Цели:
- Закрепить и обобщить знания и умения учащихся в применении формул объёма и площадей тел вращения при решении задач.
- Формировать у учащихся самостоятельное умение применять формулы нахождения площадей поверхностей и объёмов тел вращения в профессии и жизни.
- Воспитать чувство коллективизма при достижении общего результата и ответственности за результаты профессиональной деятельности.
- Формировать у учащихся навыки самооценки знаний и умений.
- Прививать любовь к предмету через игровые моменты урока.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний.
Средства обучения:
- Модели тел вращения;
- Песок;
- Металлическая деталь цилиндрической формы (полая);
- Линейка, верёвка, калькуляторы;
- Индивидуальные карточки-задания:
– карточки с кроссвордом;
– карточки с таблицей;
– карточки с практическим заданием.
Ход урока
1. Организационный момент
- Вводное слово преподавателя. Объявление целей и задач, знакомство с планом урока, формой урока.
- Перед учащимися ставиться задача – набрать наибольшее количество баллов к концу урока для получения оценки (раздаются оценочные листы).
2. Повторение пройденного материала
1. Проверяется знание определений и понятий. Предлагается каждому учащемуся разгадать кроссворд:
- Тело, которое состоит из двух кругов, не лежащих в одной плоскости и совмещаемых параллельным переносом, и всех отрезков, соединяющих соответствующие точки этих кругов.
- Отрезок, соединяющий вершину конуса с точкой окружности основания.
- Тело, которое состоит из круга, и точки не лежащей в плоскости этого круга и всех отрезков, соединяющих данную точку с точками круга.
- Тело, которое состоит из всех точек пространства, находящихся на расстоянии не большем данного от данной точки.
- Перпендикуляр, опущенный из вершины конуса на основание.
- Прямая, проходящая через центры оснований цилиндра.
- Граница шара.
- Отрезок, соединяющий две точки шаровой поверхности и проходящий через центр шара.
- Что обозначается буквой V?
- Каким является цилиндр, если его образующие перпендикулярны плоскостям основания?
2. Определение видов тел вращения и название их элементов. Каждому учащемуся предлагается заполнить таблицу
3. Проверка знаний формул площадей поверхностей и объёмов тел вращения
3. Выполнение практической работы
Преподаватель: По окончании нашего училища, вы получаете специальности: водителя, крановщика и слесаря. Представьте, что вы уже работаете, и перед вами поставлены задачи, которые вам необходимо решить.
Учащиеся разбиваются на три группы (бригады).
– Для решения поставленных задач можно воспользоваться подручными средствами (линейкой, верёвкой).
- Бригада водителей. На рабочем месте находится куча песка (можно взять любую крупу). Этот песок необходимо перевести на стройку. Сосчитайте, сколько рейсов сделает водитель на машине, с объёмом кузова – 8 см3.
- Бригада крановщиков. На рабочем месте находится бревно (длиной 0,5м). Сосчитать сколько штук таких брёвен поместится в вагон объёмом 30м3.
- Бригада слесарей. На рабочем месте находится цилиндрическая полая деталь. Сосчитать объём материала затраченного на изготовление этой детали.
4. Подведение итогов урока и объявление оценок
Учащиеся сдают оценочные листы, в которых они после каждого задания ставят себе баллы от 0–10. Учащиеся, набравшие количество баллов от 35–40 получают оценку “5”, от 25–35 – оценку “4”, от 10-25 – оценку “3”.
5. Домашнее задание
Самостоятельно разработать развёртки цилиндра и конуса, и из них склеить соответствующие тела.