Цели:
- закрепить знание нумерации чисел второго порядка;
- научить сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд;
- закрепить умение решать текстовые задачи и уравнения;
- развивать логическое мышление, память, внимание, математические способности;
- воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: листы с заданиями для групповой работы, листки-тетради, герои Ах и Ох, магнитные доски, учебник, записи на доске.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Жили-были Ох и Ах. Ох был всегда грустный и недовольный, а Ах – веселый, жизнерадостный. Однажды Ах предложил своему соседу пойти в поход. «Ох-ох-ох!» – только и ответил Ох. И отправились они в путь.
Давайте, ребята мы поспешим с ними и узнаем, какое расстояние они прошли.
II. Актуализация знаний
l) Счет до 20 и обратно
2) Назови число, в котором
1 д, 3 ед;
1 д, 6 ед;
1 д, 9 ед.
3) Прочитай числа 13, 14, 17, 18. Что обозначает каждая цифра в записи чисел?
4) Восстановите порядок чисел в натуральном ряду: 10... 12... 18... 14... 19... 20
5) Что можно рассказать о числе 17.
Вывод:...
6) Закрепление знаний о разрядных слагаемых
(групповая работа). Наши друзья оказались на
волшебном лугу. Подул ветер и оторвал лепестки у
ромашек. Каждая команда по моей команде должна
прикрепить к ромашке
нужный лепесток.
Проверка: сообщение ваше мнение.
и т.д.
Вывод:
Физкультпауза:
Сначала будем маленьким
К коленочкам прижмусь
Большой потом я вырасту
До лампы дотянусь.
III. Постановка проблемы
Ах решил сделать привал. Он предложил аху разложить костер, но от него слышались только охи да вздохи. Поможем им.
1) Прочитайте числовые выражения:
5 + 10 4 + 10 2 + 14
2) Какое из данных выражений можно назвать лишним? Почему?
3) Как найти, чему равно значение выражения 2 + 14 = ?
Постройте графическую модель выражения на магнитных досках.
4) Как произвести действие сложения? Что получиться в результате?
Какое число получилось? (16).
5) Предположите тему сегодняшнего урока? Какие цели поставили перед собой?
IV. Открытие нового
– Откроем наши учебники на с. 58. Как вы думаете, кто первый подтвердит или опровергнет наши предположения? Да, Ах очень обрадовался за вас и предложил еще раз повторить, как сложить числа, выраженные в десятках и единицах.
Вывод: (д + д, ед + ед).
№ 2 с.58 С комментированием.
Вывод:
V. Первичное закрепление
Ох, лежа у костра, непрерывно вздыхал, а Ах считал птичек, которые перелетали с ветки на ветку и радовался за вас – какие вы молодцы!
1) № 3 с.58 (1 и 2 столбик) по цепочке.
2) 3 столбик (самостоятельно)
Проверка: на доске ответы 12 18 12
Физкультпауза (для рук и глаз):
Две веселые лягушки,
Ни минуты не сидят,
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
3) Посмотрите № 4 с.58.
Ох заволновался, сколько их много, а Ах говорит, не переживай, ребятишки нам сейчас объяснят, как выполнили действие сложения. В чем смысл? Какой можно сделать вывод?
(1 дм = 1 дес = 10 см)
4) № 5по вариантам.
Проверка: ответы на доске (индивид.)
Физкультпауза:
Я нашла себе жука.
VI. Повторение и закрепление пройденного
Ах сказал Оху, если ты не умеешь решать примеры с окошечками, то ребята тебя развеселят своей находчивостью, смекалкой при выполнении других заданий.
1) №6 c.58
Что надо сделать? Решение самостоятельно.
Проверка: на доске исправить ошибки.
2) №7 с. 59
Прочитайте задачу. Условие? Вопрос? Что ищем? (Часть) Как найти часть? Назовите целое. Обозначьте его на схеме? Из скольких частей состоит наше целое?
Ах и Ох предлагают вам записать решение этой задачи в специальных тетрадях:
19 – 3 – 5 =11 (к)
Ох повеселел от задач и попросил еще рассказать о своих успехах.
3) Решение уравнений №8 с. 59
х = 18 х = 13 х = 5
4) Дополнительно №9 с. 59
5) Закономерности (на клетчатой бумаге). Сравните первую и вторую строчку. Что заметили?
VII. Итог урока
– Что нового узнали на уроке?
– Чему научились?
– Какое задание показалось наиболее трудным?
– Какое задание заинтересовало?
Ах и Ох остались очень довольны встрече с вами и обещают обязательно прийти к вам в гости еще раз.