Цели урока:
- учить детей видеть красоту родной природы в разные времена года и беречь её.
- развивать наблюдательность; умение делать выводы, обобщения.
- прививать любовь к своей Родине.
- воспитывать у учащихся чувство прекрасного.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: флажки для передвижения по улицам, линейка, деревянная лопатка, карандаш, блокнот, градусник, кормушки из бросового материала.
Структура урока:
1. Сообщение темы и цели экскурсии.
2. Беседа о ТБ во время экскурсии.
3. Повторение ПДД.
ХОД УРОКА
1. Учитель: Многие поэты, художники любили зиму и в произведениях отображали ее красоту. Кто помнит стихотворение о зиме А.С.Пушкина?
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.А.С.Пушкин
– О зиме писали многие поэты.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни Севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас,
Где угодно гуляй,
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.И.Никитин
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.С.Есенин
2. Наблюдения за деревьями
3. Игра «Угадай дерево»
Учитель называет дерево – дети бегут к этому дереву.
– А вот как пишет о зиме наш белгородский земляк Владимир Михалев:
Зима
Снуют синицы суетливо
Среди обветренных ветвей,
По синим рощам, белым нивам
Слепой лютует снеговей.
Звенит метель, стучат морозы,
И низко солнце над землей.
Дрожат озябшие березы
Над мерзлою до дна рекой.
А мне земля моя родная
Тепла всегда и дорога:
И в голубом расцвете мая,
И вся одетая в снега.
– Очень красиво зимой! А за что вы любите зиму?
– А сейчас, послушайте, какое стихотворение о
зиме написала ваша ровесница Евсеева Юля.
Зима
Стоит зима прекрасная,
Деревья в серебре.
Пушистый снег, как звездочки,
Сверкают при луне.
В лесу ни звука, тихо,
Как будто кто-то взял
И палочкой волшебной
Все звуки сразу снял.И вот подходим к елочке,
красавице лесной,
Она в нарядном платьице
Красуется зимой.
– Зима у нас устанавливается не сразу, ранние
морозы часто перемежаются оттепелями. Чаще всего
зима начинается по-настоящему в декабре и
продолжается 110-120 дней.
Зима бывает с частыми оттепелями и снегопадами.
Оттепели приносятся к нам юго-западными ветрами
с Атлантического океана. Зимой ветры особенно
сильны, часто бывают сильные метели (20-30
метельных дней за зиму). Больше всего метелей
бывает в январе-феврале.
– Вот какую песенку об этом явлении природы сложили в народе.
Зашумела, разгулялась
В поле непогода,
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.Белым снегом принакрылась,
Не осталось следа.
Поднялась метель и вьюга,
И не видно света. (Народная песня)
Январь – самый холодный зимний месяц. В
отдельные дни января температура падает до 30-40
градусов ниже нуля. Средняя температура января
для запада нашей области – минус восемь
градусов, для востока – минус девять градусов.
В основном морозы стоят умеренные, так что наши
зимы благоприятны для здоровья человека. Много
солнца, снега. Укрытые сугробами поля, сверкающие
инеем леса зовут к себе. Хорошо промчаться на
лыжах по крутому склону! А когда застынет лед, в
ход идут коньки, санки – все, на чем только можно
кататься. Зимой снег прикрывает от морозов
озимые посевы. Чем больше снега на полях, тем
больше влаги. Существует такая примета – «Зимой
снег глубокий, летом хлеб высокий».
Поэтому, колхозники проводят снегозадержание.
Бывают зимы, когда снега выпадает мало, тогда
снегозадержание особенно необходимо для полей.
Снег сгребают в кучу, расставляют на полях
хворост, а чаще всего вспахивают снег
тракторными плугами – снегопахами.
4. Наблюдения под снегом
Измерения толщины снежного покрова, температуры воздуха, снега. По итогам измерений делают записи.
– Ребята, а кто считал, сколько лучиков у снежинки?Какие они по форме?
5. Наблюдения за снежинками
– Одинцова Даша, так же как и вы учится в третьем классе. Она свой разговор со снежинкой передала в зимней зарисовке.
Однажды иду я по улице, и снег идет крупными хлопьями. Так вместе мы и идем. Вдруг слышу чей-то шепот. Оглянулась я – никого. Кто же это? И тут до меня донеслось:
– Кого ты испугалась, Даша? Я вздрогнула.
– Кто ты? Где ты? – спросила я.
– Я снежинка, я лежу на твоей перчатке.
– Ой, ты же можешь растаять!
– А это как?
– Ты не знаешь?
– Нет, я еще маленькая.
– А сколько тебе лет?
– Мы не живем годы, мы живем лишь всего часы, может быть дни.
– Лети на север.
– А это далеко? Долечу ли я?
– Если будешь верить , обязательно долетишь.
– Я уже верю.
– Счастливого пути!
– Ребята, а какие зимние праздники вы знаете?
Декабрь – «Зимние Святки».
Январь – «Рождество Христово».
Февраль – март – «Масленица».
– Посмотрите, какие птички сидят на ветках? Как им приходится зимовать?
Как птице перезимовать?
Как птице перезимовать? Но если долго снег идет
Известно, что у птах И долго длится вьюга,
Нет ни халатов ватных, Тогда, друзья, приходится
ни байковых рубах. Пичугам нашим туго.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождем, и в холода Сугробами засыпаны
На ветках сидя спят. Бугры, дворы, дорожки,
Но кто, же им дает приют, Не могут пташки отыскать
Когда снега метут? Ни зернышка, ни крошки.
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг И вот летают все слабей
И улетают на зиму Ворона, галка, воробей…На добрый, теплый юг. Скорей на помощь, дети!
Другие – те народ иной: Вот в этот самый трудный час
В мороз над лесом кружат, Спасенье птицы ждут от вас.
Для них разлука с родиной Кормите их! Согрейте!
Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным Повесьте домик на суку!
Не пристают снежинки, Рассыпьте крошки на снегу,
Они и под порошами А то и манной кашки…
Резвятся для разминки. И оживут бедняжки!
Сидят вороны по столбам,
Галдят на ветках галки, По небу весело скользя,
Привольно прыгать воробьям, Взлетят пернатые друзья
Как бы крутя скакалки. И пропоют, чирикая:
«Спасибо, вам великое!»К.Мухаммади
– Развешивание кормушек, сделанных на уроках технологии из бросового материала.
6. Возвращение детей в класс
7. Итоговая беседа о чувствах, которые вызвала экскурсия.
По окончании экскурсии планируется написание творческой работы учащимися и выполнение рисунков.
Список использованной литературы: сборники стихов, авторские работы учащихся.