Развлечение для детей дошкольного возраста, посвященное 80-летию Ямала

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Продолжать знакомить детей с устным творчеством народов Севера, национальной музыкой, танцами, играми и обычаями.
  • Развивать выразительность речи, посредством чтения стихов.
  • Воспитывать любовь к родному краю и культуре народов Севера.

Ход мероприятия

Дети с родителями входят в зал, рассматривают композиции «Ямальские просторы» и садятся на стульчики (2 команды).

Дети читают стихотворение Салдаева И.

О ЯМАЛЕ

Снежные сугробы, таёжные леса,
Грибы и ягоды, охота и рыбалка.
Ты этот край узнал?
Да, так и есть – тот наш Ямал!

Ямал – наш край, Ямал – наш дом.
Здесь люди добрые кругом.
И здесь творятся чудеса:
Взгляни зимой на небеса.

Что видишь там, скажи нам ты?
– На небе звёзды, как цветы.
Здесь все сбываются мечты.
И этот край полюбишь ты.

Вед.: В этом году Ямал отмечает не просто день рождение, а юбилей. Кто знает сколько лет в этом году отмечает Ямал?

Ямальская земля – это страна контрастов. Здесь такие места, где, как и много столетий назад охотник в спокойном сосредоточении читает замысловатую вязь собольих следов. Здесь время сохраняет свой прежний темп. Но в отдельных местах от культуры ненцев, ханты, селькупов не осталось и следа. Там на родовых угодьях высятся буровые вышки, на местах рыболовных запоров установлены мощные дренажные системы. Многое из того, что являлось необходимостью бытия, из чего состояла культура в целом, ушло безвозвратно. И сегодня нас с вами ждет занимательный и познавательный вечер о традициях Ямальских народов.

Девочки исполняют хоровод «Северная широта» муз. А. Филиппенко, сл. Неизвестного автора. 

Реб.:

Коваль Н.
Говорили: он мал, да удал.
Но не зря нас Ямал собирал,
И теперь по-иному звучит поговорка:
Наш Ямал и велик, и удал!

ЯМАЛ Березан Н.

Люблю тебя, седой Ямал!
Ты путеводною звездою
Дорогу в жизни озарял
И был всегда со мною.

Ты – край снегов, зимы суровой.
Ты – край полярного сиянья,
Благополучия основа,
России нашей достоянье!

Седой Ямал, в моей судьбе
Ты принял яркое участье.
Спасибо хочется тебе
Сказать за все минуты счастья.

Ты – край, что нас объединил,
Сплотил и сделал всех сильнее.
Ты – край, который научил
Душой быть чище и светлее.

Люблю тебя, седой Ямал!
Люблю за красоту природы.
Всегда ты будешь восхищать
Своим простором и свободой!

Викторина

Вед.: Дети ханты и манси постоянно находились рядом с родителями, помогали им в работе: учились выделывать шкуры, изготовлять жилы для шитья меховой одежды, кроить и шить одежду и обувь, украшать её орнаментами, готовить пищу, поддерживать очаг.

Мальчики перенимали у отца умения в поделке снастей для ловли рыбы, простейших орудий ловли пушных зверей, в изготовлении нарт, лодок и различной домашней утвари.

1 Задание «Словарь ненецких слов» – командам раздаются карточки со словами, необходимо сказать, что обозначают слова.

  • Аргиш – обоз оленьих упряжек
  • Аркан – приспособление ля ловли животных
  • Кисы – меховые сапоги из оленьих шкур
  • Макодан – отверстие вверху чума, через которое выходит дым
  • Малица – верхняя одежда из шкур с капюшоном и рукавицами
  • Паница – верхняя женская одежда из меха молодого оленя, украшенная меховым узором, с воротником из меха песца или зайца
  • Пимы – меховые сапоги
  • Скребок – инструмент для выделки шкур
  • Хорей – шест, которым погоняют оленей при езде
  • Чум – жилище в форме конуса, покрытое оленьими шкурами или берестой

2 задание – «Загадки»

  • От солнечной ласки побегут, вниз головой повиснут – плачут и растут. Сосульки
  • Гусиный пух тундру заметает, а гусей нигде нет. Снег
  • Стоит толстяк: живот деревянный, пояс железный, а в животе – солёная рыба. Бочка
  • По речной глади деревянная уточка скользит, крыльями о воду бьёт, а взлететь не может. Лодка
  • Десять чёрных бусинок на одной веточке висят. Черника
  • Лежат на кочках кусочки янтаря. В рот положишь – тут же растают. Ягоды морошки
  • Лежит у порога меховое кольцо – чужого в чум не пустит. Собака
  • Радость пастуха-оленевода на четырёх палочках бежит, обсохнет – за мамой побежит. Новорождённый оленёнок

3 задание – «Растения и животные» – перечислить названия животных и растений, которые водятся в тайге.

Животные: олени, волки, песцы, куницы, зайцы, глухари, куропатки, медведи.  

Растения: ель, сосна, кедр, лиственница, брусника, голубика, черника, клюква, морошка. 

Вед.: Как и у других народов, у северных людей то же есть народные праздники.

Из покон веков повелось каждый год весной, когда просыпается земля, природа от зимней спячки проводить состязания на оленьих упряжках. Сейчас этот праздник называют «Днем оленевода». И со всех сторон ямальской земли едут на этот праздник коренные жители, едут, чтобы показать свою удаль, ловкость, силу, выносливость. Мужчины соревнуются в гонках: на оленях, буранах, в метании топора, накидывании тынзяна на хорей, в национальном прыжке между нартами. Женщины состязаются в красоте нарядов, в умении быстро и вкусно накормить гостей национальной пищей. Этот праздник собирает множество гостей из нашей страны и из-за рубежа.

День Оленевода – это праздник в тундре,
Будут состязания, будут гонки в тундре.

Реб.:

«От рогов ветвистых, стройных
На снега упала тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это – северный олень».

Игры «Олени в упряжках»

«Прыжки через нарты»

Вед.: Широко на Севере отмечается праздник, посвященный Медведю. В этот день про медведя рассказывают сказки, сказания, легенды. Люди как бы устраивают в честь медведя – небесного зверя, обрядовый праздник. Ведь медведь это не только земной зверь, но и небесное существо.

Так же весной отмечают праздник народов ханты: «Вороний день». В этот день украшают самую красивую березу яркими лентами, навешивают на березу сушки, загадывают желание.

Дети с родителями украшают березку яркими ленточками.

Вед.:

Поспела новая игра
Сложное задание,
За дело взяться нам пора
И проявить старание.

Задание «Хантейские узоры» – ведущая предлагает детям и родителям украсить заранее приготовленные рисунки рамочкой из национального орнамента.

Общий танец «Тетель-ветель»

Вед.: Наша встреча подошла к завершению. До новых встреч!