Искусство Древнего Египта

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи:

  • обучающие – расширить и закрепить знания учащихся об искусстве Древнего Египта, пропорции построения головы и фигуры человека , виды портрета, цветовое решение портрета фараона; выполнить портрет фараона или царицы.
  • Воспитательные – создать условия для развития познавательной активности, интереса к предмету, воспитывать нравственно-эстетическое отношение к истокам культуры;
  • Развивающие – в целях развития мышления учащихся учить анализировать, моделировать, сопоставлять, развивать творческое воображение, фантазию.

Методы и методические приемы: наглядно-образные – презентация, практические – рисунок портретов фараонов и цариц, логические – рассказ, анализ, систематизирование, обобщение, вывод; игровой – урок-путешествие.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация “Искусство Древнего Египта: архитектура, скульптура, живопись”: колосс с головой фараона Рамзеса II (1298–1232 гг. до н.э.),фараон Хефрен, золотая маска фараона Тутанхамона, Скульптура Нефертити и др.

Для уч-ся: альбом, цветные карандаши, фломастеры, простой карандаш, резинка.

Конспект урока

1. Организационный момент. Сегодня мы с вами отправимся на машине времени в далекое прошлое. Пристегните ремни. Найдите кнопку пуска 5, 4. 3. 2. 1. Полетели!

2. Беседа об истории и культуре Древнего Египта. Мы на месте. Дороги многих искусств ведут нас к своим истокам, а именно – в Древний Египет, на северо-восток Африки, к берегам могучей реки Нил. Это было 6 тысяч лет назад. Здесь под ярким щедрым солнцем появился сильный и талантливый народ. Жили египтяне среди цветов и густой зелени, стояли вокруг них стены стройных пальм, цвели, колыхались в медленных водах, прекрасные нежные лотосы. Зеленая долина была словно маленький рай. Египтяне любили свою прекрасную долину и воспевали ее силу, загадочность и величие Страной рождения искусства стал древний, таинственный, волшебный Египет. Все искусство этой страны имеет свой своеобразный почерк, стиль.

Презентация “Искусство Древнего Египта. Архитектура. Скульптура. Живопись”. (Приложение 1).

Архитектура.

Искусство древних египтян многогранно: оно представлено архитектурными, скульптурными, живописными творениями, литературными памятниками, достижениями в области музыки.

Архитектура. Выдающимися архитектурными постройками Египта, конечно, являются пирамиды. Они являются сосредоточением достижений древнегреческой науки в области строительной техники и архитектуры, математики и астрономии, мифологии и религии.

В пригороде Каира – Гизе – находятся 3 крупнейших пирамиды Египта – фараона Хеопса , Хафра, Менкаура, отнесенные греками к 7 чудесам света. Всего в Египте насчитывается более 89 пирамид. Самые грандиозные из них – пирамида Хеопса (Высота – 146,6 м.; длина основания 233м.) она сложена из 2.300.000 камней, массой около 2, 5 т. Каждый. До сих пор остается не вполне ясным, как многотонные камни поднимали на такую высоту, а также то, как были пригнаны камни друг к другу, если между ними нельзя просунуть лезвие ножа. Пирамида считалась домом умершего фараона, а форма означала вечность, а отношение граней – Божественную Гармонию Вселенной.

Скульптура.

Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали тонкие обелиски, которые, покрывались иероглифами. Перед храмами ставили сфинксов. Среди них воздвигается неповторимый знаменитый большой сфинкс из Гизы. Каменный Лев с головой человека, имеющий портретное сходство с фараоном Хафрой. Высечен из целой скалы (длина 57 м. Высота 20 м.) Огромный сфинкс охранял покой мира мертвых, воплощая божественность царской власти.

Большое развитие в египетском искусстве получил скульптурный портрет. Египтяне верили, что портретные статуи, играя роль умерших, служат вместилищем их душ.

Были выработаны определенные типы портретных статуй: мужчины в 40–50 летнем возрасте; женщины 20015025 летним. Точно передавалось социальное положение человека.

Подтверждением высокой культуры Египта является скульптурный портрет жены Аменхотепа IV – Нефертити (XIV в. до н. э.). (Рассматриваем более подробно портрет фараона Хефрена, золотую маску Тутанхамона, царицу Нефертити и др.)

Живопись.

Изобразительное искусство отличалось яркими и чистыми красками Раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульптура, статуэтки. Именно в живописи велико влияние канона. Это проявлялось:

– в плоском изображении фигур (на рельефах и в живописи). Лицо изображалось в строгом профиле, но при этом глаз был повернут enface

При изображении в профиль груди и коленей полностью давались очертания обоих плеч, хотя при подобном повороте одно их них должно быть скрыто:

– постоянство системы пропорций;
– строгой линейной композиции;
– условности раскраски (мужчина – красно-коричневый цвет, женщина – желто-розовый; волосы раскрашивались черным, а одежда – белым цветом).

Посмотрите на рисунки египтян. Обратите внимание на то, какие тонкие руки и ноги, как в фас у них вывернуты плечи. Все эти фигуры необыкновенно пластичны, они словно бы текучи. Кажется, будто египтяне, чтобы они не делали на картинах – охотились или несли груз, рыбачили или шли в колонне солдат – постоянно танцуют какой-то странный волшебный танец. Художники Египта были очень наблюдательны и изобретательны. Чем больше “ жила” страна Египет, тем больше делали в ней портретов. Каждый богатый человек хотел иметь свой портрет. Это было связано с верой египтян в их долгую загробную жизнь, жизнь после смерти. Египтяне были уверены, что у человека несколько душ. Они вернуться к человеку после его смерти. Надо только сохранить его тело.. Для этого делали множество скульптурных портретов, думая , что портретная статуя или сам портрет – это двойник человека. Значит, его душа может вернуться в портрет. Долгую жизнь прожил древний Египет. Более 3 тысяч лет развивалась эта богатая и полная загадок страна. За это время народом правили один за другим множество всевластных, могущественных правителей – фараонов. Их власть над народом была безгранична. Фараон всегда держит спину очень прямо, не сутулится, он так высоко поднимает голову, что даже подбородок выдается вперед. Когда человеку тяжело или больно, или страшно, он сгибается, сутулится. Сутулость выражает наши беды, неприятности , обиды, усталость. Прямота фараона говорит о том, что он живет хорошо, что он сильный и гордый. Все черты лица должны быть ровные и спокойные. Это особое “фараоновское” выражение лица. Вся его поза подчеркивает необыкновенное его положение, особую роль в жизни. Ему близок его брат и покровитель – бог солнца Ра.

3. Практическая работа.

Рисунок фараона или царицы. Повторяем построение пропорции лица человека, всей фигуры. Напомнить виды портрета. Какие цвета будем смешивать, чтобы получить цвет лица египтянина по канону? Составьте цвет для теней на шее, ушах, веках, боковых плоскостях носа. Верхняя губа будет темнее нижней. Выделите глаза, ноздри. Радужная оболочка закрашивается полностью черной краской, а затем ставится блик. Также пишем прическу или головной убор. Можно нарисовать портрет во весь рост.

4. Итог урока.

Выставка работ учащихся (Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3).

Приложения: Презентация и конспект в электронном виде, фотографии.