Месяц | Темы индивидуальных и групповых бесед (Утро и вечер) |
Чтение | Игры, труд | Занятия с детьми Консультации с родителями |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сентябрь |
“Как надо здороваться?” “Как вести себя за столом?” “Как правильно накрыть стол?” Беседа “Ура гости!” [8 ,с.2] |
К.Чуковский “Федорино горе?” Сказка “Чаепитие в лесу”. [3, с.47] |
Дид. настольная игра “Этикет”. Цель: закрепление правил
использования столовых приборов. Дид. игра “Предметы на праздничном столе”. Цель: совершенствовать навыки поведения за столом, владения столовыми предметами. Изготовление подарков ко Дню пожилого человека |
Консультация “Правила пользования столовыми приборами”
Родительское собрание “Обучение детей правилам поведения за столом” с показом занятия с детьми “Наш помощник этикет” |
Октябрь |
“Как надо называть родных?” [1, с.44] Беседа “Я и мои родители” [4, с.10] Обсуждение с детьми пед. ситуаций по теме “Вежливость”. Инд. беседы “Как я помогаю родителям?” |
“Волшебное слово” В.Осеевой Сказка о добрых словах [3, с. 65] |
Разыгрывание игровых ситуаций по теме “Вежливая
просьба”. Дид. игра “Как Буратино стал вежливым” [9, с. 335] Дид. игра “Школа вежливости” (правила-картинки) |
Консультация “Если вашего ребенка пригласили в гости” |
Ноябрь |
Беседа “Доставляй радость людям добрыми делами” Беседа “Что я сделал хорошо, что я сделал плохо”. [4, с.19] Беседа “Добро не требует награды” Цель: учить детей бескорыстно помогать, получать удовольствие от своих добрых дел. (Петерина) |
А.Барто “Вовка – добрая душа” Рассказ “Добрый поступок Вани”. [9 ,с.289] |
Дид. настольная игра “Что такое хорошо, что такое
плохо” Игра “да – нет” Цель: закрепление правил культурного поведения. Словесная игра: “О правилах” (закончи фразу) Изготовление детьми подарков ко Дню Матери |
Консультация “Обучение правилам семейного этикета”
Консультация “Есть ли у вашего ребенка постоянное поручение?” |
Декабрь |
Инд. беседы “Мои желания”. Цель: воспитывать
взаимопомощь, умение согласовывать свои желания с желаниями других. [1,
с.22] Беседа “Ты мой друг и я твой друг”. [4, с.20] Беседа “Что такое дружба?” Цель: формировать понятия “Друг, дружба”, научить пони-мать, оценивать чувства и поступки других. [9, с.252] |
Калинина “Разве так играют?” Л.Толстой “Косточка” Н. Юсупов “Простите” Сказка “Заяц-хваста” ТРИЗ. Сказка “Морозка”[7, с.24] |
Игра-упражнение “Подарок другу”. Цель: развивать умение
невербально “описывать” предметы. Игра-инсценировка “Правила вежливости”. Цель: закрепление вежливых форм обращения. Изготовление открыток близким к Новому году |
Занятие “Мы улыбаемся” . Цель: воспитывать потребность
в общении со сверстниками, развивать эмоц. отзывчивость.
Консультация “Как устроить детский праздник?” |
Январь |
Беседа “Как надо обращаться с просьбой к другому
человеку?” [1, с.23] Беседа “Одному плохо”. Цель: показать позитив-ность дружественных отношений. (конспект) Предложить разъяснить смысл пословиц о дружбе. |
Л.Толстой “Два товарища” ТРИЗ. Сказка “Гуси- лебеди”. [7, с.34] Стихотворение Л. Квитко “Два друга”. [9 ,с.259] |
Дид. настольная игра “Что такое хорошо, что такое
плохо” Разыгрывание игровых ситуаций по теме “Вежливая просьба”
|
Консультация “Вежливые слова”
Раздать родителям памятки “Секреты вежливого ребенка”
|
Февраль |
Беседа “О дружбе и друзьях”. Цель: закрепить понятия
“Друг”, “дружба”. [9, с.250] Беседа “Расскажи о своем друге”. Цель: развивать связную речь, умение рассказывать о друге, отмечая особенности его характера. Инд. беседы “Оцени поступок друга” (на примере жизни группы) |
В. Драгунский “Друг детства”. [7, с.130] О. Шим “Жук на ниточке”, “Не смей!”. Стихотворение А.Кузнецова “Подружки” З. Александрова “Подарили нашей Вере…” |
Этюд “Впереди всех”– Цель: Развитие соц. эмоций,
обучение проявления сочувствия, сопереживания к сверстникам и близким. Изготовление подарков ко Дню защитника Отечества. Игра “Волшебники” Цель: Продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг другу.– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –– |
Занятие “ Мои любимые игрушки”. [1, с.40] Открытое занятие “ Секреты дружбы” (конспект)
Консультация “Наказывая, подумай: зачем?” |
Март |
Инд. беседы “Как я помогаю маме, бабушке?”, “Как
накрыть стол?”
Беседа “Как сидим, как едим”. [2, с. 67] Беседа “Чем можно порадовать маму?” [9, с.204] Беседа “Учусь сочувствовать”. Цель: закрепить умение детей замечать, что кому-то плохо, оказывать помощь. [4, с.29] |
В.Осеева “Сыновья”.[7, с.12]) Ненецкая сказка “Кукушка” Сказка о матери и сыне. [3, с.18] Сказка о бабушке, ее внучке Ниночке и злой колдунье [3, с.21] |
Изготовление подарков к 8 марта Дид. игра “Не поделили игрушку”. Цель: научить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций. [9, с.295] Дид. настольная игра “Этикет”. Цель: закрепление правил использования столовых приборов.
|
Занятие “Доброта” Цель: формирование моральных
представлений, показ новых форм поведения (конспект)
Консультация “Это мое! Или талант быть добрым” |
Апрель |
Беседа “Учимся беседовать о сказочных героях” [4, с.20]
Инд беседы “Как можно пожалеть?” [1, с.34] Беседа “Внимательный, равнодушный”. Цель: обсуждение данных качеств характера и их значение в общении. [4, с. 26] |
Сказка “Умей обождать”. [9,с.329] А Барто “Девочка – ревушка” – Стихотворение М. Ивлен “Кто поможет?” |
Дид. игра “Школа вежливости” (правила-картинки) Игра “Да – нет”. Цель: закрепление правил культурного поведения. Дид. игра “Не обзывайся” [9, с.306] |
Занятие “Кто – это хвастун?” [4, с.27] Консультация “Использование игровых ситуаций для закрепления правил культуры поведения у детей” |
Май |
Беседа “Почему бывают драки?” [4, с. 28] Беседа “Мальчики и девочки”. [9, с. 374] Беседа “Какие бывают привычки?”. [9, с 300] Беседа “Зачем нужны правила?”[1, с.31] |
В. Осеева “Три товарища” Фомина “Подруги”[ 9, с.253] Н.Носов “Фантазеры” Рассказ “История, случившаяся в детском саду”. [3, с. 71] |
Игра – драматизация “Что такое хорошо, что такое
плохо”. [9,с. 272] Игра-драматизация рассказа “Три товарища” [9, с. 253] Дид. настольная игра “Что такое хорошо, что такое плохо”
|
Занятие “О фантазерах и лгунишках”. Цель: научить
различать обман и выдумку, фантазию, развивать стремление к правдивости
и такту. [4, с. 25] Консультация “Как вести беседы с детьми о правилах поведения в общественных местах”; “Природа и дети”, “Памятка выезжающим на природу” |
Список литературы.
- Алябьева Е.А. “Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками” М.: ТЦ, Сфера, 2003, – 128 с.
- Есина Л.Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. – М.: Издательство “Скрипторий 2003”, 2008. – 96 с.
- Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения – М.: ВЛАДОС, 2003. – 224 с.
- Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5–7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
- Пахомова О.Н. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: книголюб, 2004. – 88 с.
- Фалькович Т.А.Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников: Старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008. – 160 с.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио, 1997. – 464 с.
- Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Прометей, Книголюб, 2001. – 60 с.
- Щипицина Л.М. Азбука общения: Развитие у личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – “Детство Пресс”, 2002. – 384 с.
- Якобсон С.Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Издательский дом “Воспитание дошкольника”, 2003. – 112 с