Тема: "Употребление причастий в речи"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Причастие».
  2. Отрабатывать умение правильного произношения, нахождения в тексте причастий и причастных оборотов, правильного написания суффиксов страдательных причастий и отглагольных прилагательных, постановки знаков препинания при причастных оборотах.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

В нашей школе решили открыть новый канал телевидения, но для этого требуются грамотные сотрудники. Сегодня вам предстоит пройти отборочные туры.

3. Ситуация 1.

Одно из обязательных условий – грамотность. Вы знаете, как важно знать дикторам орфоэпические нормы. Расставьте ударения в следующих словах:

  • Принятый.
  • Принят.
  • Принята.
  • Занявший.
  • Занят.
  • Занята.
  • Начать.
  • Начатый.
  • Премированный.
  • Повторенный.
  • Повторена.
  • Названый (брат).
  • Посажёный (отец).
  • Балованный.

4. Ситуация 2. Вы знаете, что ведущие новостей – это люди особенные, они должны обладать хорошей реакцией. Часто информация поступает в последний момент, и технический персонал не успевает все откорректировать. Перед вами текст, который необходимо восстановить. Соберите текст, расставьте знаки препинания.

Древние зеркала.

Надписи часто были поучительного характера.

Это круглые или квадратные пластинки…

На одном зеркале найденном в Китае было написано...

...отполированные до блеска с одной стороны.

Археологами найдено немало древних зеркал...

«Без циркуля нельзя сделать правильный круг – значит, и жить надо по правилам».

...и покрытые узорами и надписями с другой.

…выполненных из меди бронзы серебра и других металлов.

5. Проверка. (Приложение)

6. Ситуация 3. В редакцию часто поступают письма различного содержания, пишут их разные люди. Вот несколько выдержек. Что они обозначают? Что имел в виду корреспондент?

- Это некурящий вагон.

- Она была завита, как овца, и так же развита.

7. Ситуация 4. Кофе – пауза. Наш повар – прекрасный кулинар, но с русским языком он, к сожалению, не дружит. Вы сможете все попробовать, но вначале помогите написать меню правильно.

Меню.

Закуски.

  • Рублен..ая селёдка.
  • Салат из квашен..ой капусты.
  • Солен..ые баклажаны.
  • Засолен..ые в бочке огурцы.
  • Маринован...ые помидоры.

Горячие первые блюда.

  • Борщ из вымочен..ой свеклы.
  • Курин..ый бульон.

Горячие вторые блюда.

  • Овощи, тушен..ые в сметане.
  • Туше..ые картофель с копче..ой грудинкой.
  • Свекла, фарширова..ая чесноком и орехами.
  • Жаре..ый лещ.
  • Рыба, жаре..ая в тесте.
  • Рыба, запече..ая в тесте.
  • Рыба, запече..ая на гриле.
  • Голубцы с варе..м мясом.
  • Гречневая каша из поджаре..ой крупы
  • Каша из дробле..ой овся..ой крупы.

Десерт.

  • Пирожки, ничинё..ые вишней.
  • Пече..ые яблоки.
  • Моче..ая клюква.

Напитки.

  • Компот из суше..ых фруктов.
  • Кофе со сгуще..ым молоком.
  • Фруктовые газирова..ые напитки.

8. Ситуация 5. Представьте себе такую ситуацию, вы ведете передачу, информация перед вами, но последняя страница пропала. Ваша задача продолжить текст.

Артист Валентин Филатов гастролировал со своим медвежьим цирком в немецком городе Штутгарте.В городском спортивном зале, специально оборудованном для представления цирка, шла репетиция. Медведица, по кличке Девочка, сделавшая последний круг на мотоцикле, выехала за кулисы и, быстро миновав замешкавшегося ассистента, проследовала через ворота на городское шоссе.

9. Чтение работ.

10. Подведение итогов урока.

11. Домашнее задание.

Напишите сочинение на одну из предложенных тем:

  • «Наше школьное телевидение».
  • «Мое первое интервью».