Программное содержание:
- Развивать интерес детей к железнодорожным профессиям;
- Закреплять умение детей отвечать на вопросы полным ответом;
- Учить детей анализировать образец, развивать умение различать и называть отдельные детали паровоза;
- Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу;
- Развивать логическое мышление при разгадывании загадок.
Оборудование: кукла-железнодорожница, фланелеграф, материал для дидактических игр “Поезд”, “Лесная полянка”, обручи для подвижной игры “Найди свое гнездо”, фонограмма песни “Голубой вагон” Э. Успенского, игрушка-дятел.
Ход занятия
Дети входят в группу под фонограмму “Голубой вагон” и садятся на стульчики. В группе появляется кукла в железнодорожной форме.
Кукла. Здравствуйте, ребятки! Я кукла Таня. Я работаю на железной дороге и приехала к вам на поезде. Что такое поезд?
Ответы детей.
Кукла. Поезд – это много вагонов. Главный вагон – локомотив, там сидит машинист.
Кукла. Кто ездит на поезде?
Ответы детей.
Кукла. Все, кто ездит на поезде – это пассажиры – дяди, и тети, и папы, и девочки, и мальчики. Вы хотите быть пассажирами и покататься на поезде? Давайте отправимся в волшебное путешествие.
Ответы детей.
Кукла. Мы отправляемся с вами в путешествие вот на этом поезде (показ на фланелеграфе). Надо поезд отремонтировать.
Проводится дидактическая игра “Поезд” (вагоны подбираются к локомотиву по цвету).
Кукла. Наш поезд отремонтирован, и мы сможем отправиться в путешествие. Я дам вам билеты, и мы можем отправиться в путь. Первым едет всегда локомотив, в нем сидит машинист. Машинистом буду я.
Кукла раздает билеты, дети садятся в “вагоны” (на скамейку) друг за другом.
Дают гудок:
– Ту-ту-ту!
Едут:
– Чух-чух-чух.
Дети имитирует движение поезда руками по фонограмму песни “Голубой вагон”.
Воспитатель. Ребята, посмотрите в окно. Первая станция “Березовая роща” (показ на фланелеграфе, рисунок № 1). Выходим. Взгляните, сколько здесь птиц. Скажите, что это за птицы?
Ответы детей (воробьи, синицы, снегири).
Воспитатель. Птицы приглашают поиграть в игру.
Подвижная игра “Найди свое гнездо” (дети ищут себе “гнездо” по сигналу воспитателя по цвету).
Воспитатель. Молодцы! Хорошо поиграли в игру. А теперь берите билеты и садитесь в поезд, поехали дальше.
Дети садятся в “поезд” и под фонограмму песни едут дальше.
Воспитатель. Приехали! Следующая станция “Лесная поляна” (показ на фланелеграфе, рисунок № 2).
Воспитатель. Здравствуй, добрый дятел! А где же звери лесные, почему здесь все бело, что случилось? Дети, мне дятел поведал, что всю поляну запорошило снегом. Вам надо разгадать загадки и тогда сугробы растают, и вы узнаете, какие звери под снегом. Поможем зверятам лесным?
Дети соглашаются.
Воспитатель читает загадки, дети их разгадывают.
Когда дети отгадывают очередную загадку, дятел переворачивает двухсторонние картинки с белой стороны на сторону, на которой нарисовано очередное животное или предмет на полянке.
Загадки доброго дятла.
- Зверя нет в лесу хитрей,
Зверя нет в лесу рыжей. (лиса)
- День и ночь по лесу рыщет.
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит он молчком,
Уши серые толчком (волк).
- Я скачу туда-сюда
По деревьям ловко,
Не пустует никогда
У меня кладовка (белка).
- Под кустом таится,
Лисы боится. (Заяц.)
- Чей же это красный нос
На гряде когда-то рос? (Снеговик.)
- На сосну забрался мишка,
Там росла большая… (шишка)
- Из леса принцесса
На праздник пришла,
Бусы надела,
Огнем расцвела. (Ель.)
- Покружилась звездочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка.)
- Птичка-невеличка,
А зовут ее… (синичка).
- Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака.)
Воспитатель. Молодцы! Все загадки разгадали. Посмотрите, полюбуйтесь, какая чудесная поляна появилась перед нами.
А теперь нам пора в детский сад. Дети садятся на “поезд” и под фонограмму песни “Голубой вагон” едут в детский сад.
Кукла благодарит детей за то, что они были веселые, дружные и послушные пассажиры. Спрашивает, понравилось ли им кататься на веселом паровозике?
Просит разрешения остаться у ребят в детском саду.