Игра-занятие "Форт Боярд". Экология и нравственное воспитание

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели занятия:

  • прививать любовь и бережное отношение к природе;
  • закрепить полученные знания о временах года, цветах, явлениях природы;
  • учить узнавать растения по внешним признакам;
  • развивать умение различать эмоциональное состояние персонажей и соотносить их с графическими изображениями;
  • учить детей оценивать свои поступки со стороны и тем самым поступать правильно;
  • развивать чувство взаимопомощи, поддержки;
  • прививать духовные ценности.

Оборудование: воздушные шары (для оформления группы), ключи, сундук, песочные часы, конверты с заданиями, шоколадные монеты, аудиозапись «Вальс цветов» П.И Чайковского из балета «Щелкунчик».

Демонстрационный материал: дидактические картинки со сказочными героями (изображающие какое-либо эмоциональное состояние), пиктограммы; три рисунка к стихам (первый рисунок – речка, на поверхности плавают пустая банка, бутылка, на берегу мусор; второй рисунок – палатка, рядом большой костёр; третий рисунок – дети сбивают палкой мухоморы и собирают грибы); цветы (два тюльпана, две розы…)

Предварительная работа:

  • просмотр мультфильма «Приключение Незнайки и его друзей»,
  • беседа о временах года и их приметах,
  • отгадывание загадок о садовых цветах,
  • беседа о правилах поведения в природе.
  • оформление зала под Форт Боярд,
  • выбор капитана.

ХОД ИГРЫ

Команда детей с капитаном заходит в зал. Воспитатель объявляет о начале игры «Форт Боярд». Игроки вспоминают девиз: «Мы, ребята-дошколята, В Форт Боярд пришли играть. И девиз наш – побеждать!»

Дети подходят к старцу Фура, который объясняет условия и разъясняет правила игры.

Старец Фура: Я рад приветствовать вас в Форте Боярд. Задания будут трудные, но интересные. За каждый правильный ответ вы получите «золотой ключ». В конце игры вас ожидает сюрприз, он находится в сундуке. Открыть его вы сможете, если соберёте все четыре ключа. На выполнение каждого задания даётся определённое время, за ним будем следить, по песочным часам.

Воспитатель открывает конверт с первым заданием.

Первое задание: отгадывание загадок (на выполнение даётся три минуты).

1. Я соткана из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» – приглашаю.
И любите за это
Вы все меня.
Я – … (лето)
3. Когда это бывает?
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?(Зимой)
2. Я раскрываю почки,
В зелёные листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня – … (весна)
4. Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек.
Я – … (осень).

Старец Фура: Молодцы! За правильно отгаданные загадки я награждаю вас первым ключом. Удачи вам! Не забывайте пословицу «Один за всех – все за одного!» Я вас буду ждать с ключами.

Воспитатель предлагает детям пройти по узкому мосту и выполнить второе задание.

Второе задание – игра «Обозначь знаками в кружках настроение героев» (радость, грусть, удивление, страх, злость).За правильное выполнение задания ребята получают ключ.

Упражнение «Солнышко доброты»

Воспитатель: Ребята, представьте, что у вас в руках находится волшебное солнышко добра. Ваши руки чувствуют удивительную теплоту, оно согревает вас, ваше тело, вашу душу. Мысленно поместите всё добро этого солнышка внутрь. Почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает вашу душу, доставляет радость. У вас появляются силы, силы здоровья, счастья и радости. Это солнышко может одарить людей добротой. Но для этого надо отпустить солнышко, вместе с пожеланиями. (Каждый ребёнок «отпускает солнышко» со своим пожеланием людям).

Воспитатель объявляет третье задание.

Третье задание – «Советы наоборот». Дети находят ошибки в стихотворениях и делают вывод, почему так делать нельзя и как нужно делать, рядом с рисунком ставят запрещающий знак поведения в природе.

Первый рисунок: речка, на поверхности плавают пустые банки, бутылки, на берегу – мусор.

Если вы пришли на речку,
То в неё бросайте мусор:
Банки, палки и бутылки,
Целлофановый пакет,
И тогда всем рыбкам в речке
Станет весело, и рыбки
Сами прыгнут к вам в кастрюлю –
Будет славная уха.

(Ответы детей)

Воспитатель: Помните, что брошенная в лесу бумага может лежать до полного разложения более 2-х лет, целлофановый пакет – более 200 лет, стекло – более 1000 лет).

Второй рисунок: Палатка, рядом большой костёр.

Если на лесной полянке
Вы поставили палатку,
После этого вам надо
Развести большой костёр.
И тогда всё запылает,
Загорится, задымится,
И природа восхитится:
«Что за чудный фейерверк!»

(Ответы детей)

Воспитатель: Помните, что кострище не зарастает 5-7 лет.

Третий рисунок: Дети палкой сбивают мухоморы и собирают грибы.

Если взяли вы корзинку
И пошли в лес за грибами,
То грибы корчуйте с корнем,
Палкой бейте мухоморы!
И тогда лесным зверюшкам
Нечем будет подкрепиться,
Все впадут зимою в спячку
И «Спасибо!» – скажут вам.

(Ответы детей)

Воспитатель: Помните, что грибы нужно собирать осторожно: выкручивать ножку гриба, не нарушая грибницу. Мухоморы служат многим животным в качестве лекарства от разных заболеваний. Молодцы! Вы правильно выполнили задание и получаете ключ.

Воспитатель объясняет четвёртое задание.

Четвёртое задание – игра «Найди пару».

Воспитатель: Ребята, какие цветы вы знаете? (Ответы детей). Как можно назвать город, где много цветов? А в каком литературном произведении для детей, рассказывается о Цветочном городе? («Приключение Незнайки и его друзей») Из этого произведения мы узнали, что жители Цветочного города, очень любили играть. Сейчас и мы поиграем. Подойдите, пожалуйста, к столу и выберите любой цветок. Звучит «Вальс цветов» из балета П.И Чайковского «Щелкунчик». Дети, двигаясь в ритме музыкального произведения, находят пару – ребёнка с таким же цветком. Как только музыка останавливается, пары берутся за руки.

За выполнение задания дети получают ключ.

Воспитатель: Ну что ж, поспешим с ключами к Фура за наградой.

Игроки подходят к старцу Фуре, показывают заработанные ключи, и считают их вместе с ним.

Старец Фура: Вы играли замечательно, поэтому сумели одолеть Форт Боярд. А теперь мы откроем сундук этими ключами, и вы увидите сюрприз.

Старец открывает замки сундука: там лежат «золотые монетки» – шоколадные медали.

Воспитатель: Молодцы! Вы победили в этой игре потому, что были дружные, весёлые, много знали. Выиграли приз – «золотые монетки». Но не забывайте пословицу:«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Старец Фура: На этом игра закончена. До новых встреч!