Цель: Научить выполнять предметную аппликацию из бересты "Бабочка"
Задачи:
- Познакомить воспитанников с историей использования бересты у разных народов, с разнообразием изделий из бересты.
- Формировать знания и умения поэтапного выполнения предметной аппликации из бересты "Бабочка".
- Формировать умения подбирать материал по цвету.
- Закрепить умения работать с инструкционными картами.
- Развивать память, логическое мышление, внимание, восприятие цвета, мелкую моторику рук, творческое мышление.
- Воспитывать культуру труда и общения.
Оборудование: Диск с записью, 2 слайд - программы (Рисунок 1, Рисунок 2), диск с музыкой, магнитофон, компьютер, видео проектор, доска, магниты, клей ПВА, кисточка, картон, береста, ножницы, салфетка, калька, эскиз, ручка, клеёнка, инструкционная карта.
Ход урока
Вводная часть.
(Входит педагог и разговаривает вслух)
Педагог: Как же так, как же так?... я не понимаю! Это было известно (показывает пальцем вверх) ещё с 10-го века (останавливается, разводит руками) даже мы об этом многое знаем и даже умеем, что же случилось? Что произошло?
П.: Здравствуйте, ребята! Не удивляйтесь, что я разговариваю вслух, просто сегодня утром произошло нечто невероятное. У меня сломался телевизор.
(Показывает руками) Молния:, искры: я так испугалась.
- Но это не самое необычное, меня поразило совершенно другое обстоятельство. Представляете, когда я стала рассматривать, что же произошло с телевизором, конечно перед этим выключив его из розетки и соблюдая все правила техники безопасности, то я обнаружила диск: (выдерживает паузу)
- В начале я была удивлена, но любопытство оказалось сильнее меня и я, просмотрела его:то, что я увидела, поразило меня больше всего.
- Вот посмотрите сами: (Включается диск)
Видеофильм: 2109 год. Репортаж. Внимание, внимание, сенсация! Сегодня археологами на раскопках был обнаружен ящик, в котором оказались предметы происхождение и предназначение которых учёные затрудняются объяснить. Многие профессора съехались для разгадки этой тайны. Только для нашей телекомпании дали инклюзивное разрешение в показе этих прекрасных и загадочных вещей. Вот они (показ трёх вещей: берестяная шкатулка, панно, предметная аппликация).
П.:
- Понимаете, какое было моё удивление (обращается к классу), когда я посмотрела этот репортаж, прошло всего каких-нибудь 100 лет, а люди в будущем уже не знают что это шкатулка, панно, предметная аппликация и выполнены они из бересты!
- Но почему? Почему? (задает вопрос и смотрит на класс).
- Может быть, через 100 лет на земле не осталось ни одной берёзы! А может быть, люди забыли и потеряли знания о том, как работать с берестой. Нет! (мотает головой) Не порядок!
- Ребята, а вы знаете, что такое береста?
Воспитанники: береста - это кора берёзы.
П.: - Верно! Береста - доступный и хорошо поддающийся обработке материал. Размоченная береста легко расслаивается на множество полупрозрачных бело-розовых плёнок и становится гибкой и прочной. Изделия из бересты не боятся влаги.
П.:
- А что из бересты можно сделать?
- Из бересты можно сделать вазы, шкатулки, заколки, бусы и многое другое.
П.: - Молодцы! Береста считается прабабушкой нашей бумаги, из нёё делали вёдра, туески, шкатулки, даже обувь.
Рассказ:
Издавна работа с берестой занимала ведущее место в народном творчестве народов Севера России. Сохранились предметы, относящиеся к 10-12 векам. Особенно широко было распространено берестяное ремесло на Европейской территории России: в Вологодской, Новгородской и Велико-Устюгской областях. Широко использовалась береста и в таёжной зоне Западной и Восточной Сибири, в Якутии, Приамурье. Охотники и рыбаки укрывали берестой шалаши, делали спальные подстилки, в домах стояли люльки - колыбели. Многие народности использовали берестяные вёдра, туеса для хранения воды и даже кастрюли, поставленные над углями, не горят!
Издавна ханты и манси жили у небольших рек, речушек и озёр, в стороне от большой водной магистрали. Не было рядом крупных населённых пунктов, иногда они раз в год могли выехать на Обь, где изредка курсировали на судах купцы и можно было обменять ценные породы рыб на всевозможные безделушки, сахар, муку, но и это удавалось не всем. Приходилось хантам и манси приспосабливать окружающую природу под себя. Ни один старый хант не положит мясо или рыбу на землю, а обязательно приспособит кусок бересты.
П.: Сегодня мастера, которые работают с берестой, выполняют изделия не только предназначенные для быта, а также и просто для украшения дома. Посмотрите на экран, какие замечательные изделия! (Показ изделий и комментарии педагога)
[Черныш И.В. Поделки из природных материалов. - М.: АСТ - ПРЕСС, 1999. - 160с.]
П.:
- Вы уже знаете, что такое береста, и что из неё можно сделать, а сегодня на уроке у нас есть замечательная возможность исправить ошибку, которая может произойти через много лет, вы научитесь выполнять предметную аппликацию из бересты "Бабочка" (Показ аппликации)
П.: - Согласны?
В.: - Да!
П.: - А как вы думаете, в какое время года заготавливают бересту?
В.: - Весной!
П.: - Верно, заготавливают бересту весной или ранним летом. В это время года она легко снимается и имеет хороший цвет. Собирают бересту только с поваленных или спиленных деревьев. Ни в коем случае нельзя ранить живое дерево!
П.: - А кто может рассказать, как подготовить бересту для работы?
В.: - Наружную и внутреннюю стороны коры зачищают с помощью ножа или шкурки, а затем протирают влажной тряпкой. Потом бересту нужно распарить и расслоить на два-три слоя просто руками.
П.: - Молодцы! А скажите, пожалуйста, почему аппликация, которую мы сегодня будем выполнять, называется предметной?
В.: - Потому что на ней изображён один предмет.
П.: - Верно.
П.: - Посмотрите, на ваших столах подготовлены все необходимые материалы для работы.
- (Валя), перечисли их.
В.: - Клей ПВА, кисточка, картон, береста, ножницы, салфетка, калька, эскиз, ручка, клеёнка, инструкционная карта.
П.: - Верно, у вас есть все материалы и инструменты, а также инструкционная карта, которая будет для вас подсказкой. Давайте рассмотрим все этапы выполнения работы, которые у вас прописаны в инструкционной карте, на экране.
(Показ слайдов)
П.:
- Мы с вами разобрали этапы выполнения работы.
- А скажите, пожалуйста, выполняя работу, мы всегда должны помнить о чём?
В.: О технике безопасности.
П.: Верно!
- Валя расскажи, пожалуйста.
П.:
- Сейчас вы приступите к работе, но перед работой я предлагаю вам немного отдохнуть и набраться сил. Я буду выполнять движения, а вы повторяйте их за мной.
Физкультурная минутка.
Если б дали берёзке расчёску,
Изменила б берёзка причёску.
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди.
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
П.: - Сейчас приступайте к работе, если вы будете испытывать затруднения, можете обращаться ко мне.
Самостоятельная работа (во время работы играет спокойная медленная музыка).
Заключительная часть.
П.:
- Молодцы, вы выполнили работу.
- Давайте посмотрим, как вы справились с заданием, я предлагаю разместить ваши работы на доске.
П.:
- Посмотрите, все работы получились замечательные.
- А скажите, пожалуйста, с каким природным материалом мы сегодня работали?
В.: - С берестой.
П.: - В какое время года заготавливают бересту?
В.: - Весной или ранним летом.
П.: - Какими свойствами обладает береста?
В.: - Она прочная, гибкая, изделия из бересты не боятся влаги.
П.: - Какую аппликацию мы научились выполнять?
В.: - Предметную.
П.: Кто может рассказать, этапы выполнения аппликации.
В.: (ответы детей)
П.: - Как вы думаете, справились ли мы сегодня с задачей и смогли ли мы изменить ситуацию в будущем?
П.: - Я думаю, если вы будете беречь окружающую природу, берёзы, научите и других ребят выполнять предметную аппликацию из бересты, а также будете учиться работать с берестой и в дальнейшем передавать свои знания и умения, то люди в будущем будут знать что такое береста и будут уметь выполнять красивые и полезные вещи.
П.: Уберём рабочие места и скажем всем до свидания!