  1. «Мифы и легенды Древнего Египта» под редакцией И. Рак. – «Стрекоза – Пресс», 2005.
  2. Борзова Л.П. Игры на уроке истории. – М., 2001.
  3. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. – М., 2003.
  4.  Энциклопедия для детей «Всемирная история» под редакцией Г. Храмова. – М.: «Аванта», 2003.
  5.  Энциклопедия для детей «Культура мира» под редакцией Е. Ананьевой. – М.: «Аванта», 2004.
  6.  Энциклопедия для детей «Религии мира» под редакцией Г. Храмова., Е.Аксеновой – М.: «Аванта», 2001.
  7.  Энциклопедия для детей «Страны, народы, цивилизации» под редакцией Г. Храмова. – М.: «Аванта», 2003.