Предметная аппликация из бересты "Бабочка"

Разделы: Технология


Цель: Научить выполнять предметную аппликацию из бересты "Бабочка"

Задачи:

  • Познакомить воспитанников с историей использования бересты у разных народов, с разнообразием изделий из бересты.
  • Формировать знания и умения поэтапного выполнения предметной аппликации из бересты "Бабочка".
  • Формировать умения подбирать материал по цвету.
  • Закрепить умения работать с инструкционными картами.
  • Развивать память, логическое мышление, внимание, восприятие цвета, мелкую моторику рук, творческое мышление.
  • Воспитывать культуру труда и общения.

Оборудование: Диск с записью, 2 слайд - программы (Рисунок 1, Рисунок 2), диск с музыкой, магнитофон, компьютер, видео проектор, доска, магниты, клей ПВА, кисточка, картон, береста, ножницы, салфетка, калька, эскиз, ручка, клеёнка, инструкционная карта.

Ход урока

Вводная часть.

(Входит педагог и разговаривает вслух)

Педагог: Как же так, как же так?... я не понимаю! Это было известно (показывает пальцем вверх) ещё с 10-го века (останавливается, разводит руками) даже мы об этом многое знаем и даже умеем, что же случилось? Что произошло?

П.: Здравствуйте, ребята! Не удивляйтесь, что я разговариваю вслух, просто сегодня утром произошло нечто невероятное. У меня сломался телевизор.

(Показывает руками) Молния:, искры: я так испугалась.

- Но это не самое необычное, меня поразило совершенно другое обстоятельство. Представляете, когда я стала рассматривать, что же произошло с телевизором, конечно перед этим выключив его из розетки и соблюдая все правила техники безопасности, то я обнаружила диск: (выдерживает паузу)

- В начале я была удивлена, но любопытство оказалось сильнее меня и я, просмотрела его:то, что я увидела, поразило меня больше всего.

- Вот посмотрите сами: (Включается диск)

Видеофильм: 2109 год. Репортаж. Внимание, внимание, сенсация! Сегодня археологами на раскопках был обнаружен ящик, в котором оказались предметы происхождение и предназначение которых учёные затрудняются объяснить. Многие профессора съехались для разгадки этой тайны. Только для нашей телекомпании дали инклюзивное разрешение в показе этих прекрасных и загадочных вещей. Вот они (показ трёх вещей: берестяная шкатулка, панно, предметная аппликация).

П.:

- Понимаете, какое было моё удивление (обращается к классу), когда я посмотрела этот репортаж, прошло всего каких-нибудь 100 лет, а люди в будущем уже не знают что это шкатулка, панно, предметная аппликация и выполнены они из бересты!

- Но почему? Почему? (задает вопрос и смотрит на класс).

- Может быть, через 100 лет на земле не осталось ни одной берёзы! А может быть, люди забыли и потеряли знания о том, как работать с берестой. Нет! (мотает головой) Не порядок!

- Ребята, а вы знаете, что такое береста?

Воспитанники: береста - это кора берёзы.

П.: - Верно! Береста - доступный и хорошо поддающийся обработке материал. Размоченная береста легко расслаивается на множество полупрозрачных бело-розовых плёнок и становится гибкой и прочной. Изделия из бересты не боятся влаги.

П.:

- А что из бересты можно сделать?

- Из бересты можно сделать вазы, шкатулки, заколки, бусы и многое другое.

П.: - Молодцы! Береста считается прабабушкой нашей бумаги, из нёё делали вёдра, туески, шкатулки, даже обувь.

Рассказ:

Издавна работа с берестой занимала ведущее место в народном творчестве народов Севера России. Сохранились предметы, относящиеся к 10-12 векам. Особенно широко было распространено берестяное ремесло на Европейской территории России: в Вологодской, Новгородской и Велико-Устюгской областях. Широко использовалась береста и в таёжной зоне Западной и Восточной Сибири, в Якутии, Приамурье. Охотники и рыбаки укрывали берестой шалаши, делали спальные подстилки, в домах стояли люльки - колыбели. Многие народности использовали берестяные вёдра, туеса для хранения воды и даже кастрюли, поставленные над углями, не горят!

Издавна ханты и манси жили у небольших рек, речушек и озёр, в стороне от большой водной магистрали. Не было рядом крупных населённых пунктов, иногда они раз в год могли выехать на Обь, где изредка курсировали на судах купцы и можно было обменять ценные породы рыб на всевозможные безделушки, сахар, муку, но и это удавалось не всем. Приходилось хантам и манси приспосабливать окружающую природу под себя. Ни один старый хант не положит мясо или рыбу на землю, а обязательно приспособит кусок бересты.

П.: Сегодня мастера, которые работают с берестой, выполняют изделия не только предназначенные для быта, а также и просто для украшения дома. Посмотрите на экран, какие замечательные изделия! (Показ изделий и комментарии педагога)

Рисунок 1 [1]

 

[Черныш И.В. Поделки из природных материалов. - М.: АСТ - ПРЕСС, 1999. - 160с.]

П.:

- Вы уже знаете, что такое береста, и что из неё можно сделать, а сегодня на уроке у нас есть замечательная возможность исправить ошибку, которая может произойти через много лет, вы научитесь выполнять предметную аппликацию из бересты "Бабочка" (Показ аппликации)

П.: - Согласны?

В.: - Да!

П.: - А как вы думаете, в какое время года заготавливают бересту?

В.: - Весной!

П.: - Верно, заготавливают бересту весной или ранним летом. В это время года она легко снимается и имеет хороший цвет. Собирают бересту только с поваленных или спиленных деревьев. Ни в коем случае нельзя ранить живое дерево!

П.: - А кто может рассказать, как подготовить бересту для работы?

В.: - Наружную и внутреннюю стороны коры зачищают с помощью ножа или шкурки, а затем протирают влажной тряпкой. Потом бересту нужно распарить и расслоить на два-три слоя просто руками.

П.: - Молодцы! А скажите, пожалуйста, почему аппликация, которую мы сегодня будем выполнять, называется предметной?

В.: - Потому что на ней изображён один предмет.

П.: - Верно.

П.: - Посмотрите, на ваших столах подготовлены все необходимые материалы для работы.

- (Валя), перечисли их.

В.: - Клей ПВА, кисточка, картон, береста, ножницы, салфетка, калька, эскиз, ручка, клеёнка, инструкционная карта.

П.: - Верно, у вас есть все материалы и инструменты, а также инструкционная карта, которая будет для вас подсказкой. Давайте рассмотрим все этапы выполнения работы, которые у вас прописаны в инструкционной карте, на экране.

(Показ слайдов)

Рисунок 2

img4.jpg (35376 bytes)

П.:

- Мы с вами разобрали этапы выполнения работы.

- А скажите, пожалуйста, выполняя работу, мы всегда должны помнить о чём?

В.: О технике безопасности.

П.: Верно!

- Валя расскажи, пожалуйста.

П.:

- Сейчас вы приступите к работе, но перед работой я предлагаю вам немного отдохнуть и набраться сил. Я буду выполнять движения, а вы повторяйте их за мной.

Физкультурная минутка.

Если б дали берёзке расчёску,
Изменила б берёзка причёску.
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди.
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.

П.: - Сейчас приступайте к работе, если вы будете испытывать затруднения, можете обращаться ко мне.

Самостоятельная работа (во время работы играет спокойная медленная музыка).

Заключительная часть.

П.:

- Молодцы, вы выполнили работу.

- Давайте посмотрим, как вы справились с заданием, я предлагаю разместить ваши работы на доске.

П.:

- Посмотрите, все работы получились замечательные.

- А скажите, пожалуйста, с каким природным материалом мы сегодня работали?

В.: - С берестой.

П.: - В какое время года заготавливают бересту?

В.: - Весной или ранним летом.

П.: - Какими свойствами обладает береста?

В.: - Она прочная, гибкая, изделия из бересты не боятся влаги.

П.:  - Какую аппликацию мы научились выполнять?

В.: - Предметную.

П.: Кто может рассказать, этапы выполнения аппликации.

В.: (ответы детей)

П.: - Как вы думаете, справились ли мы сегодня с задачей и смогли ли мы изменить ситуацию в будущем?

П.: - Я думаю, если вы будете беречь окружающую природу, берёзы, научите и других ребят выполнять предметную аппликацию из бересты, а также будете учиться работать с берестой и в дальнейшем передавать свои знания и умения, то люди в будущем будут знать что такое береста и будут уметь выполнять красивые и полезные вещи.

П.:  Уберём рабочие места и скажем всем до свидания!