Цели:
Презентация (полная версия)
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовёт слово, со звуком [з] и слово со звуком [с].
2. Закрепление знаний о характеристике звуков з - с.
Над различением, каких звуков мы работали на прошлом занятии?
Что вы знаете о звуке [з]? (Звук [з] – согласный, звонкий, твёрдый).
Что вы знаете о звуке [з’]? (Звук [з’] – согласный, звонкий, мягкий).
Что вы знаете о звуке – [с]? (Звук [с] – согласный, глухой, твёрдый).
Что вы знаете о звуке – [с’]? (Звук [с’] – согласный, глухой, мягкий).
Чем похожи звуки [з - с], чем отличаются?
Звуки [з - с] схожи по артикуляции, отличаются участием голоса, звук [з] – звонкий, звук [с] – глухой.
3. Работа с учебно-тренировочными заданиями.
Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа
Задание №1. Посмотри на картинки. В какой группе картинок слова содержат звуки [с - с’]?
Предложены картинки: карандаши, свеча; собака, козлёнок; вишня, носки, лист, поросёнок.
- Назовите картинки в первой группе. Содержат ли данные слова звуки [с - с’]? Данная группа картинок может быть правильным ответом к этому вопросу? (Нет)
Почему? (В слове карандаши нет звука [с’])
- Назовите картинки во второй группе. Содержат ли данные слова звуки [с - с’]? Данная группа картинок может быть правильным ответом к этому вопросу? (Нет)
Почему? ( В слове козлёнок звук [з’])
- Назовите картинки третей группы. Содержат ли данные слова звуки [с - с’]? Данная группа картинок может быть правильным ответом к этому вопросу? (Нет)
Почему? (В слове вишня нет звука [с’])
- Назовите картинки четвёртой группы. Содержат ли данные слова звуки [с - с’]? Данная группа картинок может быть правильным ответом к этому вопросу? (Да)
Почему? (В слове поросёнок звук [с’], а в слове лист звук [с])
Правильный ответ: лист, поросёнок.
Задание №2. Посмотри на картинки. В какой группе картинок слова содержат звук [з]?
Предложены картинки: солнце, дождик; гвозди, нож; телевизор, козлёнок; автобус, гнездо.
- Назовите картинки в первой группе. Содержат ли данные слова звук [з]? Данная группа картинок может быть правильным ответом к этому вопросу? (нет)
Почему? (В данных словах нет звука [з])
- Назовите картинки во второй группе. Содержат ли данные слова звук [з]? Данная группа картинок может быть правильным ответом к этому вопросу? (Нет)
Почему? (В слове нож нет звука [з])
- Назовите картинки третей группы. Содержат ли данные слова звуки [з]? Данная группа картинок может быть правильным ответом к этому вопросу? (Да)
Почему? (В словах телевизор и козлёнок мы слышим звук [з]).
- Назовите картинки четвёртой группы. Данная группа картинок может быть правильным ответом к этому вопросу? (нет)
Почему? (В слове автобус мы слышим звук [с])
Правильный ответ: телевизор, козлёнок.
Задание №3. Посмотри на картинки. Произнесите слова. Определите, какая картинка лишняя? Почему?
Предложены картинки: слон, обезьяна, лиса, носорог.
Правильный ответ: обезьяна. (В данном слове нет звука [с]).
Гимнастика для глаз
Закрыть глаза. Поморгать сомкнутыми веками. Закрыть глаза, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном направлении. Открыть глаза и смотреть в одну точку, не моргая 2-3 сек., потом прикрыть веки и опять открыть. В течение 5 сек. смотрите обоими глазами на переносицу. Обоими глазами смотреть на кончик носа до появления легкой усталости.
Задание №4. Посмотри на картинку и схемы, найди правильную схему!
Предложено слово – стрекоза, и четыре схемы данного слова.
- Кто изображён на картинке? Какая из предложенных схем правильная?
Правильная схема – 3.
Задание №5. Определи, какой звук [с] или [с’] в слове, каким по счёту он стоит?
- Назовите, кто изображён на картинке? (Поросёнок)
- Звук [с] или [с’] мы слышим в этом слове?
- При помощи цифрового ряда, определите какой по счёту звук [с’], назовите соответствующую цифру.
Задание №6. Определи, какой звук [з] или [з’] в слове, каким по счёту он стоит?
- Назовите, что изображено на картинке? (Телевизор)
- Звук [з] или [з’] мы слышим в этом слове?
- При помощи цифрового ряда, определите какой по счёту звук [з], назовите соответствующую цифру.
Задание № 7. Выбери правильное утверждение. Звуки [з] и [с] относятся друг к другу, как…?
Предложены ответы: парные согласные, твёрдые и мягкие согласные, ударные и безударные гласные, гласные и согласные звуки.
Правильный ответ: парные согласные.
Задание № 8. Прочитай части слов. Какой слог пропущен?
- Прочитайте части слов, выберите подходящий слог. Назовите получившееся слово.
Правильный ответ: бронза, волосы, серьги, силач.
Физминутка
Упражнение “Пяточки – носочки”
Мы умеем танцевать Перекатывание с пятки на
носок
На носочках постоять Подняться на носочки.
А потом на пяточках Постоять на пяточках
Можем и в присядочку Приседание на носочках
А теперь мы отдохнем Расслабление мышц ног
И работать вновь начнем (Упр. повторяется 3 раза)
Задание № 9. Прочитай. Найди предложение, которое нужно исправить.
- Прочитайте, найдите предложение, где в написании слов допущены ошибки.
Поля засеяли овсом и кукурузой.
У осера густые саросли.
В сосновом лесу смолистый запах.
Раздался сильный стук.
Ошибки допущены в предложении: У осера густые саросли.
Найди правильно записанное предложение.
- Исправьте допущенные в предложении ошибки.
- Найдите предложение записанное правильно.
У озера гузтые заросли.
У осера густые зарозли.
У озера густые сарозли.
У озера густые заросли.
Правильно записано предложение – 4.
Задание № 10. Прочитай и отгадай загадки. В названии какой отгадки мы слышим два звука [с]?
Ты весь мир обогреваешь,
ты усталости не знаешь,
улыбаешься в оконце, и зовут тебя все …. (Солнце)Белые цветочки расцвели на небе.
Ночью распускаются,
а утром в солнечных лучах растворяются. (Звёзды)Растёт она вниз головой.
Не летом растёт, а зимой.
Но солнце её припечёт – заплачет она и умрёт. (Сосулька)
- Назовите ответы на загадки. В каком слове, вы слышите два звука [с]? (Сосулька)
4. Итог занятия. Рефлексия.
Над различением, каких звуков ты работал сегодня на занятии?
Все ли задания тебе удалось выполнить?
В каких заданиях ты допустил ошибки?
Какие задания выполнил правильно?
Какую бы оценку ты себе поставил?