Тип урока: комбинированный.
Вид урока: игровой.
Форма урока: игра “Счастливый случай”.
Оборудование: карточки для работы в паре, карточка-тест, знаки для самооценки.
Средства обучения: интерактивная доска, презентация (полная версия).
Задачи:
предметные:
- дать понятие о роде существительного как его постоянном признаке;
- познакомить с окончаниями имен существительных мужского, женского и среднего рода;
метапредметные:
- формировать универсальные способы действий: умение наблюдать, анализировать, обобщать, фиксировать результат;
- формирование психологических условий развития общения на основе доброжелательности, готовности к сотрудничеству;
личностные:
- развивать познавательные интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания;
- воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня счастливый случай свел нас на встречу, поэтому я предлагаю так и назвать нашу встречу – урок – “Счастливый случай”. Слайд №1.
Работать будем под девизом: “Мало уметь писать, надо уметь думать”.
Откроем тетрадь и запишем место и время нашей встречи.
2. Актуализация знаний.
Разгадайте анаграмму: ЩЕСТСУТЕЛЬНОВИЕ. Слайд №2.
Работа в паре.
Учитель: задайте друг другу вопросы по теме “Имя существительное”.
Предполагаемые вопросы:
- Что такое существительное?
- Что называет?
- На какие вопросы отвечает? и т.д.
Первый гейм “Музыкальный”.
Слайд №3.
- Выписать имена существительные из звучащей песни “Улыбка”.
- Определить род имен существительных.
3. Постановка темы урока.
Гейм “Проблемный”.
Слайд №4.
Герои мультфильма, в котором звучит эта песня, прислали телеграммы.
Я хожу, грущу один:
Осень рядом где-то.
Жёлтым листиком в реке
Утонуло лето.
Я хожу, грущу один:
Осень рядом где-то.
Жёлтым листиком в реке
Утонуло лета.
Г.М. Новицкая
- О чем сообщают герои?
- Сравните написание текстов.
- Кто прав из героев?
- Мы можем помочь им исправить ошибку? Значит, мы чего-то не знаем?
- Сформулируйте задачу урока:
- Научиться писать окончания имён существительных.
- Ответить на вопрос: отчего зависит написание окончаний имен существительных?
4. Открытие новых знаний.
Гейм “Исследовательский”.
Слайд №5.
На экране записаны имена существительные: к.пуста, сер.це, а..ея, в.юн, ябл.ко, зимний, площ.дь, Вова, з.мля, Коля.
Учитель: исследуйте слова. Какое лишнее? Предложите задания.
Дети анализируют слова, находят лишнее, аргументируют, предлагают задания: вставить орфограммы, сгруппировать по родам.
Задание:
- выделить окончания, сравнить, сделать вывод;
- проверь. Слайд №6
На экране моделируется схема. Слайд №7
Работа с учебником, с. 52
Чтение правила.
- Сколько частей в правиле?
- О чем говорится в первой части? Приведите свои примеры.
- О чем говорится во второй части? В третьей?
5. Закрепление.
Гейм “Спешите слышать”.
Слайд №8.
Учитель: я буду загадывать загадки, а вы записывайте отгадки. Определите род существительных, выделите окончания.
1. Никого она не обижает,
А её все толкают. (Дверь)
2. Всегда во рту,
А не проглотишь. (Язык)
3. Вытираю я, стараюсь
После бани паренька.
Все намокло, все измялось,
Нет сухого уголка. (Полотенце)
4. Он большой и косолапый.
Мед он ест из улья лапой.
Он веселый шалунишка.
Ну, конечно, это… (Мишка)
5. Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)
6. Весь мир одевает,
Сама нагишом. (Игла)
6. Электронная физминутка для глаз. Слайд №9
Гейм “Спешите видеть”.
Слайд №10.
Самостоятельная работа по учебнику: упр.7, с.53.
7. Первичный контроль.
Гейм “Ты мне, я тебе”.
Слайд №11
Работа в паре по карточкам.
Ученики, разделив карточки, по очереди записывают существительные, указывают род, выделяют окончания. Приложение 1.
8. Оперативный контроль.
Индивидуальная самостоятельная работа.
Гейм “Самостоятельный”.
Слайд №12.
Работа с тестами.
Задание: установи соответствие.
озеро
голубь Ж.Р.
река
лагерь М.Р.
жилище
весть СР.Р.
богатство
Проверка:
Дети меняются карточками и проверяют работу соседа.
9. Итоги урока.
- Чему мы научились на уроке?
- Определять род существительных. На основе этих знаний, правильно писать окончания имен существительных.
- Можем ли мы теперь помочь нашим героям исправить ошибку и доказать кто из них прав?
10. Самооценивание. Слайд № 13.
- усвоил;
- не усвоил;
- не уверен.
11. Инструктаж домашнего задания.
Выполнить по выбору:
- с.53, у.4;
- придумать и записать существительные разных родов, выделить окончания.