Цель: формирование понятия о крови и ее составе, функциях.
Задачи:
раскрыть особенности
строения клеток крови в связи с их функциями;
роль свертывания в предохранении организма от
потери крови.
Оборудование: мультимедийное оборудование, интерактивная доска, видеофрагменты; таблицы: "Состав крови"; кровь в пробирке, дидактический материал; микроскопы, микропрепораты, пластилин, картон для уроков труда.
Планируемые результаты: учащиеся узнают особенности строения клеток крови, осознают значимость крови.
План
1. Актуализация знаний.
2. Изучение нового материала.
А/ Плазма - жидкая часть крови, ее состав.
Б/ Клетки крови, их строение и функции.
В/ Заболевания, связанные с нарушениями состава крови.
3. Закрепление изученного материала.
4. Итог урока.
Тип урока: комбинированный,
Знать: особенности строения клеток крови в связи с их функциями; основные понятия урока: плазма, эритроцит, гемоглобин, оксигемоглобин, лейкоцит, лимфоцит, фагоцит, макрофаги, антигены, антитела, тромбоциты, фибриноген, фибрин.
Уметь: самостоятельно подготовить сообщение по теме, используя дополнительный материал; работать с учебником и в лабораторных листах; объяснять функции клеток крови и их сущность
Методы:
- Объяснительно-иллюстративные: организация повторения изученного материала, рассказ, рассказ с использованием демонстрации таблиц и элементами беседы, беседа с элементами рассказа.
- Проблемные: частично-поисковый, эвристическая беседа.
Технологии: традиционная, элементы проблемной, развивающей технологии, элементы информационно-коммуникационной технологии.
ПрезентацияХод урока
Оргмомент
Проверяем: "Все ли приготовлено к уроку?" Настрой на последующую работу.
Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Прошу садитесь!
В начале нашего урока мне хотелось бы вспомнить о зарождении жизни на Земле. Вспомните , то , что первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Скажите пожалуйста в какой же среде теперь существуют клетки?
/Ученик: жидкая внутренняя среда./
Учитель:
- Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?
Чтобы правильно ответить на данный вопрос я предлагаю вам открыть конверты , и из нужных вам карточек на своей парте составить схему "Состав внутренней среды", а ученик сделает это на доске.
Учитель. Правильно выполнил задание, сравните свои результаты. Ребята рассматривая компоненты внутренней среды , что мы можем сказать о лимфе?
Ученик: Лимфа - это компонент внутренней среды, она перемещается по лимфотическим сосудам и лимфотическим капиллярам , которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфотические сосуды образуют 1 лимфотический проток ,через который лимфа попадает в кровь
Учитель: А что мы можем рассказать о другом компоненте внутренней среды - тканевой жидкости?
Ученик : Тканевой жидкости около 26% от массы тела. Именно в ней находятся все клетки. Она состоит из 95% воды, еще в ее состав входят: минеральные соли, белки и др. органические вещества, а также кислород и углекислый газ. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада , которые поступают потом обратно в кровь и ею уносятся..
Учитель: А можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной? /Дети - ДА!!!/
Учитель: Как по другому мы называем постоянство внутренней среды?
/Дети: Гомеостаз!!!/
Учитель: Какие параметры гомеостаза или мы их еще называли биологические константы вы знаете?
/Дети: температура тела, артериальное давление, состав крови, пульс и т.д./
Учитель: Молодцы!!!
Ребята ,а вы знаете, что с развитием науки человеческий разум все глубже проникает в тайны внутренней жидкой среды организма.
Сегодня наше занятие посвящено удивительной жидкости, самой главной из компонентов внутренней среды, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы , ее приносили в жертву богам. Название этой чудесной жидкости - кровь. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.
/ Фильм / "КРОВЬ - что это?" /Приложение 3 [на сайте не размещено]/
На протяжении всего занятия мы постараемся ответить на этот вопрос . И вы сами попробуете сформулировать тему нашего урока!
С развитием науки человечество все глубже проникает во многие тайны крови. Исследуя кровь ученые, врачи, исследователи познают ее свойства , функции , строение.
И сегодня я предлагаю вам представить, что наш класс - это большая лаборатория , а мы на мгновение станем учеными -исследователями, поэтому мы с вами одели белые халаты, как положено в настоящей лаборатории.
Но чтобы приступить к исследованиям практическим нужно познакомится с теорией, тем более, что некоторые познания у нас уже имеются.
Что, же мы знаем об этой удивительной жидкости красного цвета, которую часто называют "носительницей жизни"?
/Далее следует краткое сообщение ученик. /
Ученик : Кровь - это вид соединительной ткани, межклеточное вещество которой жидкое. Кровь является одной из важнейших жидкостей в организме, так как выполняет разнообразные функции:
- Дыхательную Питательную Выделительную Терморегуляторную
- Гуморальную Поддерживает гомеостаз, т.е постоянство состава внутренней среды, Регуляторная
Учитель: А еще кровь называют жизнью. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. "Кровь" и "жизнь" - слова-синонимы! Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбление. Интересно толкование фраз "кровь за кровь", "кровные братья", "кровная месть". Почему же так важно присутствие крови в организме? Каково ее строение и состав ?
Итак наша лаборатория преступает к работе.
Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 -4 л у подростков.
/ можно показать банку с красной жидкостью/
Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя.
/ показать пробирку с отстоявшейся кровью/
Верхний слой - слегка желтоватая полупрозрачная жидкость - плазма крови. Она состоит из неорганических (90% - вода и различные минеральные соли) и органических веществ: белки, глюкоза, витамины, гормоны и продукты распада.
Нижний слой - осадок темно-красного цвета, который образован форменными элементами - клетками крови: эритроцитами и лейкоцитами, и кровяными пластинками - тромбоцитами.
Так как мы работаем в лаборатории, все полученные данные мы будем вносить сегодня в специальные лабораторные листы, отметим на них число, а в конце урока запишите тему , которую вы сформируете сами.
Итак, состав крови . Запишем его в виде схемы .
СХЕМА "СОСТАВ КРОВИ"
Учитель:
Теперь подробнее изучим форменные элементы крови по ходу моего объяснения вы продолжаете самостоятельно заполнять лабораторные листы.Клетки крови и их функции.
Название клетки крови | Кол-во в 1 мм3 и форма | Место образования | Срок жизни клетки | Место разрушения | Функции |
ЭРИТРОЦИТЫ С греческого "Эритрос" - красный "Цитос" - клетка Красные кровяные клетки |
У муж. - 4,5-5 млн, у жен. 4-4,5млн. Всего в крови человека 25 трилионов. их общая площадь в 1500 раз больше площади человеческого тела, что обеспечивает им захватить и перенести такое кол-во кислорода, которое полностью обеспечивает жизнедеятельность органов и тканей!!! Двояковогнутый диск Не содержат ядро, и не могут размножаться , место ядра занял гемоглобин!!! Клетки напоминают губку, поры которой заполнены гемоглобином |
Красный костный мозг | От 30 до 130 дней | Селезенка и печень | Перенос кислорода ко всем органам и
тканям и углекислый газ к легким. ТРАНСПОРТНАЯ Красный цвет эритроцита зависит от особого вещества - гемоглобина, который присоединяет к себе кислород. На стр. 85 нашего учебника найдите название вещества , которое получается при присоединение гемоглобина с кислородом /оксигемглобин/ Он имеет светлую окраску - поэтому артериальная кровь - алая, а гемоглобин без кислорода - темного цвета, поэтому венозная кровь - темно-красная. Слова ГЕМОГЛОБИН и ОКСИГЕМОГЛОБИН ЗАПИШИТЕ В БИОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИКИ !!!!! |
ЛЕЙКОЦИТЫ Белые кровяные клетки, бесцветные. Это самые крупные клетки крови, шаровидной формы имеющие ядро Виды: ГРАНУЛОЦИТЫ ЛИМФОЦИТЫ МОНОЦИТЫ /МАКРОФАГИ/ |
От 5 до 10 тыс. Обладают Амебоидныме движением |
Красный костный мозг, вилочковая железа / тимус/, селезенке, лимфатических узлах | От 3 часов до 5 суток, некоторые несколько лет | Места ранений и воспалений | Распознавание и уничтожение чужеродных
соединений и клеток, которые оказываются во
внутренней среде организма ЗАЩИТА и ТРАНСПОРТ В словарик: ФАГОЦИТОЗ, АНТИТЕЛА |
ТРОМБОЦИТЫ Кровяные пластинки |
150-400 тыс. Не содержат ядро |
Красный костный мозг. | 5-7 суток, | Места ранений, селезенка | Свертывание крови при ранении. При ранении , когда кровь выходит из сосуда тромбоциты слипаются и разрушаются, выделяя различные ферменты и вызывая химические реакции , которые ведут к свертываемости крови. В учебнике на стр. 87 зачитайте со слов : "СВЕРТЫВАНИЕ КРОВИ ВОЗМОЖНО:.." Нажать фотопарат/иллюстрации Нити фибрина и тромб// В СЛОВАРИК: ФИБРИНОГЕН, ФИБРИН. |
Учитель:
Ну а сейчас ученые - исследователи мы можем перейти от теоретических вопросов к практическим действиям и изучим "Микроскопическое строение крови человека и представителя Земноводных - лягушки".Возьмите инструктивные карточки. Прочитайте цель работы и последовательность её выполнения. Если нет вопросов можно приступить к работе, соблюдая технику безопасности: будьте осторожными при работе с микропрепаратами аккуратно обращайтесь с микроскопом.
Инструктивная карточка:
Приложение 1Цель работы:
выявить особенности строения эритроцитов крови человека и лягушкиХод работы:
1. Подготовьте микроскоп к работе.
2. Установите на предметном столике микропрепарат крови человека.
3. Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты.
4. Запишите данные в таблицу, учитывая размеры эритроцита, форму и наличие в нем ядра
5. У вас на столах лежит пластилин и картон для аппликаций, используя полученные знания, смоделируйте эритроциты крови человека.
ЭРИТРОЦИТЫ | ФОРМА, РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/ | НАЛИЧИЕ ЯДРА |
человека | Мелкие Двояковогнутый диск |
нет |
6. Теперь установите на предметный столик микропрепарат крови лягушки.
7. Рассмотрите эритроциты, крови лягушки.
8. Запишите данные в таблицу, о эритроците, учитывая его размеры, форму и наличие в нем ядра
ЭРИТРОЦИТЫ | ФОРМА , РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/ | НАЛИЧИЕ ЯДРА |
лягушки | Крупные , овальной формы | есть |
9. У вас на столах лежит пластилин и картон для аппликаций, используя полученные знания, смоделируйте эритроциты крови человека, лягушки.
Используя модели и данные таблиц сделайте выводы, отвечая на вопросы:
- Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов крови человека?
- Чья кровь переносит больше кислорода - кровь человека или лягушки. Почему?
Вывод: Эритроциты человека и лягушки отличаются формой, размером Эритроциты крови лягушки содержат ядро и имеют овальную форму, а эритроциты крови человека не имеют ядра и их форма двояковогнутая, такая увеличенная поверхность клетки быстрее поглощает кислород, а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объем клетки
Учитель: Вывод сделан, прошу привести в нерабочее положение микроскопы и убрать их с рабочего места, а мы продолжаем наше исследование.
Состав крови является важной характеристикой состояния организма. Анализ крови - одно из часто проводимых исследований.
При анализе крови определяют: количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара и др. веществ, а так же СОЭ - скорость оседания эритроцитов.
При наличии воспаления в организме:
СОЭ увеличивается. Увеличивается и численность лейкоцитов
При нарушении функции красного костного мозга, недостатке в организме железа, а также при значительной потере крови возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия).
B крови снижается количество гемоглобина и количество эритроцитов .
Учитель: Сейчас мы поработаем в группах, 1 ряд - 1 группа.
У вас на столах лежат бланки анализов крови пациентов Нововолковской амбулатории, с учетом медицинской этики.
Проведем медицинский консилиум
Каждая группа должна сравнить данные анализов пациентов с нормой кровяных клеток /на экране/, можно использовать карточку-подсказку определите: болен пациент или нет, и по возможности поставьте предварительный диагноз.
Учитель: Для закрепления знаний о форменных элементах крови предлагаю выполнить следующее задание: перед вами знаки вопросов по очереди постарайтесь ответить на них.
/ ТЕСТ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ АНАТОМИ 8 КЛАСС/
Итак,
Лабораторные листы полностью заполнены, а это значит, что нами получены и теоретические и практические знания.
Медицинский консилиум проведен, диагнозы поставлены.
Подведем итог: вначале работы нашей лаборатории перед нами стоял вопрос: "КРОВЬ - ЧТО ЭТО?", как вы думаете мы смогли ответить на этот вопрос?
/Ученики: ДА!!!/
Учитель: А значим мы сможем сформулировать и тему нашего урока, я предлагаю сделать это ТВОРЧЕСКИ в виде синквейна, его название КРОВЬ
I. название синквейна
II. 2 прилагательных
III. 3 глагола
IV. Цитата или яркая, красивая фраза на данную тему
Ребята, так какая же тема нашего урока. Назовите ее! КРОВЬ = ЖИЗНЬ!!! Запишем ее в лабораторных листах.
/Пока ребята составляют синквейн учитель формирует выставку из моделей эритроцитов/
Отметки.
Домашнее задание: если успеем на уроке, выделенные понятия на стр. 88 выписать в словарик и выучить, параграф 17 , п.т. 62 - всем, + 63 уч-ся кто имеет по биологии оценку "4" и "5"
Володной Анастасии подготовить сообщении о выдающемся русском ученом Мечникове И.И.
Учитель: Урок закончен, всем большое спасибо.