Пояснительная записка
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям, живущим в северных регионах и обучающимся в трудных климатических условиях, не отстать в развитии от своих сверстников, живущих "на материке", открывает дорогу к творчеству десяткам тысяч детей некоммуникативного типа.
Важная особенность шахмат заключается, в том числе, и в существующих правилах корректного поведения во время игры. Нарушать правила нельзя, поскольку любое подобное нарушение приводит к немедленному поражению. В этом заключается принципиальное отличие шахмат от многих других игр, в частности, от игровых видов спорта, где нарушение правил приводит лишь к штрафам (штрафным ударам, удалению игроков и т.п.), но не к прекращению самой игры. Таким образом, у детей с самого раннего возраста формируется уважительное отношение к правилам, нормам поведения, а ведь в основе морали, нравственности лежит осознанное и добровольное соблюдение общепризнанных норм поведения.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования и развития с раннего возраста таких важных качеств ребенка, как память, логическое мышление, внимание и воображение, усидчивость; в процессе обучения шахматной игре вырабатываются важные практические навыки - умение предпринимать волевое усилие и доводить начатое дело до конца.
Шахматы являются почти идеальной моделью для успешного развития способности действовать в уме. Обычно эти способности формируются в 6-10-летнем возрасте, поэтому самый подходящий возраст для начала изучения шахмат - это старшая или подготовительная группы детского сада, а также 1 класс общеобразовательной школы.
Именно поэтому была разработана экспериментальная образовательная программа "В гостях у Каиссы", в основу которой легли методические рекомендации Абрамова С.П., Барского В.Л. "Шахматы: методика проведения занятий".
Срок реализации программы - два года.
Данная программа обучения шахматам старших дошкольников и младших школьников направлена на формирование гармонично развитой и творчески активной личности. В старших группах детского сада и в начальной школе на первый план выходит развивающая функция обучения, и данный курс позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков. Во время шахматных занятий дети учатся делать выводы и обобщения, выявлять закономерности. Игровая форма обучения превратит знакомство с шахматами в увлекательный процесс, а соревновательный элемент поможет поддерживать устойчивый интерес к получению новых знаний, которые немедленно найдут практическое применение в дружеских партиях детей.
Основа результативного обучения - ориентация на личность ребёнка, его способности и возможности, поэтому образовательный процесс основан на технологии личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской.
Для наиболее талантливых детей, показавших высокие результаты в усвоении программного материала, предусматриваются индивидуальные занятия с целью развития и совершенствования их мастерства и достижения спортивных результатов.
Программа "В гостях у Каиссы" имеет физкультурно-спортивную направленность.
Цель программы: формирование первоначальных знаний, умений и навыков шахматной игры; создание условий для развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Задачи:
- Формировать основополагающие знания в области теории и практики шахматной игры.
- Обучать детей совершать операции в уме, не передвигая фигур; видеть на доске все возможные последствия от предполагаемого хода и уметь просчитывать ходы соперника.
- Развивать логику, внимание, мышление, память обучающихся.
- Осуществлять нравственное и эстетическое воспитание детей на основе мировой шахматной культуры.
- Обучать правилам разыгрывания начала партии, простейшим тактическим ударам, основам дебютной подготовки, простейшим схемам достижения матовых ситуаций.
- Воспитывать интерес к шахматной игре, усидчивость, самообладание, умение контролировать себя, терпение, осторожность.
Программа содержит подробный перечень тем и вопросов, которые необходимо освоить детям за период обучения, а также организационно-методические указания педагогам по проведению занятий.
Содержание программы предусматривает изучение правил игры, простейших схем достижения матовых ситуаций и практическую отработку полученных умений и навыков.
Она составлена таким образом, чтобы педагоги, имеющие самое общее представление о шахматах, смогли быстро пополнить свои знания о шахматах как предмете, после чего могли бы начать его преподавание в детском саду или школе.
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой дошкольного образовательного учреждения, общеобразовательной школы и учреждения дополнительного образования детей, ориентированной на обучение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, проектом сотрудничества в режиме эксперимента. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут в старшей группе детского сада или по 30 минут в подготовительной группе и в 1 классе общеобразовательной школы. Объём учебных часов - 144 (72 часа - 1 год обучения; 72 часа - 2 год обучения).
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
Для проверки усвоения знаний, умений и навыков в конце каждого раздела программы предусмотрены тесты и упражнения для закрепления знаний, а также контрольные занятия по итогам обучения в полугодии, году.
Прогнозируемый результат
К концу первого года обучения дети должны:
знать:
- правила и цель игры;
- основные шахматные термины;
- ходы и взятие фигур;
- ценность фигур;
- три защиты от шаха;
- простейшие способы матования;
- первичные знания по началу партии;
- общие сведения из истории возникновения и развития шахматной
- культуры.
уметь:
- читать шахматную нотацию;
- предугадывать правильные взятия фигур, связанные с разменом;
- правильно защищать короля от угроз;
- составлять простейший план действий в игре;
- ставить мат в один ход.
К концу второго года обучения дети должны:
знать:
- простейшие тактические удары (двойной удар, связка);
- в каких случаях партия заканчивается вничью;
- "детский мат", "дурацкий мат";
- основные правила игры в дебюте.
уметь:
- правильно делать рокировку;
- ставить "вилки" и связки;
- ставить мат королю противника различными фигурами (ферзем, двумя ладьями);
- ставить мат в один ход;
- защищаться от "детского мата";
- атаковать слабый пункт f7 (f2);
- видеть и наносить простейшие тактические удары;
- решать 1-2- ходовые задачи;
- от начала до конца грамотно разыгрывать шахматную партию.
Приложение №1. (Учебно-тематический план занятий).
Приложение №2. (Содержание программы).
Методическое обеспечение программы
Программа предусматривает обучение детей в игровой форме, в обстановке творческого взаимодействия и интереса.
Для поддержания интереса используются дидактические сказки, богатые по содержанию и доступные для указанного возраста. Постоянная смена видов деятельности на занятии будет способствовать активизации познавательной активности дошкольников и младших школьников.
Главным условием результативной работы являются дружеские отношения между детьми в группе. Педагогу необходимо поддерживать положительную эмоциональную атмосферу как на занятиях, так и в период отдыха; добиваться применения знаний и умений не только на занятиях, но и в повседневной жизни.
Методы, используемые на занятиях:
- игровые;
- репродуктивные;
- частично-поисковые;
- словесно-логические.
Основные формы занятий: беседа и игра.
Формы итоговых занятий по каждому разделу: тестирование практических умений и выполнение упражнения для закрепления знаний.
Формы подведения итогов: по каждому разделу предусмотрено итоговое занятие, на котором будет организовано повторение и обобщение знаний, умений и навыков, полученных в ходе работы над разделом (тестирование практических умений и выполнение упражнения для закрепления знаний).
Техническое оснащение занятий:
Учитывая возрастные и психофизиологические особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, используемая на занятиях наглядность должна быть яркой, доступной по содержанию, разнообразной.
В качестве обязательных учебных принадлежностей необходим следующий набор: демонстрационная шахматная доска, наборы шахмат, карандаши простые, листы бумаги или блокноты.
С целью формирования элементарной ИКТ-культуры ребёнка и повышения интереса к занятиям предполагается использование мультимедийного оборудования, ПК.
Список литературы
- Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 256 с.
- Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн. Кн.1. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 96 с.
- Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн. Кн.2. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 96 с.
- Журавлёв Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт, 1986. - 288с.
- Зайкина В.Л. "Каисик в Шахматном королевстве". Сборник дидактических сказок для обучения детей 5-7 лет игре в шахматы. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 25с.
- Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат для новичков и не очень опытных игроков. - М.: ООО "Издательство АСТ"; Харьков: "Фолио", 2002. - 538 с.
- Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57с.