Использование электронных носителей в процессе обучения истории (из опыта работы)

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


"Для того чтобы совершенствовать ум, необходимо больше размышлять, чем заучивать".
Рене Декарт - французский философ, математик VIII века.

Уважаемые коллеги, мы все прекрасно понимаем, что XXI век ставит новые требования перед всем обществом, перед образованием вообще, и, в первую очередь, перед учителями. Проблема, как идти в ногу со временем и в тоже время не растерять уже накопленный положительный опыт - ответ на эти вопросы волнует учителей всех стран, в частности - учителей истории нашей школы.

Главной задачей современной школы является дать будущим гражданам нашей страны глубокие и прочные знания по основам наук, в частности - по истории; формировать умения и навыки, учить применять их на практике. В этой ситуации учитель должен не только ярко и захватывающе излагать материал, но и уметь вызывать у учеников потребность к самостоятельной практической деятельности; учитель должен активизировать мышление и способность формировать общие и специальные умения учеников и формировать активную жизненную позицию. Для того чтобы жить в современном мире, школьнику необходимо:

- находить, трактовать и анализировать различные виды и формы информации;

- формулировать уместные вопросы и находить соответствующие сбалансированные решения;

- уметь видеть другие точки зрения, признавать и принимать их разнообразие, критически оценивая явления действительности;

- формулировать независимые, взвешенные суждения, оценивать различные версии и мысли о событиях далекого и не очень далекого прошлого.

Реализация этих задач связана, прежде всего, с усовершенствованием методики преподавания истории и эффективным применениям разнообразных методах обучения. Одним из видов такой работы является использование наглядности в процессе преподавания истории. В современных условия это, прежде всего, использование электронных носителей (интерактивная доска, телевизор, DVD - плеер и т.д.). Такая деятельность учителя на уроке призвана развивать у учащихся умения анализировать, обобщать, сравнивать, сопоставлять, критически оценивать истинное положение вещей, которые, за частую, переполнена стереотипами и мифами. Это дает возможность учащимся творчески подходить к приобретению знаний и проявлять находчивость, изобретательность, инициативу в решении проблемных задач и ситуаций; таким образом, учебный процесс базируется на создании и развитии у детей потребности мыслить.

В начале XXI века продолжается активный поиск как традиционных, так и новых форм и методов обучения, прежде всего это относиться к использованию электронных носителей.

Для того чтобы использование видеофильмов и презентаций было наиболее эффективным, можно порекомендовать следующие положения:

- просмотр видеоматериалов не должен занимать много времени на уроке (может проводиться фрагментарно как на начальном этапе урока, так и в момент объяснения учителем нового материала, а также на завершающем этапе урока, при подведении итогов);

- перед просмотром учащимся предлагается перечень вопросов, на которые они должны ответить по окончанию просмотра видеосюжета.

Пример №1

На уроке истории Украины, при изучении темы "Образование казачества" учащимся предлагаются вопросы:

- Кого называли казаками?

- Какие земли заселяли казаки?

- Чем они занимались?

- Назовите основные причины появления казачества.

- Где была основана первая Сечь? Почему?

- Почему место казаков называлось "Запорожская Сечь"?

В процессе просмотра видеосюжета "Неизвестная Украина", учащиеся в тетрадях (справа) записывают ответы на вопросы. Затем учитель проверяет выполнение этого задания и, обобщая увиденное, просит учеников записать справа в тетради итог урока.

Пример №2

В другом случае на уроке истории Украины в 11-м классе по теме "Внешняя политика Украины на современном этапе" учитель использует интерактивную доску.

Класс заранее делиться на 3 группы, которые готовят свои презентации по проблеме "Как я вижу внешнеполитические приоритеты Украины сегодня".

  • 1-я группа готовила презентацию "Отношения Украины с Россией и странами СНГ".
  • 2-я группа - "Отношения Украины с США и западными странами".
  • 3-я группа - "Украина должны быть нейтральным государством".

Учащиеся, подготовив эти презентации, в ходе урока высказывали и защищали свои точки зрения. При подготовке к уроку ребята использовали не только материалы учебника истории, но и средств массовой информации, в том числе и Интернет-ресурсы.

Такая работа учащихся способствует формированию не только исторического и критического мышления, но и формирует гражданскую жизненную позицию ученика. Безусловно, это является незаменимым в процессе изучения истории в школе.

На таких уроках учитель становится не единственным источником информации, а предоставляет возможность учащимся проявить свои навыки и умения самостоятельной работы. Известно, что только в процессе самостоятельной работы, учащиеся усваивают наиболее высокий процент новых знаний. Именно при использовании таких современных средств обучения можно добиться реализации главной цели образования - сформировать и воспитать Человека XXI столетия.