Пояснительная записка
В результате научно-технической революции второй половины XX века наибольшее значение в развитии общества приобретает человеческий фактор. В первую очередь требуются творческие и самостоятельные, ответственные и предприимчивые работники, способные к непрерывному развитию и самообразованию. Поэтому изменяется роль образования.
Современное образование рассматривается как процесс, направленный на саморазвитие личности учащихся, расширение возможностей правильного выбора ими жизненного пути.
Общеобразовательная школа сегодня призвана создать условия для развития способностей и познавательных интересов учащихся, умений и навыков самообразования, способствовать их профессиональному самоопределению и социальной адаптации.
В современном понимании технология – это область знаний, методов и средств деятельности человека по созданию материальных и духовных ценностей. Такая деятельность включает преобразование материалов, энергии и информации в интересах человека и общества. Технология синтезирует знания, полученные другими науками, и вырабатывает новые идеи.
Концепция образовательной области «Технология» (ООТ) предусматривает обязательное использование, наряду с традиционными, методов развивающего обучения. В первую очередь, метода проектов.
Смысл проектного обучения заключается в самостоятельном освоении школьником учебного материала в процессе выполнения проектов. Проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, в познавательной и преобразовательной деятельности, способствует развитию их интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем в будущей самостоятельной жизни.
Данной программой образовательной области "Технология" предусмотрено выполнение учащимися не менее одного творческого проекта за год.
При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана с основными факторами: возрастные (посильность туда в соответствии с возрастом) и индивидуальные особенности школьников, состояние учебно-материальной базы для выполнения творческих проектов и от наличия учебной нагрузки (количества часов в неделю).
Данная учебная программа включает разделы:
- Пояснительную записку;
- Основное содержание, состоящее из тем;
- Примерное тематическое планирование (разработан вариант для учащихся 5-8 классов, мальчики и девочки, а в приложении №1 представлен вариант для учащихся 8 классов, девочки) с распределением часов и домашним заданием
- Рекомендации по оснащению учебного процесса (см. приложения 2–7)
При организации учебной деятельности с нагрузкой один час в неделю, учебный материал дается в течение всего учебного года. При нагрузке два часа в неделю, учебный материал может подаваться с начала или середины учебного года. При этом занятия по профориентации органично вплетаются в темы уроков.
При изучении проектного метода работы учащиеся осваивают материал по:
- технологической культуре производства
- основам черчения, графики и дизайна
- элементам домашней экономики и предпринимательства
- знакомство с миром профессий
- влиянию технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека
- методам технической, творческой и проектной деятельности
- получению, обработке, хранению и использованию различной информации
И овладевают:
- навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
- навыками чтения и составления технической и технологической документации
- навыками измерения параметров технологического процесса и продуктов труда;
- навыками выбора, моделирования, конструирования, проектирования объектов труда;
- навыками технологии с использованием компьютера
- методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации,
- навыками организации и планирования своей деятельности
Все виды практических работ направлены на освоение различных технологий.
Задания составлены так, что каждый ребенок способен их выполнить, но каждый на своем уровне. В основе работы проектным методом лежит технология обучения в сотрудничестве. Распределение обязанностей в группах осуществляется по принципу добровольности.
При выборе объектов проектной практической деятельности, изделия выбираются исходя из полученного опыта изученных ранее тем и изделий. Это необходимо для выполнения программы, ее закрепления и усложнения
Не все проекты могут быть групповыми, по выбору учащегося они могут быть индивидуальными.
Необходимым элементом всей проектной деятельности является анализ проделанной работы, который учит, что получилось, а что нет и почему.
На защите проектов учащиеся учатся выступать на аудиторию, отвечать на вопросы, при необходимости импровизировать, держаться свободно и уверенно, быть доказательными.
Тематическое планирование в разделе «Проектная деятельность в» 5-8 классах (мальчики и девочки) образовательной области «Технология»
(34 часов, 1 урок в неделю/68 часов, 2 урока в неделю)
Материалы разработаны группой учителей СЗОУО г. Москвы: Жук. Е.С., учитель технологии ОУ №1136, Шабанова М.Е., учитель технологии ОУ №1089, Крутелева Н.А., учитель технологии ОУ №92
№ урока |
2010/2011 |
Тема урока |
Примечания |
I ЧЕТВЕРТЬ |
|||
1. |
Сентябрь |
Основные понятия о проекте. |
|
2. |
Сентябрь |
Технология создания материальных объектов. |
|
3 |
Сентябрь |
Работа с источниками информации. |
|
4. |
Сентябрь |
Выбор и обоснование своей темы проекта. |
|
5. |
Октябрь |
Экспертиза изделия. |
|
6. |
Октябрь
|
Конструирование |
|
7 |
Октябрь |
Технологический этап проекта. Отделка. |
|
II ЧЕТВЕРТЬ |
|||
8. |
Ноябрь |
Технологический этап проекта . Создание технологической карты изготовления изделия. |
|
9. |
Ноябрь |
Технологический этап проекта. |
|
10. |
Ноябрь
|
Технологический этап проекта: |
|
11. |
Декабрь |
Технологический этап проекта. |
|
12. |
Декабрь |
Технологический этап проекта. |
|
13. |
Декабрь |
Технологический этап проекта: « Соединение деталей кроя» |
|
14. |
Декабрь |
Технологический этап проекта: « Соединение деталей кроя» |
|
III ЧЕТВЕРТЬ |
|||
15. |
Январь |
Технологический этап проекта: « Соединение деталей кроя» |
|
16. |
Январь |
Технологический этап проекта: « Соединение деталей кроя» |
|
17 |
Январь |
Технологический этап проекта: « Выбор вида отделки» |
|
18. |
Февраль |
Технологический этап проекта: « Заключительный этап» |
|
19. |
Февраль
|
Создание проектной документации |
|
20. |
Февраль |
Правила оформления проектной документации: |
|
21. |
Март |
Правила оформления проектной документации: |
|
22. |
Март |
Оформление технологических карт, наглядного материала: постера, презентации, плакатов |
|
23. |
Март |
Правила оформления проектной документации: |
|
24. |
Март |
Правила оформления проектной документации: Расчет экономических затрат на производство изделия |
|
IV ЧЕТВЕРТЬ |
|||
25. |
Апрель |
Реклама изделия: устная, письменная. |
|
26. |
Апрель |
Современная упаковка |
|
27. |
Апрель |
Подготовка к защите проекта. Создание презентации |
|
28. |
Май |
Подготовка к защите проекта |
|
29. |
Май |
Защита проекта |
|
30. |
Май |
Защита проекта |
|
31. |
Май |
Экскурсия на производство |
|