Конспект интегрированного занятия для детей со стертой формой дизартрии "Путешествие в лес"

Разделы: Логопедия


Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений об осени, осенних приметах, о жизни диких животных осенью. Уточнение, расширение и активизация словаря по данной теме.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие слухового внимания, длительного плавного выдоха, интонационной выразительности речи, артикуляционной, мимической, тонкой и общей моторики, координации движения (сохранение равновесия на ограниченной площади опоры – мяче).

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Фонограмма «Звуки леса», берёзовые и кленовые листья, фонограмма «Осенний вальс», 2 корзинки, пеньки, зеркало, маска лисы (по количеству детей), ортопедические мячи (по количеству детей), коврики для проведения релаксации (по количеству детей).

Предварительная работа. Разучивание фонопедического упражнения «Перед дождём»; разучивание комплекса упражнений на ортопедических мячах.

Ход занятия

Дети входят в зал, украшенный осенними листьями. Звучит фонограмма «Осень».

Логопед: Ребята сегодня мы с вами отправимся в лес. Прислушайтесь, скажите, какие звуки вы слышите в осеннем лесу? (звучит фонограмма «Звуки леса»).

Дети: Осенью в лесу можно услышать голоса птиц.

Логопед: Голоса, каких птиц вы слышите?

Дети перечисляют голоса птиц (ворона, сорока, кукушка, и др.)

Логопед: А кроме птичьих голосов, какие звуки вы ещё слышите?

Дети: В осеннем лесу можно услышать шум ветра, шелест листьев.

Логопед: Ребята оглянитесь вокруг, посмотрите как красиво в лесу.

Вот художник, так художник,
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот?

Дети: Осень.

Логопед: В осеннюю пору листья на деревьях меняют свой цвет. Какого цвета они становятся?

Дети: Листья становятся жёлтыми, красными, коричневыми.

Логопед: Изменение цвета листьев одна из осенних примет. А какие приметы осени вы еще знаете?

Дети:

- Осенью становиться холодно.

- Люди собирают урожай фруктов и овощей.

- Улетают в теплые края перелетные птицы.

- Часто идут дожди и т.д.

- Осенью дует холодный ветер.

Расслабляющая гимнастика (под музыку).

Логопед: Давайте покажем как:

  • качаются деревья в лесу, когда дует тихий ветерок (наклоны головы влево - вправо);
  • как опадают листья с деревьев на землю (поднять руки вверх, посмотреть на пальцы, плавно опускать руки, следя за ними глазами, в конце упражнения прижимать подбородок к груди);
  • упали листья на землю, ветер подул сильнее, и листики побежали по земле (присесть, положить руки на пол, затем «шагать» пальчиками вперёд, имитируя движение листьев).

Ветер с листьями играет,
Листья крутит, догоняет.

Логопед: Холодный, осенний ветер дует все сильнее и сильнее.

Фонопедическое упражнение «Перед дождем». (Логопед выразительно читает текст, музыкальный руководитель проводит с детьми упражнения для голоса, с движением руки.)

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.

(Дети усиливают и уменьшают силу голоса на звук [у], на усиление звука рука движется вверх, на уменьшение звука рука движется вниз).

Ель надломленная стонет,

(Произносят звук [ы] часто, с понижением голоса, рука опускается сверху вниз.)

Глухо шепчет темный лес.

(Шепотом и долго произносят «пата – пата – пата…» на одном дыхании.)

На ручей, рябой и пестрый,
за листком летит листок,
Над струей, сухой и острой,
Набегает холодок.

(На одном дыхании произносят звук [у]– короткий и ритмичный staccato, показывают высоту звука мягкими взмахами кистей рук.)

Полумрак на всё ложиться;

(Делают glissando на звук [э] сверху вниз, рука плавно опускается сверху вниз.)

Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружиться
Стая галок и ворон.
Н. Некрасов

(Произносят «а,а,а…..» на твёрдой атаке голоса, широко открывая рот, громко – тихо, на громкий звук рука поднимается вверх, на тихий опускается вниз.)

Логопед: С каждым днём становится всё холоднее и холоднее, день становиться короче, а ночь наоборот длиннее, улетают перелётные птицы. С деревьев опадает яркий наряд. Ребята скажите, как называется явление, когда с деревьев облетают листья?

Дети: Листопад.

Пальчиковая игра «Осень»

(Логопед читает текст, дети выполняют пальчиковую гимнастику.)

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал.

(Логопед произносит тихо, дети делают кистями плавные движения вперёд – к груди.)

Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой.
Вот последний лист с осинки.

(Первые четыре строчки логопед произносит слова радостно, пятую строчку грустно, дети поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно.)

Ветер бросил на тропинку.
Н.Нищева

(Логопед произносит слова громко, дети встряхивают кистями рук.)

Логопед: Давайте с вами соберём опавшие листья. Девочки собирают дубовые, а мальчики кленовые листочки.

(Дети собирают листья, звучит вальс осенних листьев).

Логопед (складывает листья в корзинку):Как много кленовых и берёзовых листьев мы с вами собрали. Давайте присядем на пеньки и немного отдохнём.

(Садятся на пеньки напротив зеркал.)

- Ребята, а кто из вас знает, какому животному могут пригодиться сухие листья?

Ответы детей.

Логопед: Правильно ежу. А для чего ежу сухие листья? Как вы думаете, удивиться ёж, когда увидит, сколько листьев мы для него собрали?

Логопедическая гимнастика

  • «Еж рот открыл от восхищения» (на развитие жевательно-артикуляторных мышц). Рука согнута в локте и прижата к груди, подбородок лежит на тыльной стороне кисти. Опускать и поднимать нижнюю челюсть с сильным нажатием подбородка на тыльную сторону кисти.
  • «Еж разглядывает листья» (на развитие мимических мышц). При поднимании бровей глаза широко раскрыть, при опускании – зажмурить.
  • «Еж нюхает листья». Нюхать листья, фыркать. Фиксированный вдох – выдох, нюхать с шумом, фыркать произнося звук [ф] с закусыванием нижней губы.
  • «Еж улыбается» (на подвижность мышц губ). Чередование движений «хоботок» - «улыбочка».

Логопед: В середине осени ежи засыпают в своей норке на мягких листьях. Зимой, когда он будет спать на сухих листьях, ему будет сниться лето. Давайте представим, что ему сняться сладкие ягоды.

(Артикуляционные упражнения с закрытыми глазами, с целью привлечения к ощущениям.)

  • Ежик кушал ягоды, испачкал верхнюю губу, и решил ее облизать. «Вкусное варенье».
  • Поел ежик ягод и ему очень захотелось пить. «Киска лакает молоко» (выполняя упражнение поднимаем голову вверх и делаем глотательное движение с целью тренировки мышц мягкого неба).

Логопед:

  • Кто из вас знает, какие еще животные спят зимой?
  • Почему они спят?
  • А какие еще животные живут в лесу?
  • Как мы называем этих животных?
  • Чем питаются дикие животные?
  • Послушайте и отгадайте загадку.

В птичник повадится, жди беды
Рыжим хвостом заметает следы.

Дети: Лиса

Логопед: Давайте покажем, как лиса охотится за зайцем.

(Дети и педагог надевают маски лисы.)

Упражнения на развитие мимики «Лиса» (под музыку)

(Дети, передвигаясь по залу, передают мимикой изменение настроения, походку лисы).

Ходит рыжая лиса

(Идти, изображая походку лисы.)

Щурит хитрые глаза

(Прищуриться.)

Смотрит хитрая лисица

(Повороты головы влево-вправо.)

Ищет, где бы поживиться
Принюхалась – заячий след

(Под музыку выполняются дыхательные упражнения по методике Стрельниковой.)

Обрадовалась.

(Показать радость.)

Пошла по следу.

(Идти крадучись).

Логопед: Заяц хитрей лисы оказался, так следы запутал, что рыжая плутовка его не нашла. Рассердилась лиса да делать нечего, так и пошла, обиженная дальше (показать эмоции мимикой и жестами).

Логопед: А заяц из-под куста выскочил и поскакал на полянку. На поляне веселая белка забавлялась. Большой урожай шишек в этом году. Много запасов на зиму сделала.

Белка (инструктор по физической культуре):

Эй, скорей, скорей сюда.
Я орешков припасла
Шишек, ягод и грибочков
Для сыночков и для дочек.

Что вы братцы загрустили?
Глазки низко опустили
По полянке разбредайтесь
Только, чур, не разбегайтесь.

Инструктор по физической культуре проводит упражнение на ортопедических мячах под музыку.

Комплекс упражнений

Упражнение 1: Бег с подскоками вокруг мяча, придерживать мяч пальцами руки, после хлопка – смена руки и направления бега. Повторить 2 раза.

Упражнение 2: И.п. – сидя на мяче, ноги врозь, выполнять пружинистые движения ногами, прижатыми к полу. Руки опущены, ладони придерживают мяч.

Упражнение 3: И.п. – сидя на мяче. Движения тазом вправо-влево, вперёд-назад. Лёгкие покачивания бёдрами, не подпрыгивая. Темп медленный.

Упражнение 4: И.п. – сидя на мяче. Руки поочерёдно вверх-вниз, слегка подпрыгивая на мяче.

Упражнение 5: И.п. – сидя на мяче. Руки за голову, локти в стороны, лопатки сведены. Наклоны корпуса вправо-влево, ноги выполняют пружинистые движения .

Упражнение 6: Бег с поскоками вокруг мяча.

Упражнение 7: Лёжа животом на мяче, ноги и руки на полу. Перекат вперёд-назад корпусом на мяче, поочерёдно отталкиваясь ногами и руками от пола.

Упражнение 8: Лежа животом на мяче. Расслабленно полежать, удерживая равновесие, руки и ноги разведены в стороны.

Упражнение 9: И.п. – сидя на мяче. Руки перед грудью сложены в локтях. Поочерёдно приподнимать правую и левую ногу, делать притоп. Имитируя движения марша.

Белка:

Порезвились, поиграли,
Ноженьки у вас устали
Здесь на травку можно лечь
Силы будем мы беречь.

(Дети ложатся на индивидуальные коврики.)

Упражнение на релаксацию

(Проводится под тихую расслабляющую музыку.)

Белка:

Реснички опускаются
Глазки закрываются
Наши ручки отдыхают.
Дышится легко
Ровно, глубоко.
Время быстро пролетело
И расслаблено всё тело
Глазки открывайте
Потихонечку вставайте.

Дети встают с ковриков за дверью раздаётся торопливый топот.

Логопед: Ребята вы ничего не слышите? Что это за шум?

Входит ёж (ребёнок в костюме ежа, на иголках у ежа разноцветные листья деревьев, в руках корзинка с яблоками).

Логопед:

По сухой лесной дорожке
Топ – топ – топ – топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик.

Ёж: Здравствуйте ребята. (Дети здороваются с ежом). Видите, я готовлюсь к зиме, собираю в лесу листья.
Логопед: Ты знаешь ёжик, мы тоже собирали для тебя листья (показывает корзинку с листьями, предлагает детям подарить листья ежу).

Ёж: Спасибо вам за подарок. Вы мне очень помогли. На этих листьях мне будет тепло и уютно спать зимой. В благодарность я угощу вас вот этими яблоками. (Дети благодарят ежа за угощение, прощаются с ним. Ёж уходит).

Логопед: Вот и закончилась наше путешествие. Давайте ещё раз вспомним правила поведения в лесу.

  • В лесу нельзя шуметь.
  • Нельзя ломать ветки деревьев, пугать птиц, ломать муравейники.
  • Нельзя из леса уносить домой животных, ведь их дом – лес. Без него они может погибнуть.

Дети отправляются в группу.