Методические рекомендации к тематическому планированию в разделе "Проектная деятельность" в 5–8-х классах (мальчики и девочки) образовательной области "Технология"

Разделы: Технология


Пояснительная записка

В результате научно-технической революции второй половины XX века наибольшее значение в развитии общества приобретает человеческий фактор. В первую очередь требуются творческие и самостоятельные, ответственные и предприимчивые работники, способные к непрерывному развитию и самообразованию. Поэтому изменяется роль образования.

Современное образование рассматривается как процесс, направленный на саморазвитие личности учащихся, расширение возможностей правильного выбора ими жизненного пути.

Общеобразовательная школа сегодня призвана создать условия для развития способностей и познавательных интересов учащихся, умений и навыков самообразования, способствовать их профессиональному самоопределению и социальной адаптации.

В современном понимании технология – это область знаний, методов и средств деятельности человека по созданию материальных и духовных ценностей. Такая деятельность включает преобразование материалов, энергии и информации в интересах человека и общества. Технология синтезирует знания, полученные другими науками, и вырабатывает новые идеи.

Концепция образовательной области «Технология» (ООТ) предусматривает обязательное использование, наряду с традиционными, методов развивающего обучения. В первую очередь, метода проектов.

Смысл проектного обучения заключается в самостоятельном освоении школьником учебного материала в процессе выполнения проектов. Проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, в познавательной и преобразовательной деятельности, способствует развитию их интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем в будущей самостоятельной жизни.

Данной программой образовательной области "Технология" предусмотрено выполнение учащимися не менее одного творческого проекта за год.

При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана с основными факторами: возрастные (посильность туда в соответствии с возрастом) и индивидуальные особенности школьников, состояние учебно-материальной базы для выполнения творческих проектов и от наличия учебной нагрузки (количества часов в неделю).

Данная учебная программа включает разделы:

  • Пояснительную записку;
  • Основное содержание, состоящее из тем;
  • Примерное тематическое планирование (разработан вариант для учащихся 5-8 классов, мальчики и девочки, а в приложении №1 представлен вариант для учащихся 8 классов, девочки) с распределением часов и домашним заданием
  • Рекомендации по оснащению учебного процесса (см. приложения 2–7)

При организации учебной деятельности с нагрузкой один час в неделю, учебный материал дается в течение всего учебного года. При нагрузке два часа в неделю, учебный материал может подаваться с начала или середины учебного года. При этом занятия по профориентации органично вплетаются в темы уроков.

При изучении проектного метода работы учащиеся осваивают материал по:

  • технологической культуре производства
  • основам черчения, графики и дизайна
  • элементам домашней экономики и предпринимательства
  • знакомство с миром профессий
  • влиянию технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека
  • методам технической, творческой и проектной деятельности
  • получению, обработке, хранению и использованию различной информации

И овладевают:

  • навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
  • навыками чтения и составления технической и технологической документации
  • навыками измерения параметров технологического процесса и продуктов труда;
  • навыками выбора, моделирования, конструирования, проектирования объектов труда;
  • навыками технологии с использованием компьютера
  • методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации,
  • навыками организации и планирования своей деятельности

Все виды практических работ направлены на освоение различных технологий.

Задания составлены так, что каждый ребенок способен их выполнить, но каждый на своем уровне. В основе работы проектным методом лежит технология обучения в сотрудничестве. Распределение обязанностей в группах осуществляется по принципу добровольности.

При выборе объектов проектной практической деятельности, изделия выбираются исходя из полученного опыта изученных ранее тем и изделий. Это необходимо для выполнения программы, ее закрепления и усложнения

Не все проекты могут быть групповыми, по выбору учащегося они могут быть индивидуальными.

Необходимым элементом всей проектной деятельности является анализ проделанной работы, который учит, что получилось, а что нет и почему.

На защите проектов учащиеся учатся выступать на аудиторию, отвечать на вопросы, при необходимости импровизировать, держаться свободно и уверенно, быть доказательными.

Тематическое планирование в разделе «Проектная деятельность в» 5-8 классах (мальчики и девочки) образовательной области «Технология»

(34 часов, 1 урок в неделю/68 часов, 2 урока в неделю)

Материалы разработаны группой учителей СЗОУО г. Москвы: Жук. Е.С., учитель технологии ОУ №1136, Шабанова М.Е., учитель технологии ОУ №1089, Крутелева Н.А., учитель технологии ОУ №92

№ урока

2010/2011
уч.год

  Тема урока

Примечания

I ЧЕТВЕРТЬ

 1.

Сентябрь

Основные понятия о проекте.
Практическая работа №1
Упражнения на развитие творческих способностей.
Профориентация: Виды деятельности человека.

 

 

2.

Сентябрь

Технология создания материальных объектов.
Практическая работа№2
«Алгоритм создания заданного материального объекта»

 

3

Сентябрь

Работа с источниками информации.
Практическая работа№3
«Выполнение творческого задания»
Профориентация: Виды информации.

 

4.

Сентябрь

Выбор и обоснование своей темы проекта.
Практическая работа №4
«Планирование своей проектной деятельности»

 

5.

Октябрь

 Экспертиза изделия.
Практическая работа №4
« Экспертиза изделия» (работа в группах)
Профориентац: инженер конструктор, инженер-технолог

 

6.

 Октябрь

 

Конструирование
Поиск альтернативных вариантов.
Практическая работа№6
 «Выполнение эвристического задания»

 

7

Октябрь

Технологический этап проекта. Отделка.
Практическая работа №7
«Выполнение творческого задания»
 Профориентация: художник-оформитель

 

II ЧЕТВЕРТЬ

8.

Ноябрь

Технологический этап проекта . Создание технологической карты изготовления изделия.
Практическая работа №8
 «Создание технологической карты изготовления изделия» Профориентация: технолог производства.

 

9.

Ноябрь

Технологический этап проекта.
 «Создание лекал»
Практическая работа №9
«Создание лекал, трафаретов или выкроек деталей изделия» Профессиональная проба: создание лекал

 

10.

Ноябрь

 

Технологический этап проекта:
«Современные способы обработки деталей кроя»
Практическая работа №10
«Обработка и соединение деталей кроя».
Профориентация: профессии, связанные с обработкой материалов

 

11.

Декабрь

Технологический этап проекта.
« Современные способы обработки деталей кроя»
Практическая работа №11
«Обработка и соединение деталей кроя».
Профориентация: инженер – наладчик оборудования

 

12.

Декабрь

 Технологический этап проекта.
« Промежуточные операции по обработке деталей кроя»
Практическая работа №12
«Соединение деталей кроя и их обработка »
Профессиональная проба: швея, столяр и т.д.

 

13.

Декабрь

Технологический этап проекта: « Соединение деталей кроя»
Практическая работа №13
«Соединение деталей кроя и обработка »

 

14.

Декабрь

Технологический этап проекта: « Соединение деталей кроя»
Практическая работа №14
«Соединение деталей кроя и обработка »

 

III ЧЕТВЕРТЬ

15.

Январь

Технологический этап проекта: « Соединение деталей кроя»
Практическая работа №15
« Соединение деталей кроя и обработка »

 

16.

Январь

Технологический этап проекта: « Соединение деталей кроя»
Практическая работа №16
«Соединение деталей кроя и обработка »

 

17

Январь

Технологический этап проекта: « Выбор вида отделки»
Практическая работа №17
«Отделка изделия»

 

 18.

Февраль

Технологический этап проекта: « Заключительный этап»
Практическая работа №18
«Окончательная отделка изделия»
Профориентация: профессии связанные с отделкой изделия

 

 19.

Февраль

 

 Создание проектной документации
Практическая работа №19
«Работа с источниками информации, документацией»

 

20.

Февраль

Правила оформления проектной документации:
«Титульный лист. Оглавление.»
Практическая работа №20
«Оформление титульного листа и написание оглавления»
Домашняя работа «Библиография. Поиск информации»

 

21.

Март

Правила оформления проектной документации:
Введение к работе.Главы основной части
Практическая работа №21
«Написание введения»
Домашняя работа «Написать теоретическую часть»

 

 

22.

 Март

Оформление технологических карт, наглядного материала: постера, презентации, плакатов
Практическая работа №22 «Оформление технологической части проекта»

 

23.

Март

Правила оформления проектной документации:
«Выявление наличия экологической проблемы»
Практическая работа №23 «Выявление экологической проблемы, способы ее решения»
 Профориентация: профессия эколог

 

24.

Март

Правила оформления проектной документации: Расчет экономических затрат на производство изделия
Практическая работа №24 «Расчет экономических затрат»
Профориентация: профессии экономист

 

IV ЧЕТВЕРТЬ

25.

 Апрель

Реклама изделия: устная, письменная.
Практическая работа №25
«Создание рекламы своему товару, для получения конкурентноспособности»
Профориентация: профессии, связанные с рекламой.

 

26.

Апрель

Современная упаковка
Практическая работа №26 «Упаковка товара»

 

27.

Апрель

Подготовка к защите проекта. Создание презентации
Практическая работа № 27
«Тренировочные упражнения по правилам выступления на аудиторию; импровизация.
Профессиональная проба: оратор

 

28.

Май

Подготовка к защите проекта
Профессиональная проба: оратор
Практическая работа №28
«тренировочные упражнения: выступления на аудиторию по правилам выступления; импровизация».

 

29.

 Май

Защита проекта

 

30.

Май

Защита проекта

 

31.

Май

Экскурсия на производство

 

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7