Составление блок-схем

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели урока.

Образовательная - систематизация знаний, умений и навыков работы по теме “Алгоритмы и исполнители”; отработка навыков составления алгоритмов и представление их в виде блок-схем.

Воспитательная – повышение мотивации учащихся, формирование навыков самоорганизации, самостоятельности и инициативы.

Развивающая – развитие образного, логического мышления учащихся; умения анализировать и синтезировать знания; формирование у учащихся информационной культуры.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (слайды 1, 2).

II. Актуализация опорных знаний (слайды 3, 4, 5).

  1. Что такое алгоритм?
  2. Перечислите свойства алгоритма.
  3. Назовите виды алгоритмов.
  4. Что такое линейный алгоритм.
  5. Что такое разветвляющийся алгоритм?
  6. Что такое циклический алгоритм?
  7. Какие виды циклического алгоритма вы знаете?
  8. Назовите способы представления алгоритма.
  9. Какие из приведенных фигур используются в блок-схемах?

10. По данным блок-схемам назовите вид алгоритма.

линейный

цикл с предусловием

разветвляющийся (полная форма)

 

цикл с постусловием

разветвляющийся (неполная форма)

цикл с параметром

III. Решение задач

Учитель: Теперь мы переходим к решению задач. Будем сегодня с вами строить блок-схемы.

Задача 1. Определить расстояние, пройденное человеком, если известно время, скорость движения, и движение было равномерным. (Cлайд 6)

  • Ребята, что нам известно из условия задачи? (Cкорость, время, движение было равномерным, значит расстояние вычисляем по формуле S=v*t)
  • Что мы с вами должны сделать прежде, чем строить блок-схему? (Cоставить алгоритм)
  • Давайте устно составим словесный алгоритм.

Алгоритм

1. Ввод v, t.

2. Вычисление s.

3. Вывод s.

  • Скажите, какой мы получили с вами алгоритм? (Линейный алгоритм)
  • Теперь переходим к построению блок-схемы. Какие элементы блок-схемы нам понадобятся? (Начало, конец, ввод данных, вычисление расстояния, вывод результата) на экране все элементы.
  • Ребята, расставьте все элементы в нужном порядке. (На экране результат)

Задача 2.

Вычислить (слайд 7).

Учитель:

  • С чего мы начинаем? (Составляем словесный алгоритм)
  • На что в данной задаче надо обратить внимание? (Вычисляем значение дроби, в знаменателе стоит разность 7-у, которая в зависимости от значения у может быть равна нулю, в этом случае не будет решения)

Алгоритм

1. Ввод a, y.

2. Если 7-у=0, то нет решения.

3.

4. Вывод s.

  • Скажите, какой мы получили с вами алгоритм? (Разветвляющийся алгоритм, полная форма)
  • Ребята, посмотрите на каждый пункт алгоритма и скажите какие элементы блок-схемы им соответствуют. (На экране фигуры в отдельности)
  • Каких элементов блок-схемы нам не хватает? (Начало, конец)
  • Ребята, вы мне помогите построить блок-схему, называя элементы по порядку. (На экране элементы появляются по очереди).

Задача 3. Постройте блок-схему алгоритма подписи 10 новогодних открыток. (Слайд 8)

Учитель:

  • Эту задачу вы выполняете самостоятельно. Но прежде, определим вид алгоритма. (Циклический алгоритм)
  • Но у нас существует цикл с параметром, цикл с предусловием, цикл с постусловием. Какой нам можно использовать? (Можно использовать любой из трёх, но так как известно количество открыток, то правильно использовать цикл с параметром)
  • Какой здесь будет использоваться элемент, который не встречался в первых двух задачах? ( ).

Учащиеся в тетради записывают словесный алгоритм, осуществляется проверка (на экране ответ), затем строят блок-схему, осуществляется проверка (на экране ответ).

IV. Подведение итогов урока

V. Домашнее задание

Для задачи 3 составить блок-схемы с использованием цикла с предусловием и постусловием.