Цели:
- Образовательная: обеспечить усвоение учениками того, что после Смутного времени Россия оказалась в очень сложном положении, но смогла выйти из него, поставив во главу угла две задачи: восстановление и укрепление. Что позволило ей в XVII в. вступить в новый период исторического развития, связанный с появлением капитализма.
- Воспитательная: развитие уважения к умению преодолевать трудности, способности начать всё сначала;
- Обучающая: выделение главного и его признаков; выявление причинно-следственных связей; составление логических схем-цепочек с использованием кластера; формирование образа эпохи; работа по созданию разных типов текста; работа с учебником, картой, словарём; умение доказывать, делать выводы.
Средства:
- учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI -XVIII вв. 7 класс. – М., Просвещение, 2009 г.
- тетрадь;
- доска;
- наглядный материал: фото «Вологодские кружева»,
- заготовка кластера;
- заготовка аналитической таблицы;
- карта «Россия в XVII в.»;
- надписи и значки для карты;
- магниты;
- сообщения о ярмарках и ремёслах;
- заготовка клише для выступлений учащихся.
Тип урока: объяснение нового материала
Методы: метод критического мышления
Приёмы:
- эвристическая беседа
- работа с учебником
- RAFT-технология
- кластер
- синквейн
- «Мозговой штурм»
- дедукция и индукция
Внутрипредметные связи:
- взаимосвязь с темой «Смутное время»
- взаимосвязь с темой «Капитализм» в курсе Всеобщей истории.
Межпредметные связи:
- русский язык: стили речи, текста;
- география: показ по карте, учёт географических особенностей различных районов России;
- МХК и ИЗО: народные промыслы – вологодские кружева, ярославская роспись
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Садитесь.
II. Переход к объяснению нового материала
– В течение нескольких уроков мы изучали с вами эпоху Смутного времени в России начала XVII в. Мы рассмотрели её причины, этапы, узнали, как и когда она закончилась. Сегодняшняя тема нашего урока посвящена её последствиям для России, её влиянию на развитие хозяйственной жизни России.
III. Объяснение нового материала
– Итак, тема: «Последствия Смуты. Новые явления
в Экономике России XVII в.»
Как вы видите данная тема разделена на две части,
что не случайно.
Любое событие, явление имеет не только свои
причины, ход, особенности, персоналии, окончание,
но и свои последствия.
Исходя из знания исторического материала
предыдущих курсов, предположите, какие
последствия обязательно должны были быть у
такого явления, как Смута.
Приём «Мозгового штурма»
Учащиеся: | Учебник: |
|
– Теперь посмотрим мнение авторов учебника. В чём ваши точки зрения совпали, что вы узнали нового?
– Исходя из выше перечисленного, сформулируйте задачи, которые стояли перед Россией после окончания Смуты.
- поднять с/х, укрепить дворянское землевладение;
- предотвратить отход населения из центральных районов России на её окраины;
- поднять уровень ремесла, восстановить торговлю, укрепить город.
– Сформулируйте их в нескольких словах.
Задачи:
- восстановление
- укрепление.
На доске делается запись в виде логической схемы-цепочки.
– Это были задачи правительства России в XVII в. Поставьте для себя задачу на данный урок.
Учащиеся: Какие меры были предприняты властью для преодоления последствий Смуты? (Доска) Исходя из второй части темы, вы можете предположить, что Россия не только преодолела последствия Смутного времени, но в её экономике начали происходить изменения. => вторая задача: какие новые явления проявились в экономике России XVII в.?
– Логично! Ознакомимся со структурой §. Я позволю себе изобразить её на доске.
Кластер (Приложение 1)
– Как видите, все пункты параграфа представляют отрасли экономики России на период XVII в. Обе задачи, которые мы с вами сформулировали имеют своё решение в каждом пункте.
RAFT-технология (Приложение 2)
Для решения данных задач вы разбиваетесь на группы. Каждая группа представит результаты работы с учебником в виде репортажа группы журналистов побывавших в XVII в. Вам раздаются задания, для выполнения которых даётся 7 минут. Представители групп подойдите сюда.
I группа: аналитики. Сельское
хозяйство.
II группа: иностранные журналисты.
Ремесло и торговля.
III группа: спортивные
комментаторы.Мануфактуры.
IV группа: метеорологи. Рост
городов.
По мере рассказа, каждая группа «распаковывает» свой сектор кластера. Одновременно происходит выделение мер, предпринятых царской властью для преодоления последствий Смуты.
Спасибо уважаемые журналисты. Вы славно потрудились. Каждая группа, представив результаты своей работы «распаковала» кластер. На доске перед нами предстали меры царского правительства для решения последствий Смуты и новые явления в экономике России.
Начнём с вашей первой задачи. Каким
путём она была решена?
Ответ: ужесточение мер с освоением
новых земель.
Посмотрите внимательно на те новые явление, которые вы выделили в экономике России.
- Знакомы ли они вам?
- Что они могут означать?
Ответ: развитие капитализма в России.
- Какие именно явления говорят об этом?
Ответ: мануфактура, наёмный труд, всероссийский рынок, колонизация, специализация районов, денежный оброк.
Какие выводы вы можете сделать? => те
же явления, что и в Западной Европе.
Но всё ли здесь повторяет ЗЕ? Докажите это.
Какие выводы вы можете сделать? => Россия имеет свои особенности в развитии, которые объективны и закономерны. Почему?
IV. Закрепление
Составление синквейна по понятию «Российский капитализм»
V. Домашнее задание
§4, синквейн, вопросы.
VI. Выставление оценок
VII. Самоанализ