"Наша страна – Россия". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Цель:

  • уточнить понятия “Родина”, “Россия” “Отечество”, “малая и большая Родина”;
  • показать разнообразие облика нашей страны, её многонациональность,
  • познакомить учащихся с некоторыми историческими и культурными достопримечательностями страны;
  • способствовать развитию речи и коммуникативных способностей;
  • содействовать воспитанию чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Оборудование:

  • учебник “Окружающий мир” Н.Ф.Виноградова, 1-й класс, ММ-проектор,
  • модель солнышка, презентация “Наша Родина” и “достопримечательности Москвы”,
  • магнитофонная аудиозапись песни В.Баснера на стихи М Матусовского “С чего начинается Родина”.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Приветствие гостей).

Прозвенел весёлый звонок.
Начинаем наш урок.
Любознательные в нашем классе дети,
Обо всём хотят знать на свете.

II. Эмоциональная мотивация.

Ребята, я знаю, что вы очень любите загадки. Отгадайте одну из них.

Голубой платок,
Красный колобок –
По небу катается,
Людям усмехается.
(Солнце)

(На доске модель солнышка).

– Сегодня на протяжении всего урока нас будет согревать солнышко своими лучами, дарить нам тепло и радостное настроение.

Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее.

III. Сообщение тему и цели урока.

– Тему нашего урока вы определите сами, разгадав кроссворд.

Слайд 1.

(Решение кроссворда)

По горизонтали:

1. Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)

2. Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако.)

3. Живёт в лесу работник –
Лесной носатый плотник. (Дятел.)

4. В лесу под ёлкой крошка –
Только шапка да ножка. (Гриб.)

5. Кто на своей голове лес носит? (Олень.)

6. Лиственное дерево с белой корой. (Берёза.)

– Какое ключевое слово получилось? (Родина.)

– Кто назовёт тему нашего урока?

Постановка УЗ

– Правильно! Сегодня будем говорить о нашей Родине.

(Учитель крепит слово на луч солнца).

– Мы начинаем изучать большой раздел “Родная страна”.

IV. Изучение нового материала.

– А сейчас послушаем песня “С чего начинается Родина”.

Слайд 2.

(Картинки к двум куплетам песни.)

1. Беседа о Родине.

– А вы, ребята, как считаете, с чего начинается Родина?

Что Родина для каждого из вас?

(Высказывания учеников: мама, друзья, семья, родители, школа, природа, дом, родной край и т.д.)

Учитель крепит эти слова вокруг солнышка.

Слайд 3.

Вывод учителя.

Правильно! Родина – это дом, в котором мы живём и русская берёзка, и крик кукушонка, и полянка. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, микрорайонами, парками. Родина – это и наши мамы, папы, бабушки и дедушки.

(Комментирует учитель во время просмотра слайдов).

Понятия “малая” и “большая” Родина.

– У каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это – его малая Родина.

– Кто ребята нам сможет рассказать о своей малой родине?

– Где бы в последствии не жил взрослый человек, его постоянно тянет на родину, ему хочется пройтись по родной улице, постоять у родного дома.

– Из множества таких маленьких уголков состоит наша общая большая Родина.

– Как называется наша большая Родина? (Россия.)

(Учитель крепит слово на луч солнца).

2. Работа с картой.

Посмотрите на карту. Россия – самая большая страна на свете. (Учитель на карте показывает Россию.) Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Граница России проходит и по суше, и по воде.

– Вот она, какая Россия, широкая и великая! И везде живут люди.

– Как вы думаете, а много ли народов населяют такую огромную страну?

(Высказывания детей)

Слайд 4.

– В России проживает более 145 миллионов человек.

Слайд 5.

– Каждый человек принадлежит к какой-нибудь нации, имеет одну национальность. Россия многонациональная страна. Её населяют более 180 национальностей.

Слайд 6.

Один – русский, другой – украинец, третий – татарин.

– Даже в нашем классном коллективе есть 8 национальностей. Вот такой у нас многонациональный класс.

– А все мы вместе – россияне.

Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас –
Поднимаем руки мы по команде “раз”,
А над нами весело шелестит листва –
Опускаем руки мы по команде “два”.
Дружба в нашем классе есть всегда!

3. Работа в парах.

(Каждая пара получает конверт со слогами, из которых они должны составить слово).

– Какое слово у вас получилось? (Отечество.)

(Учитель крепит слово на луч солнца).

– Кто знает, что обозначает слово “Отечество”? (Высказывания детей.)

– Отечество – страна, где человек родился и гражданином которой он является. Значит, Россию мы можем назвать ещё и Отечеством.

– Кто из вас может догадаться, почему Россию мы называем Отечеством?

(Высказывания учащихся)

Ученик: Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

4. Составление ребуса.

– А какой самый главный город нашей страны вы узнаете, если правильно разгадаете ребус.

Слайд 7.

Ребус.

о М в

к

 

а с

– Москва.

– Москва – столица нашей Родины.

Слайд 8.

– Посмотрите, какая красивая у нас Москва.

– Основателем города Москва является князь Юрий Долгорукий.

– Годом основания Москвы принято считать 1147 г.

– Сейчас этому городу 862 год.

– Большинство учёных предполагают, что город назван по названию реки Москвы, на которой он был возведён.

V. Закрепление изученного.

1. Работа по учебнику.

Прочитайте текст о Родине жужжащим чтением.

Анализ прочитанного.

– О чём вы прочитали?

– Как называется наша Родина?

2. Работа в группах.

Наш народ очень любит Родину. О Родине есть много пословиц. Давайте составим одну из них.

(Нет в мире краше Родины нашей)

– Объясните значение этой пословицы.

– Ребята, а как вы думаете какой ваш долг перед Родиной?

(Нужно просто любить свою Родину, беречь и умножать её природу, хорошо учиться).

– Молодцы!

VI. Итог урока.

– Какое главное слово нашего урока?

– Так что такое Родина?

– Надеюсь, что вы узнали много нового и интересного.

– Хотелось бы закончить наш разговор на поэтической ноте.

Ученик читает стихотворение С. Прокофьева “Родина”.

На широком просторе
предрассветной порой
встали алые зори
над родимой страной.
С каждым годом всё краше
дорогие края…
Лучше Родины нашей
нет на свете, друзья.

Рефлексия.

– Вам понравился урок?

– Нарисуйте на солнышке своё настроение.

(Учитель раздаёт эмблемы солнышка)

Список литературы.

  1. О.Е.Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В.Киселёва. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1–4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
  2. О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления. – М.: Астрель: АСТ, 2007.
  3. Т.Н.Максимова. Классные часы. 1-й класс. – М.: ВАКО, 2008.