В процессе своей профессиональной деятельности заметила противоречие между отметками и оценками учителя и развитием младших школьников.
Традиционная система контроля и оценки знаний в начальном звене блокирует возможности младшего школьника в личностном развитии, создает постоянную психологическую напряженность, разрушает мотивацию учения, искажает состояние развития личности, отметка вызывает в детях чувство страха, боязнь наказания; является причиной разлада в семье; вносит зависть и раздор в товарищескую среду учащихся; содействует формальному отношению к делу со стороны, как учащихся, так и педагогов.
Работа с детьми должна быть построена так, чтобы она способствовала развитию детей, т.е. учитель должен ориентироваться на сдвиги в личностном развитии ребёнка, на перспективу, на развитие индивидуальных способностей каждого ученика.
Отношение детей к отметке легко увидеть через письменные работы: “Каждый не любит получать двойки. Один раз я получила два по математике. Когда я была ещё в классе, мне хотелось убежать домой и пуститься в слёзы”. Марина К.; “Мы писали диктант, и я получила двойку. Мама заругала меня за такую отметку, а бабушка расстроилась из-за оценки”. Наташа Б.
Я провела диагностику среди учеников начальной школы. Им было предложено записать три самых заветных желания, которые смог бы исполнить Добрый Волшебник. 95% ребят написали: “Чтобы я училась хорошо”, “Чтобы я учился на одни пятёрки”, “Хорошей учёбы”.
Учитель – это тот Добрый Волшебник, который может помочь выполнению детского желания. Если ребёнок видит в учителе своего друга, единомышленника, то ему легче пережить горечь утраты, неуспеха.
Приёмы работы, помогающие осуществлять контроль и оценку знаний учащихся начальной школы, которые я использовала в своей работе.
Цель использования различных приёмов педагогической техники: выявление результативности и эффективности приёмов оценивания для решения воспитательных задач по развитию личности ребёнка.
Задачи: снижение эмоционального напряжения; коррекция эмоциональной сферы ребёнка; снятие чрезмерного напряжения и тревожности у детей.
1. С первых уроков, в период обучения грамоте, вводится “Папка успехов”. У каждого ученика есть папка с файлами, объясняется её назначение и детям и родителям. Малыши складывают в папку все свои работы по математике, письму, окружающему миру.
2. Приём “Похвала”. Вместо слова “хорошо”, использовать словосочетания “прекрасный ответ”, “отлично поработали вместе”, “очень точный ответ”, “тебя приятно слушать”.
3. Приём “Подключайся!”.
Главная цель оценки – стимулировать познание. На стене большой плакат с названием “Подключайся!”, на котором изображены 29 компьютеров с фотографиями детей и клавиатурой с пустыми клавишами. За каждое творческое задание или удачное выступление дети раскрашивают себе одну клавишу на клавиатуре.
4. Приём “Презент”. Можно использовать для поощрения небольшие сувениры (ручки, резинки, фломастеры, закладки и т.п.).
5. Приём “Мозаика” Дети вместо традиционных отметок получают часть картинки, которую наклеивают на лист бумаги. Постепенно собирается вся картинка. Конечно, в начале первого класса деталей будет немного, чем старше ребята, тем мозаика сложнее.
6. Приём “Контроль”. Ребёнок оценивает себя сам, а потом учитель. Запись в тетради можно выполнять в виде дроби.
7. Приём “Кредит доверия”. Можно поставить отметку в кредит. “ По отметкам у тебя 4, но ты старался, поставлю 5 и посмотрю, что будет в следующей четверти”.
8. Приём “Своя валюта”. С целью подкрепления успеха, активизации познавательной деятельности младшего школьника можно использовать за удачный ответ “валюту”. Это могут быть “классики”, “таланты” и др. В конце урока можно устроить аукцион, из канцелярских принадлежностей, необходимых детям на уроках.
9. Приём “Нарядить ёлку”. У каждого ребёнка свой новогодний шар, на первом этапе он пустой, но постепенно закрашивается разноцветными ромбиками. Красный цвет обозначает успех по литературе, жёлтый – по математике, синий – по русскому языку. В конце четверти подводятся итоги по “наряду” ёлки.
Вместо ёлки может быть “Пирамидка”, “Яблонька” и др.
10. Приём “Выборочный контроль”. Работы детей проверяются выборочно.
11. Приём “Собери слово”. За успехи на уроках по русскому языку и литературе в 1 классе дети получают каждый раз по одной или две буквы, и потом собирают слово. Слова могут быть такие: “Молодец!”, “Умница!”, “Отлично!” и др.
12. Приём “Золотая рыбка”. Дети получают за успешное выполнение заданий макет маленькой рыбки (красного цвета за успех по чтению, жёлтого – за успех по русскому языку, синего – за математику), когда они соберут 5 рыбок любого цвета, они обменивают их на большую “золотую рыбку” и приклеивают её в свой “аквариум”. В конце четверти подводятся итоги: сколько золотых рыбок выпустит на волю целый класс, кто самый активный рыбак.
13. Приём “Наши звёзды”. Этот приём похож на приём, описанный выше, только вместо рыбок учащиеся получают маленькие звёздочки (наклейки), а потом обменивают 5 штук на одну большую звезду, которая приклеивается в конце дневника.
14. Приём “ Математическое лото”, коллективная работа (в парах) при изучении таблицы умножения. Дети вдвоём закрывают карточку с примерами на умножение карточкой с ответом, когда все ответы перевернут другой стороной, то получится картинка (зайчик или белка).
15. Приём “Проект”. Оценивание результатов проектной деятельности детей в баллах, “отлично” – 10 баллов, “хорошо” – 8 баллов, “не очень хорошо” – 5 баллов, в конце четверти баллы суммируются.
Контрольно-оценочная деятельность учителя с применением новых приёмов оценивания успеваемости учащихся положительно сказывается и на отношениях детей в классе между собой и на мироощущении каждого ребёнка. Уверенность ребёнка в себе помогает ему строить отношения с ребятами в классе, повышается самооценка.
На уроках идёт сотрудничество, как с учителем, так и между учащимися, никто не чувствует себя ущербным, не стесняется своих ошибок.
Формируется главный мотив – познавательный.
Система оценочных воздействий, которой в процессе учения систематически пользуется учитель, является гораздо более сложной, более мощной и более тонкой, чем это обычно представляется. В настоящее время основная задача учителя начальных классов – использование в работе дифференцированные формы системы оценивания.