Цель:
- уточнить понятия “Родина”, “Россия” “Отечество”, “малая и большая Родина”;
- показать разнообразие облика нашей страны, её многонациональность,
- познакомить учащихся с некоторыми историческими и культурными достопримечательностями страны;
- способствовать развитию речи и коммуникативных способностей;
- содействовать воспитанию чувства патриотизма и любви к своей Родине.
Оборудование:
- учебник “Окружающий мир” Н.Ф.Виноградова, 1-й класс, ММ-проектор,
- модель солнышка, презентация “Наша Родина” и “достопримечательности Москвы”,
- магнитофонная аудиозапись песни В.Баснера на стихи М Матусовского “С чего начинается Родина”.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Приветствие гостей).
Прозвенел весёлый звонок.
Начинаем наш урок.
Любознательные в нашем классе дети,
Обо всём хотят знать на свете.
II. Эмоциональная мотивация.
– Ребята, я знаю, что вы очень любите загадки. Отгадайте одну из них.
Голубой платок,
Красный колобок –
По небу катается,
Людям усмехается.
(Солнце)
(На доске модель солнышка).
– Сегодня на протяжении всего урока нас будет согревать солнышко своими лучами, дарить нам тепло и радостное настроение.
Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее.
III. Сообщение тему и цели урока.
– Тему нашего урока вы определите сами, разгадав кроссворд.
Слайд 1.
(Решение кроссворда)
По горизонтали:
1. Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)2. Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако.)3. Живёт в лесу работник –
Лесной носатый плотник. (Дятел.)4. В лесу под ёлкой крошка –
Только шапка да ножка. (Гриб.)5. Кто на своей голове лес носит? (Олень.)
6. Лиственное дерево с белой корой. (Берёза.)
– Какое ключевое слово получилось? (Родина.)
– Кто назовёт тему нашего урока?
Постановка УЗ
– Правильно! Сегодня будем говорить о нашей Родине.
(Учитель крепит слово на луч солнца).
– Мы начинаем изучать большой раздел “Родная страна”.
IV. Изучение нового материала.
– А сейчас послушаем песня “С чего начинается Родина”.
Слайд 2.
(Картинки к двум куплетам песни.)
1. Беседа о Родине.
– А вы, ребята, как считаете, с чего начинается Родина?
– Что Родина для каждого из вас?
(Высказывания учеников: мама, друзья, семья, родители, школа, природа, дом, родной край и т.д.)
Учитель крепит эти слова вокруг солнышка.
Слайд 3.
Вывод учителя.
Правильно! Родина – это дом, в котором мы живём и русская берёзка, и крик кукушонка, и полянка. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, микрорайонами, парками. Родина – это и наши мамы, папы, бабушки и дедушки.
(Комментирует учитель во время просмотра слайдов).
Понятия “малая” и “большая” Родина.
– У каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это – его малая Родина.
– Кто ребята нам сможет рассказать о своей малой родине?
– Где бы в последствии не жил взрослый человек, его постоянно тянет на родину, ему хочется пройтись по родной улице, постоять у родного дома.
– Из множества таких маленьких уголков состоит наша общая большая Родина.
– Как называется наша большая Родина? (Россия.)
(Учитель крепит слово на луч солнца).
2. Работа с картой.
– Посмотрите на карту. Россия – самая большая страна на свете. (Учитель на карте показывает Россию.) Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Граница России проходит и по суше, и по воде.
– Вот она, какая Россия, широкая и великая! И везде живут люди.
– Как вы думаете, а много ли народов населяют такую огромную страну?
(Высказывания детей)
Слайд 4.
– В России проживает более 145 миллионов человек.
Слайд 5.
– Каждый человек принадлежит к какой-нибудь нации, имеет одну национальность. Россия многонациональная страна. Её населяют более 180 национальностей.
Слайд 6.
Один – русский, другой – украинец, третий – татарин.
– Даже в нашем классном коллективе есть 8 национальностей. Вот такой у нас многонациональный класс.
– А все мы вместе – россияне.
Физкультминутка
На зарядку солнышко поднимает нас –
Поднимаем руки мы по команде “раз”,
А над нами весело шелестит листва –
Опускаем руки мы по команде “два”.
Дружба в нашем классе есть всегда!
3. Работа в парах.
(Каждая пара получает конверт со слогами, из которых они должны составить слово).
– Какое слово у вас получилось? (Отечество.)
(Учитель крепит слово на луч солнца).
– Кто знает, что обозначает слово “Отечество”? (Высказывания детей.)
– Отечество – страна, где человек родился и гражданином которой он является. Значит, Россию мы можем назвать ещё и Отечеством.
– Кто из вас может догадаться, почему Россию мы называем Отечеством?
(Высказывания учащихся)
Ученик: Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
4. Составление ребуса.
– А какой самый главный город нашей страны вы узнаете, если правильно разгадаете ребус.
Слайд 7.
Ребус.
|
– Москва.
– Москва – столица нашей Родины.
Слайд 8.
– Посмотрите, какая красивая у нас Москва.
– Основателем города Москва является князь Юрий Долгорукий.
– Годом основания Москвы принято считать 1147 г.
– Сейчас этому городу 862 год.
– Большинство учёных предполагают, что город назван по названию реки Москвы, на которой он был возведён.
V. Закрепление изученного.
1. Работа по учебнику.
– Прочитайте текст о Родине жужжащим чтением.
Анализ прочитанного.
– О чём вы прочитали?
– Как называется наша Родина?
2. Работа в группах.
– Наш народ очень любит Родину. О Родине есть много пословиц. Давайте составим одну из них.
(Нет в мире краше Родины нашей)
– Объясните значение этой пословицы.
– Ребята, а как вы думаете какой ваш долг перед Родиной?
(Нужно просто любить свою Родину, беречь и умножать её природу, хорошо учиться).
– Молодцы!
VI. Итог урока.
– Какое главное слово нашего урока?
– Так что такое Родина?
– Надеюсь, что вы узнали много нового и интересного.
– Хотелось бы закончить наш разговор на поэтической ноте.
Ученик читает стихотворение С. Прокофьева “Родина”.
На широком просторе
предрассветной порой
встали алые зори
над родимой страной.
С каждым годом всё краше
дорогие края…
Лучше Родины нашей
нет на свете, друзья.
Рефлексия.
– Вам понравился урок?
– Нарисуйте на солнышке своё настроение.
(Учитель раздаёт эмблемы солнышка)
Список литературы.
- О.Е.Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В.Киселёва. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1–4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
- О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления. – М.: Астрель: АСТ, 2007.
- Т.Н.Максимова. Классные часы. 1-й класс. – М.: ВАКО, 2008.