Перспективный план работы по воспитанию культуры поведения у старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Месяц Темы индивидуальных и групповых бесед
(Утро и вечер)
Чтение Игры, труд Занятия с детьми
Консультации с родителями
1 2 3 4 5
 

Сентябрь

“Как надо здороваться?”

“Как вести себя за столом?”

“Как правильно накрыть стол?”

Беседа “Ура гости!” [8 ,с.2]

К.Чуковский “Федорино горе?”

Сказка “Чаепитие в лесу”. [3, с.47]

Дид. настольная игра “Этикет”. Цель: закрепление правил использования столовых приборов.

Дид. игра “Предметы на праздничном столе”. Цель: совершенствовать навыки поведения за столом, владения столовыми предметами.

Изготовление подарков ко Дню пожилого человека

Консультация “Правила пользования столовыми приборами”

 

 

Родительское собрание “Обучение детей правилам поведения за столом” с показом занятия с детьми “Наш помощник этикет”

 

Октябрь

“Как надо называть родных?” [1, с.44]

Беседа “Я и мои родители”

[4, с.10]

Обсуждение с детьми пед. ситуаций по теме “Вежливость”.

Инд. беседы “Как я помогаю родителям?”

“Волшебное слово” В.Осеевой

Сказка о добрых словах [3, с. 65]

Разыгрывание игровых ситуаций по теме “Вежливая просьба”.

Дид. игра “Как Буратино стал вежливым” [9, с. 335]

Дид. игра “Школа вежливости”

(правила-картинки)

 

 

Консультация “Если вашего ребенка пригласили в гости”

 

 

Ноябрь

Беседа “Доставляй радость людям добрыми делами”

Беседа “Что я сделал хорошо, что я сделал плохо”. [4, с.19]

Беседа “Добро не требует награды” Цель: учить детей бескорыстно помогать, получать удовольствие от своих добрых дел. (Петерина)

А.Барто “Вовка – добрая душа”

Рассказ “Добрый поступок Вани”. [9 ,с.289]

Дид. настольная игра “Что такое хорошо, что такое плохо”

Игра “да – нет” Цель: закрепление правил культурного поведения.

Словесная игра: “О правилах” (закончи фразу)

Изготовление детьми подарков ко Дню Матери

Консультация “Обучение правилам семейного этикета”

 

Консультация “Есть ли у вашего ребенка постоянное поручение?”

 

 

Декабрь

Инд. беседы “Мои желания”. Цель: воспитывать взаимопомощь, умение согласовывать свои желания с желаниями других. [1, с.22]

Беседа “Ты мой друг и я твой друг”. [4, с.20]

Беседа “Что такое дружба?” Цель: формировать понятия “Друг, дружба”, научить пони-мать, оценивать чувства и поступки других. [9, с.252]

Калинина “Разве так играют?”

Л.Толстой “Косточка”

Н. Юсупов “Простите”

Сказка “Заяц-хваста”

ТРИЗ. Сказка “Морозка”[7, с.24]

Игра-упражнение “Подарок другу”. Цель: развивать умение невербально “описывать” предметы.

Игра-инсценировка “Правила вежливости”. Цель: закрепление вежливых форм обращения.

Изготовление открыток близким к Новому году

Занятие “Мы улыбаемся” . Цель: воспитывать потребность в общении со сверстниками, развивать эмоц. отзывчивость.

 

Консультация “Как устроить детский праздник?”

 

 

Январь

Беседа “Как надо обращаться с просьбой к другому человеку?” [1, с.23]

Беседа “Одному плохо”. Цель: показать позитив-ность дружественных отношений. (конспект)

Предложить разъяснить смысл пословиц о дружбе.

Л.Толстой “Два товарища”

ТРИЗ. Сказка “Гуси- лебеди”. [7, с.34]

Стихотворение Л. Квитко “Два друга”. [9 ,с.259]

Дид. настольная игра “Что такое хорошо, что такое плохо”

Разыгрывание игровых ситуаций по теме “Вежливая просьба”

 

 

Консультация “Вежливые слова”

 

Раздать родителям памятки “Секреты вежливого ребенка”

 

 

 

 

 

Февраль

Беседа “О дружбе и друзьях”. Цель: закрепить понятия “Друг”, “дружба”. [9, с.250]

Беседа “Расскажи о своем друге”. Цель: развивать связную речь, умение рассказывать о друге, отмечая особенности его характера.

Инд. беседы “Оцени поступок друга” (на примере жизни группы)

В. Драгунский “Друг детства”. [7, с.130]

О. Шим “Жук на ниточке”, “Не смей!”.

Стихотворение А.Кузнецова “Подружки”

З. Александрова “Подарили нашей Вере…”

Этюд “Впереди всех”– Цель: Развитие соц. эмоций, обучение проявления сочувствия, сопереживания к сверстникам и близким.

Изготовление подарков ко Дню защитника Отечества.

Игра “Волшебники” Цель: Продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг другу.– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – ––

Занятие “ Мои любимые игрушки”. [1, с.40]

Открытое занятие “ Секреты дружбы” (конспект)

 

 

Консультация “Наказывая, подумай: зачем?”

 

 

 

Март

Инд. беседы “Как я помогаю маме, бабушке?”, “Как накрыть стол?”

Беседа “Как сидим, как едим”. [2, с. 67]

Беседа “Чем можно порадовать маму?” [9, с.204]

Беседа “Учусь сочувствовать”. Цель: закрепить умение детей замечать, что кому-то плохо, оказывать помощь. [4, с.29]

В.Осеева “Сыновья”.[7, с.12])

Ненецкая сказка “Кукушка”

Сказка о матери и сыне. [3, с.18]

Сказка о бабушке, ее внучке Ниночке и злой колдунье [3, с.21]

Изготовление подарков к 8 марта

Дид. игра “Не поделили игрушку”. Цель: научить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций. [9, с.295]

Дид. настольная игра “Этикет”. Цель: закрепление правил использования столовых приборов.

 

Занятие “Доброта” Цель: формирование моральных представлений, показ новых форм поведения (конспект)

 

Консультация “Это мое! Или талант быть добрым”

 

 

 

Апрель

Беседа “Учимся беседовать о сказочных героях” [4, с.20]

Инд беседы “Как можно пожалеть?” [1, с.34]

Беседа “Внимательный, равнодушный”. Цель: обсуждение данных качеств характера и их значение в общении. [4, с. 26]

Сказка “Умей обождать”. [9,с.329]

А Барто “Девочка – ревушка”

Стихотворение М. Ивлен “Кто поможет?”

Дид. игра “Школа вежливости”

(правила-картинки)

Игра “Да – нет”. Цель: закрепление правил культурного поведения.

Дид. игра “Не обзывайся” [9, с.306]

 

Занятие “Кто – это хвастун?” [4, с.27]

Консультация “Использование игровых ситуаций для закрепления правил культуры поведения у детей”

 

 

Май

Беседа “Почему бывают драки?” [4, с. 28]

Беседа “Мальчики и девочки”. [9, с. 374]

Беседа “Какие бывают привычки?”. [9, с 300]

Беседа “Зачем нужны правила?”[1, с.31]

В. Осеева “Три товарища”

Фомина “Подруги”[ 9, с.253]

Н.Носов “Фантазеры”

Рассказ “История, случившаяся в детском саду”. [3, с. 71]

Игра – драматизация “Что такое хорошо, что такое плохо”. [9,с. 272]

Игра-драматизация рассказа “Три товарища” [9, с. 253]

Дид. настольная игра “Что такое хорошо, что такое плохо”

 

Занятие “О фантазерах и лгунишках”. Цель: научить различать обман и выдумку, фантазию, развивать стремление к правдивости и такту. [4, с. 25]

Консультация “Как вести беседы с детьми о правилах поведения в общественных местах”;

“Природа и дети”, “Памятка выезжающим на природу”

Список литературы.

  1. Алябьева Е.А. “Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками” М.: ТЦ, Сфера, 2003, – 128 с.
  2. Есина Л.Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. – М.: Издательство “Скрипторий 2003”, 2008. – 96 с.
  3. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения – М.: ВЛАДОС, 2003. – 224 с.
  4. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5–7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
  5. Пахомова О.Н. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: книголюб, 2004. – 88 с.
  6. Фалькович Т.А.Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников: Старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008. – 160 с.
  7. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио, 1997. – 464 с.
  8. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Прометей, Книголюб, 2001. – 60 с.
  9. Щипицина Л.М. Азбука общения: Развитие у личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – “Детство Пресс”, 2002. – 384 с.
  10. Якобсон С.Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Издательский дом “Воспитание дошкольника”, 2003. – 112 с