Цели урока:
- повторить основные изученные понятия и закономерности;
- продолжить развитие умения работать с физическими приборами;
- показать использование полученных знаний и расширить кругозор учащихся;
- внести вклад в развитие мышления, творческой активности, познавательного интереса.
Задачи урока.
- Углубить и закрепить знания учащихся по темам.
- Способствовать формированию умений применять полученные знания в новой ситуации.
- Внести вклад в развитие коммуникативных способностей учащихся.
- Развивать интерес к предмету и родному краю.
- Воспитывать в детях стремление к овладению знаниями, к поиску интересных фактов.
Организация урока. Занятие строится как мысленное путешествие по городу Зарайску, во время которого учащиеся отвечают на вопросы, решают задачи, выполняют практическую работу. Данный урок проводится в конце учебного года.
Оборудование: динамометр, сосуд с водой, тела разной формы, мензурка, нить.
Учебно-наглядный комплекс.
- Учебник по физике “7 класс” А. В. Перышкин, Е.М.Гутник. ДРОФА: Москва, 2007.
- Презентация в Microsoft power point (приложение 1).
- Компьютер, экран, мультимедиапроектор.
- Зарайский район Московской области. –Атлас. В.И. Полянчев: Москва, 2002.
- Избранные стихотворения периода 1985-2000 гг. В.И.Постников. Зарайск, 2002.
- Древний край в стихах воспетый. Зарайск, 1996.
Ход урока
Учитель. Сегодня на уроке нам необходимо повторить материал, изученный в 7 классе. Но это будет необычный урок. Я приглашаю Вас в путешествие с физикой, а где и как мы будем путешествовать. Вы узнаете только после того, когда решите кроссворд (его сетка – на рис. 1) и в выделенном столбце прочтите ключевое слово – название, где мы будем путешествовать
Кроссворд (слайд 2)
- Прибор для измерения жидкости.
- Единица измерения давления.
- Ученый, открывший атмосферное давление.
- Прибор для измерения времени.
- Прибор для измерения длины.
- Воздушная оболочка Земли.
- Мельчайшая частица вещества.
Рисунок 1
Читаем слово в выделенном столбце (Зарайск).
Итак, мы отправляемся вместе с Физикой в путешествие по городу Зарайску. (Cлайд 3)
Учитель.
Ох ты, батюшка, город Зарайск новоставленный!
На крутой на горе ты красуешься,
На Осетр реку ты любуешься
И глядишь на нее веселехонек.
Л.А.Мей
Зарайск – один из районных центров Московской области (с 1778 по 1929 гг. - уездный центр Рязанской губернии), основан в 1146 году. Занимает площадь 15 км2, в нем проживает 25400 человек. В городе свыше 80 улиц и переулков.
Первый ученик.
Ты прекрасно - мое Подмосковье,
Над речушкой румянит рассвет.
И в луга, и в цветное раздолье,
И в березки мои край разодет.
На полях – словно золота россыпь -
Колосится янтарная рожь.
И тугие у девушек косы,
Взгляд царевны: открыт и пригож.
В. Постников
Учитель. А теперь наше с Вами первое задание.
(Cлайд 4)
Задание 1.
Рассчитайте протяженность всех улиц города Зарайска, если автомобиль движется со скоростью 15 м/с в течение 1 часа. Ответ выразите в километрах.
(Cлайд 5 )
Второй ученик.
Сколько всяких бедствий, сколько ратных гроз
Ты в минувшем вынес, Кремль Зарайский наш!
И овеян духом ласковых берез,
Ты стоишь поныне как достойный страж.
Облик твой нетленный Величав и тих.
Камни стен священных отсвет веры льют.
И в Никольском храме, что в стенах твоих,
Молит о спасении православный люд.
(Cлайд 6)
Учитель. Русская летопись 1528 года отметила: “…Того же лета заложи Князь Великий (Василий III) на осетре град каменной, а в нем церковь камену Николу Чудотворца..А через три года, в 1531 г.., та же летопись сообщила: “Поставлен быть град камен на Осетре у Николы Заразского”. Так появилась мощная крепость, впитавшая в себя лучшие достижения русского оборонительного зодчества. Протяженность стен 312 саженей, их высота от 3 до 4 саженей, толщина у основания около 2 саженей.
(Cлайд 7)
Задание 2
- Прибор для определения массы тела?
- По какой формуле определяется масса тела?
- Единица измерения массы?
- Известно, что стены Кремля имеют 7 башен. Одна из них, Кабакская, высотой 4 сажени, площадь башни у основания 20 м2. Определите сколько понадобилось кирпичей для строительства башни, если масса одного кирпича 2,5 кг, плотность кирпича 1800 кг/ м3?
1сажень = 2,13 м
(Cлайд 8)
Учитель. Главная наша река – Осетр, правый приток Оки. Протяженность его 237 км, площадь водосбора 3350 кв. км. Начинается река у деревни Мелеховка Тульской области, и затем на протяжении 70 км течет в пределах Зарайского района, вбирая в себя 45 притоков. В пределах района Осетр имеет 18 перекатов.
(Cлайд 9)
Задание 3
- Что такое траектория?
- Как перевести единицу скорости км/ час в м/с?
- Средняя скорость течения реки 0,3 м/с. Рассчитайте, сколько времени займет путешествие на плотах вниз по реке, если протяженность реки 70 км.
(Cлайд 10)
Учитель. Музей усадьба “Даровое” входит в состав Государственного историко – архитектурного, художественного и археологического музея “Зарайский Кремль”. Здесь 25 сентября 1993 года был открыт памятник великому прорицателю Ф.М.Достоевскому.
Третий ученик:
Вот липы, Домик с занавесками,
Простые, тихие места.
Здесь раньше жили Достоевские,
Здесь Федя, сын их, подрастал.
Здесь все он знал окольные,
Дорожки светлые вдали,
Мужичьи песни-песни вольные,
Как зов весны, его влекли.
Знать, здесь под липами косматыми,
У стен бревенчатых лачуг,
Ему шепнула даль крылатая:
Проникнись правдой и врачуй!
Н.Дудин
Масса памятника 12 тонн, высота 3,5 метра, сделан из гранита и бронзы.
(Cлайд 11)
Задание 4.
- Найдите вес памятника, если его масса 12 тонн.
- Что называется весом тела?
- Изобразите графически вес памятника.
Учитель (физкультминутка). Наше путешествие продолжается и нам предстоит еще трудная работа, поэтому все расслабились, закрыли глаза и повторяем про себя строчки:
Ох, как хочется трудиться!
Сделать все охота,
Чтоб своим трудом гордиться,
Пусть кипит работа!
Я и бодр, и селен,
Все, что надо сделаю.
Свою волю покажу,
Слово я свое сдержу!
Молодцы. Открыли глаза и продолжаем наше путешествие.
(Слайд 12)
Учитель. Вы знаете, что окрестности Зарайска небогаты полезными ископаемыми, а те которые залегают, относятся к группе нерудных. В результате тщательных научных наблюдений выяснилось, что под деревней Пенкино находится обширное подземное соленое “море” на глубине 12–25 км, теплые воды имеют температуру от 50 до 100 °С.
(Слайд 13)
Задание 5.
- Какие величины надо знать, чтобы рассчитать давление в жидкости?
- Как объяснить, что внутри жидкости существует давление?
- Найдите давление на максимальной глубине 25 км.
(Слайд 14)
Учитель. 19 июля 1667 г. царь Алексей Михайлович подписал указ о строительстве кораблей, с помощью которых можно было бы через Каспийское море ввозить шелк и хлопок-сырец из Персии. Местом строительства было выбрано Зарайское село Дединово, где 19 мая 1669 г. был спущен на воду первый русский военный корабль “Орел” с трехцветным флагом России.
(Слайд 15)
Задание 6.
- Какая сила называется выталкивающей?
- Что такое осадка судна?
- От чего зависит архимедова сила?
(Слайд 16)
Учитель. В 1980 году археолог А. В. Трусов открыл в Зарайске крупное верхнепалеолитическое поселение. Возраст стоянки 23 тыс. лет. В результате раскопок были подняты кости и бивни мамонтов, а также много тысяч кремневых орудий каменного века. Ваше последнее задание - практическая работа.
(Слайд 17)
Практическая работа.
Приборы: Динамометр, мензурка, сосуд с водой, физическое тело.
Определить плотность неизвестного тела. По таблице выяснить, что это за вещество.
Подсказка для выполнения работы: Как найти объем тела без формулы?
Как найти массу тела без использования формулы?
Учитель. Итак, подведем итоги. Мы интересно путешествовали, Вы активно выполняли задания, получили хорошие оценки, узнали о своем родном крае много нового и интересного, а физические и математические расчеты углубили наши знания и представления, что еще раз доказывает нашу преданность и любовь к родному краю.
(Слайд 18)
Четвертый ученик.
Я край родной люблю до боли,
Мой город с башнями кремля.
Люблю Зарайские раздолья,
Леса, озера и поля.
Мне дорог каждый перелесок,
Проселков ширь, простор полей,
Как звезды гаснут по-над лесом.
И пахнет осенью пырей.
Я край родной люблю до боли!
Люблю привольные ветра,
Люблю Зарайские раздолья
Хрусталь осенний Осетра.
К. Буринский
(Слайд 19)
Учитель. Молодцы! Спасибо за урок!