Цели урока.
Образовательная - систематизация знаний, умений и навыков работы по теме “Алгоритмы и исполнители”; отработка навыков составления алгоритмов и представление их в виде блок-схем.
Воспитательная – повышение мотивации учащихся, формирование навыков самоорганизации, самостоятельности и инициативы.
Развивающая – развитие образного, логического мышления учащихся; умения анализировать и синтезировать знания; формирование у учащихся информационной культуры.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (слайды 1, 2).
II. Актуализация опорных знаний (слайды 3, 4, 5).
Что такое алгоритм?
10. По данным блок-схемам назовите вид алгоритма.
линейный
цикл с предусловием
разветвляющийся (полная форма)
цикл с постусловием
разветвляющийся (неполная форма)
цикл с параметром
III. Решение задач
Учитель: Теперь мы переходим к решению задач. Будем сегодня с вами строить блок-схемы.
Задача 1. Определить расстояние, пройденное
человеком, если известно время, скорость
движения, и движение было равномерным. (Cлайд 6)
Алгоритм
1. Ввод v, t.
2. Вычисление s.
3. Вывод s.
- Скажите, какой мы получили с вами алгоритм? (Линейный алгоритм)
- Теперь переходим к построению блок-схемы. Какие элементы блок-схемы нам понадобятся? (Начало, конец, ввод данных, вычисление расстояния, вывод результата) на экране все элементы.
- Ребята, расставьте все элементы в нужном порядке. (На экране результат)
Задача 2.
Вычислить (слайд 7).
Учитель:
- С чего мы начинаем? (Составляем словесный алгоритм)
- На что в данной задаче надо обратить внимание? (Вычисляем значение дроби, в знаменателе стоит разность 7-у, которая в зависимости от значения у может быть равна нулю, в этом случае не будет решения)
Алгоритм
1. Ввод a, y.
2. Если 7-у=0, то нет решения.
3.
4. Вывод s.
- Скажите, какой мы получили с вами алгоритм? (Разветвляющийся алгоритм, полная форма)
- Ребята, посмотрите на каждый пункт алгоритма и скажите какие элементы блок-схемы им соответствуют. (На экране фигуры в отдельности)
- Каких элементов блок-схемы нам не хватает? (Начало, конец)
- Ребята, вы мне помогите построить блок-схему, называя элементы по порядку. (На экране элементы появляются по очереди).
Задача 3. Постройте блок-схему алгоритма подписи 10 новогодних открыток. (Слайд 8)
Учитель:
- Эту задачу вы выполняете самостоятельно. Но прежде, определим вид алгоритма. (Циклический алгоритм)
- Но у нас существует цикл с параметром, цикл с предусловием, цикл с постусловием. Какой нам можно использовать? (Можно использовать любой из трёх, но так как известно количество открыток, то правильно использовать цикл с параметром)
- Какой здесь будет использоваться элемент, который не встречался в первых двух задачах? ( ).
Учащиеся в тетради записывают словесный алгоритм, осуществляется проверка (на экране ответ), затем строят блок-схему, осуществляется проверка (на экране ответ).
IV. Подведение итогов урока
V. Домашнее задание
Для задачи 3 составить блок-схемы с использованием цикла с предусловием и постусловием.