Тип урока: закрепление темы.
Форма урока: нестандартный урок «Урок-путешествие в царство Математики».
Место урока в системе знаний: урок № 46 в разделе «Операция над числами» № 9 (48 часов).
Цели:
- обучающая:закреплять и совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки многозначных чисел; отрабатывать навыки сложения и вычитания многозначных чисел с несколькими действиями;
- развивающая: развивать у учащихся интерес к математике, математическую речь, память, логическое мышление;
- воспитывающая:воспитывать внимательность и наблюдательность, аккуратность и усидчивость.
Оборудование: карточки с правильными ответами, таблицы, переносная доска.
Ход урока
I. Организационный момент – 1 мин.
Итак, друзья, внимание
Прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Начнем сейчас урок!
Найди для головы полезное занятие!
Чтоб от безделья не зевать,
Полезно голову ломать!
(Фразеологический оборот “ломать голову” – как понимаете?)
Учитель: Издавна люди называют Математику царицей наук, потому что математика применяется в различных областях знаний. Сегодня мы с вами отправляемся в царство Математики.
II. Актуализация знаний – 1 мин.
(вопросы на сообразительность, быстроту реакции):
- Сколько раз нужно, чтобы один раз отрезать? (7)
- Чему равна сумма двух последних цифр нынешнего года? (8)
- Каким по счету является «Ь» в названии первого месяца осени? (8)
- Сколько углов у квадрата? (4)
Учитель: Царица Математика хотя и царица, но большая труженица. Она постоянно обходит свои владения и следит в них за порядком.
Сейчас она посетит владения принцессы Арифметики – один из важных разделов математики. Арифметика – это наука о числах, свойствах чисел, действиях над ними.
Числа во владениях Арифметики исправно трудятся. Покажем, как они трудятся. Готовы к испытанию?
III. Фронтальная работа – 3 мин.
а) сравните числа (показ знаков >, <, =):
- 73 841* 73 941
- 9 999 * 10 000
- 800 004 * 801 004
б) Решение логической цепочки «Преодолей препятствия»:
– Что Вы можете сказать о получившемся числе (2008)? – Это четырехзначное число, чётное, сумма цифр=10, отсутствуют десятки и сотни первого класса единиц. А еще – это год, который мы скоро будем встречать – Новый 2008 год.
в) Работа с многозначными числами:
– Прочитать числа (переносная доска):
7 301 622, 18 827 501, 80 030 040, 20 999, 5 000
- Назовите самое маленькое число (5 000)
- Назовите самое большое число (80 030 040)
- Назовите число, в котором отсутствуют десятки в классе тысяч (7 301 622), а в классе единиц (18 827 501)
- Какое число предшествует 5 000 (4 999)
- Какое число следует за числом 20 999 (21 000)
Назвать наименьшее и наибольшее шестизначное (100 000 и 999 999).
Учитель: Молодцы! Вы понравились царице Арифметике.
Продолжаем путешествие.
Как называются числа, с которыми мы с вами работали? (многозначные).
Вспомним, как выполняется действие «сложение» и «вычитание» с многозначными числами? (действие с многозначными числами выполняются так же, как и с трёхзначными числами)
IV. Постановка темы урока – 1 мин.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать сложение и вычитание многозначных чисел в выражении, но содержащих несколько действий. Чтобы не было ошибок, что вы должны хорошо помнить? (Правила о порядке действий в выражениях со скобками и без скобок. Алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел).
Это для вас новая тема? (Нет). Решали примеры в несколько действий с трёхзначными числами. Давайте вспомним, как выполняются арифметические действия, если в примерах есть скобки и нет скобок? (Ответы детей)
V. Альтернативные задания для самостоятельной работы – 6 мин.
(на доске даны примеры с ответами)
- 100 000 – (5 020 + 72 396) – 2 973 = 19611
- 100 000 – 5 020 + 72 396 – 2 973 = 164403
Беседа с целью выявления проблемы.
Цифры в примерах одинаковые, а ответы разные.
Возможно допущены ошибки?
Задание группам - решить примеры (самостоятельная работа).
Определить порядок действий и найти значение выражений.
1 группа: 100 000 - (5 020 + 72 396) – 2 973 =…
2 группа: 100 000 – 5 020 + 72 396 – 2 973 =…
Решение проблемы: Причиной разности ответов является порядок выполнения действий.
Вывод: Знать алгоритм порядка действий.
Учитель: Математика любит точность, ее издавна называют царицей наук, любое перемещение знаков, скобок, даже запятых приводит к ошибочным результатам.
В математике “торопись, но не ошибись”.
VI. Физкультминутка – 0,5 мин.
Упражнения на осанку.
Учитель: В царстве Математике живут не только примеры, но и задачи. Решим задачу №6 на стр. 78.
VII. Решение задачи – 5 мин.
Задача №6 стр. 78
В трёх школах учится 3600 человек. В первой школе учиться 1265 человек, а во второй – на 348 человек больше, чем в первой. Сколько учеников в третьей школе?
Анализ задачи:
- Каким образом узнаем, насколько одно число больше или меньше другого?
- Можем сразу сравнить количество учеников двух школ? Почему нет?
- Что необходимо знать для того, чтобы знать, сколько учеников в третьей школе.
Составьте устно программу решения задачи.
Решить задачу (проверка фронтальная).
VIII. Физкультминутка – 0,5 мин.
Упражнение для глаз.
Учитель: Хорошо потрудились во владениях Математики. Посетим владения Геометрии, Геометрия - это раздел Математики, в которой изучаются геометрические фигуры и их свойства.
IX. Работа с геометрическим материалом – 13 мин.
Итак, мы во владениях принцессы Геометрии. Давай те, ребята, покажем царице наук, как геометрические фигуры трудятся.
Задание на развитие зрительной памяти: (показ карточек, ученики запоминают рисунок и последовательность расположения. Затем карточки учитель убирает, а ученики по памяти воспроизводят рисунки у себя в тетрадях (самопроверка).
– Назовите сколько фигур в прямоугольнике.
Решите задачу:
Два третьеклассника –
Оля и Толя –
Вместе находят
Периметр поля.
Ты помоги
Вычислениям ребят,
Если известно,
Что поле – квадрат,
25 м – длина стороны.
И никаких нет данных иных.
Ответ: 25х4=100м
Учитель: Как найти площадь прямоугольника?
S=a x b
Учитель: Молодцы, ребята. Вижу, и здесь хорошо идут дела. Продолжаем путешествие во владения принцессы Алгебры. Алгебра – это раздел математики, в котором изучаются различные виды уравнений и способы их решения. Ребята, покажите царице наук Математике, как вы умеете решать уравнения.
Запишем: к неизвестному числу прибавить 1368, получится 2000 (x+1368=2000).
Вспомнить, как называются компоненты действий при сложении. Как найти неизвестное слагаемое? (Ответ детей)
X. Подведение итогов урока. Рефлексия – 2 мин.
Царица наук Математика закончила обход своих владений. Она довольна вашей работой на уроке.
- Какая цель была сформулирована в начале урока?
- Какие задания выполняли в ходе урока, чтобы её достичь? Выполнили мы её?
- Кто испытал трудности во время путешествия?
XI. Домашнее задание – 2 мин.
- №2 (б) – I группа (вспомнить алгоритм, найти значения выражений со скобками, а затем найти значения выражений без скобок).
- №3 (а,б) – II группа (составить выражение и найти его значение).
- Задача №6 стр. 78 – Вопрос 2: на сколько учеников в третьей школе меньше, чем в первой?
Оценки за урок!