Цель занятия: информирование об инфекциях, передающихся половым путем (ИППП) и их предупреждение.
Задачи занятия:
- Продемонстрировать, как распространяются ИППП.
- Познакомить с основными признаками ИППП и их предупреждении.
Междисциплинарные связи: медицина.
Обеспечение занятия
- Организация пространства: большая светлая комната, стулья по количеству участников поставленные кругом.
- Раздаточный материал и демонстрационный материал: фломастеры, карточки с символами, карточки с названиями ИППП, конверт.
- Основные методические приемы, используемые на занятии: упражнение, беседа-дискуссия, информационное сообщение.
Подготовка: заготовить заранее карточки, по одной на каждого участника, и нанести на них следующие символы: «Х», круг, прямоугольник, треугольник. На большинстве карточек должен быть изображен прямоугольник, и только несколько карточек с другими символами.
Содержание занятия
1. Начнем занятие с небольшого приветствия, а потом объясним, что предстоящая разминка будет посвящена общению. Освободим место в кабинете, чтобы присутствующие могли свободно подходить друг к другу. Раздадим фломастеры и попросим каждого участника достать из конверта по одной карточке с символом.
2. Попросим участников, чтобы в течение нескольких минут они походили по аудитории и обменялись приветствиями друг с другом. Можно обмениваться приветствиями с несколькими участниками, но как минимум с одним. Участники должны обменяться рукопожатием , в течение одной минуты, поговорить друг с другом и перерисовать символ собеседника под своим, а также все остальные символы с его карточки, если он успел до этого поздороваться с кем-то другим.
3. После этого попросим участников занять свои места и еще раз взглянуть на символы в своих карточках. Попросите участников, которые вытянули прямоугольник поднять руки. Скажите, что в начале упражнения они были «здоровыми». Попросим поднять руки участников, которые вытянули карточки с «Х». Скажем, что этот символ обозначает хламидиоз. Треугольник – сифилис, а круг ВИЧ-инфекцию. После этого просим участников представить, что вместо рукопожатия со всеми теми участниками, чьи символы они перерисовали на свою карточку, произошел сексуальный контакт. Спросим сколько участников «Заразились» инфекционными заболеваниями, обозначенными на дополнительных карточках, и сколько осталось «здоровыми».
Общая дискуссия
4. Объясняем, что распространенность ИППП варьирует в разных группах населения, а данное упражнение помогает сосредоточить внимание на путях передачи ИППП при сексуальных контактах.
5. Задаем вопрос: Какие выводы позволяет сделать это упражнение?
Примерные выводы, которые говорят участники
- ИППП передается при сексуальных контактах между людьми
- По внешним признакам нельзя определить, является ли человек источником инфекции. Кроме того, необходимо учитывать, что многие ИППП протекают бессимптомно, особенно у женщин.
- Чем с большим числом людей вы вступаете в сексуальный контакт, тем выше вероятность инфицирования.
- Связь только с одним партнером не исключает риск заражения, если партнер параллельно имеет контакты с др. людьми.
6. Затем предлагаем краткий информационный блок (5-10 минут), в котором знакомим подростков с основными симптомами наиболее распространенных венерических заболеваний.
Заканчиваем занятие упражнением «Перевоплощение».
Поскольку полученная информация находится еще на поверхности сознания, и она достаточно серьезная, данное упражнение может отработать тревоги и страхи (через воплощение вещи), которые могут возникнуть у подростков в ходе занятия.
Участники удобно располагаются в креслах. Один из них получает задание от ведущего превратиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От «лица» этой вещи он начинает рассказывать о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, проблемах, пристрастиях, прошлом и будущем. Закончив рассказ, он дает задание следующему участнику и т.д.
Игру желательно проводить в затемненном помещении – это обеспечит участникам большую раскованность и психологический комфорт. Постепенно перевоплощения становятся все более глубокими, и участники переходят от чисто внешних описаний к выражению чувств, настроения и т.д.
Литература, использованная для подготовки занятия:
1. Кэрен Брайант-Моул. Серьезный разговор.
Секс. М.,1998.
2. Кэрен Брайант-Моул. Серьезный разговор.
СПИД. М.,1998.
3. Рогов Е.И. Психология познания. М.,1998.
4. Семья: 500 вопросов и ответов, М. 1992, ред. Л.В.Прошина.
5. Час о серьезном. Йошкар-Ола, 2000, ред. Е.В.Мищихина.