Цель: Воспитывать любовь к прекрасному, к природе, Родине. Развивать эстетический вкус, чувство дружбы, взаимопомощи, умение развлекаться, веселиться.
Задачи: расширить знания об осени; познакомиться с традициями, обычаями русского народа; способствовать развитию творческих способностей, познавательной активности детей.
Домашнее задание для команд – участниц.
- Отличительный знак команды – примета осени.
- Рассказ об овоще (название команды) – 3-4 минуты. (Можно использовать слайды).
- “Пользы для…” – реклама предлагаемого овоща.
- “Советуем приготовить” – рецепт (рецепты) блюд с использованием овоща, одно блюдо приготовить.
- “Осенний наряд” – презентация осеннего костюма (можно шуточная)
Ход мероприятия
Ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады видеть Вас на нашей конкурсно-развлекательной программе "ОСЕНИНЫ". Располагайтесь по удобнее, смотрите и слушайте. (Презентация. Слайд 1)
Звучит песня “Осенины на Руси”.
(Слайд 2)А что же означает это слово “Осенины”? Для названия
сегодняшнего праздника оно выбрано не случайно, ведь по старинному календарю
начало осени приходилось на 14 сентября. (Слайд 3)Первый Вселенский собор
(325 г.) установил этот день началом года. По православному преданию, в сентябре
был сотворен мир. (Слайд 4) Осенины – первая встреча осени. В этот день
полагалось "вытереть" с помощью двух дощечек "новый" огонь и с этим чистым огнем
начинать засидки, или посиделки. С этого дня на Руси начинали праздновать
осенние свадьбы (до 15 ноября), переселялись в новые дома, осуществляли обряд
"пострига" (посвящение) мальчиков, достигших семи лет, в отроки, отмечая их
новую роль в общине.
К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон
мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета. 14 сентября – начало
Бабьего лета, которое длится в некоторых областях до трех недель. Подметили:
если Семен – день ясен, то все Бабье лето будет теплым, да и зиму надо ждать
теплую.
(Слайд 5) 21 сентября – вторые Осенины, день Рождества Пресвятой Богородицы. Рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озер и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселем. В сознании русского человека ее образ сливался с образом Богородицы, посему обращались к ней: "Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, мое житие-бытие освети!" По обычаю в этот день все родные и знакомые ходили в гости к новобрачным, чтобы "поучить их уму-разуму". Молодая хозяйка готовила особый круглый пирог: "К нашей хлеб – соли милости просим!" После сытного обеда молодая хозяйка показывает дом, а молодой хозяин двор, амбар, сарай, сад. Все вместе собором чествовали Солнце.
С 21 сентября считалось, что всякому лету – Аминь. Осень вступила в свои права. По сути, это религиозный праздник астрономического осеннего равноденствия. (Слайд 6)Вторые Осенины соединяют как бы два праздника: земной и духовный. По своей духовной, небесной природе вторые Осенины – день рождения Девы Марии, Матери Иисуса Христа а по своей земной сути – это праздник урожая, сопровождающийся играми, конкурсами, песнями, весёлыми соревнованиями. Вот и сегодня наша программа соединит в себе и праздник урожая, и шуточные конкурсы, и весёлые игры. В программе принимают участие три команды:…, а впрочем, представлять их вам я не буду, пусть о себе они сами и расскажут.
1. Представление команд.
Перед началом соревнований предлагаю вам небольшую разминку. Это очень простая игра, которая называется “Рифмофокусы”. Я зачитываю вас стихотворение, а вы должны его закончить быстро и правильно. Обязательно быстро! Готовы? Тогда начнём: (Слайд 7)
Знают Петя и Алена,
Что банан всегда… сладкий.
На столе – лимончик гладкий,
А на вкус он очень… кислый.
Вот арбуз – большой и спелый –
А разрежешь – очень… красный.
Огурец возьми любой,
Он по цвету… зеленый.
Сухофрукт полезен очень,
Посмотри, какой он… сухой.
Его не съешь, как лист капустный,
Острый перец очень… горький.
Вы, конечно, знаете, что каждое время года имеет свои приметы. Например, весна – это посадка овощей, зима – утепление домов и людей и новогодние праздники, лето, естественно, каникулы. А знаете ли вы приметы осени? Это мы сейчас и проверим. Я зачитываю вам первую половинку народной приметы, а вы должны её правильно продолжить. (Слайды 8 – 16)
2. Народные приметы
- Гром в сентябре предвещает (сухую осень);
- Облака редкие – будет ясно и (холодно);
- Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет (ранняя, а если снизу – поздняя);
- Осенью птицы летят низко (к холодной, высоко – к теплой зиме);
- Осенний иней (к сухой и солнечной погоде, к теплу);
- Кроты и мыши делают большие запасы (к суровой и снежной зиме);
- Чем больше муравьиные кучи (тем суровее будет зима);
- Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо (морозы наступят не скоро);
- Если в октябре лист с березы опадет не чисто (жди суровую зиму).
Осень – время сбора урожая. Вот главная примета осени. Чтобы собрать урожай мы трудились всё лето дома на огороде, в школе на пришкольном участке: пололи, поливали, рыхлили, убирали урожай. А каковы же итоги? Фотоколлаж “Урожай – 2010”
“Сбор урожая” (Для проведения конкурса капитану команды потребуется белые листочки и маркер.)
Вот это корзины (обручи), в которые вам необходимо поместить как можно больше людей – это будут овощи и фрукты, причем у каждого должно быть свое название. Чей урожай окажется больше, тот и победил.
А сейчас – следующий конкурс, который называется “Соедини пословицу”. (Слайд 17)
Соедини пословицу
Весна красна цветами | А осень снопами |
Цыплят по осени | Считают |
Осень запасиха, | Зима – подбериха |
Придёт осень | За всё спросит |
Весна красна, да голодна | Осень дождлива, да сытна |
В октябре до обеда осень | А после обеда – зима |
Октябрь землю покроет где листком | Где снежком |
В ноябре снега надует | Хлеба прибудет |
В октябре ни на колесах | Ни на санях |
В осеннее ненастье семь погод на дворе: | Сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льет и снизу метет. |
А сейчас вам пословицу нужно изобразить. (Слайды 18 -20)
1-я команда – Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2-я команда – У семи нянек дитя без глаза.
3-я команда – Дарёному коню в зубы не смотрят.
А сейчас – конкурс для ваших рук. В течение пяти минут из предложенных материалов вы должны изготовить поделку, придумать ей название.
5. Поделка из природного материала.
А сейчас вновь обратимся к нашим командам. Ваши названия выбраны не случайно, в каждом овоще – богатый запас витаминов, минералов, огромная исцеляющая сила. А вот какая именно сила – мы узнаем из рекламы, которую приготовили для нас представители каждой команды.
6. “Пользы для…”
7. Игра “Угадать предметы на ощупь”.
А следующий конкурс – конкурс осенних загадок. Ваша задача – разгадать предложенные загадки.
8. “Угадай загадку” (Слайды 21–32)
В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
(Пшеница)Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(Картошка)Над землёй трава,
Под землёй алая голова.
(Свекла)Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень)Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)Шел долговяз, в сыру землю увяз.
(Дождь)
Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней)Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
(Ветер)Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
А осенью краснеют.
(Помидоры)Величава и кругла,
На бахче она жила.
Сверху серая, смотри,
Но оранжево внутри.
К похвалам она привыкла
Королева каши…
(Тыква)За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая.
(Морковь)Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчата, вкусна!"
(Картошка)
А следующий конкурс – литературный. Я зачитываю строчки из известных стихотворений, а вы должны угадать их автора. (Слайды 33–38)
9. Литературный конкурс
- Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит,
Лёд неокрепший на речке студёной,
Словно как тающий сахар лежит.
Около леса как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблекнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
(Н.Некрасов) - Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
(Ф.Тютчев) - Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блестело,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
(А.Пушкин) - Осень. Осыпает весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят,
Лишь вдали красуются там, на дне долин
Кисти ярко-красных вянущих рябин.
(Л.Толстой) - Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И. Бунин) - Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(А.С. Пушкин)
Какие красивые слова! Издавна все поэты воспевали осень, Говорили ей “Спасибо” (Слайд 39)
Осень дивная!
Осень славная!
Спасибо тебе за дни твои погожие!
Спасибо за листопад веселый!
За красоту лесов и полей – спасибо!
(Слайд 40)
Осень величавая!
Осень сытная!
Спасибо за хлебушек душистый,
За яблоки ароматные,
За богатый урожай спасибо!
И следующий наш конкурс называется “Хвала осени”. Вы должны подобрать хвалебные слова осени, то есть рассказать, какая она? Составьте текст хвалебной речи.
10. “Хвала осени”.
11. “Кто быстрее?” – съесть яблочко на ниточке.
12. “Собери картинку” (собрать разрезную картинку).
А следующий конкурс – музыкальный. (Слайд 41)
13. Музыкальный конкурс.
а) Вставьте пропущенные слова:
Листья ….. над городом …..,
С ……. шорохом нам под …… ложатся,
И от ……. не спрятаться, не …..,
……… желтые, ……., что …… снится. (Слайд 42)
б) Соберите строчку из песни, назовите песню и исполните один куплет.
Птицы, давно, в, разлетаются, не, лужах, облаками, осень, был, с, я, тобою.
в) Кольцовка осенних песен (кто больше знает песен об осени).
14. Игра “Собери картошку”. (Одному игроку из каждой команды завязывают глаза, и по команде они начинают собирать рассыпанные по полу картофелины. Кто больше соберёт – та команда и победила.)
Вернёмся к нашему домашнему заданию. Команды должны были подобрать рецепты блюд из овоща, которым называется команда, а ещё угостить присутствующих вкусным блюдом.
15. “Советуем приготовить”
16. Конкурс художников. (С закрытыми глазами приклеить листики на ветки нарисованного дерева.)
17. Игра “Капуста”. (На одного из членов команды за 1 минуту одеть как можно больше вещей.)
Как красива осень! Её изображают на своих картинах великие художники, воспевают в песнях знаменитые композиторы и поэты. А ещё – стараются запечатлеть фотографы. Подчас фотографии получаются весёлыми и даже курьёзными. Следующий конкурс – придумать интересные подписи к предлагаемым фотографиям.
18. “Подбери название” (Слайд 43 – 45)
Осень не только красива сама по себе, но и украшает всё вокруг: устилает пёстрым ковром поляны и дорожки, развешивают яркие бусы на калине и рябине. А ещё помогает украшать наших девчонок. Сейчас вы должны изготовить осеннее украшение из предлагаемых материалов – калины, рябины, боярышника и т.д.
19. “Осеннее украшение”.
Украшение готово, но таким красивым украшениям должен соответствовать и прекрасный осенний наряд. Две недели школьные модельеры трудились над изготовлением осеннего костюма, и сейчас пока ещё не очень знаменитые кутюрье представят нашему вниманию свои шедевры.
20. “Осенний наряд”.
21. Игра “Умелый водитель”. (В коробку из-под конфет накладывают картошку. Задача “водителя” – провезти коробку на верёвочке между кеглями так, чтобы картошка не рассыпалась а кегли не упали.)
Пока жюри подводит итоги – игра “Эрудит” Подведение итогов вечера. Награждение победителей. (Слайд 63)
Приложение 1. Изобрази пословицу.
Приложение 2. Песни.
Приложение 3. Пословицы.