Цель: закрепить и обобщить полученные знания учащихся по творчеству И.А.Бунина.
Задачи:
Познавательные:
- Систематизировать знания учащихся по творчеству И.Бунина;
- Помочь осознать учащимся творческую индивидуальность И.Бунина;
Развивающие:
- Развивать умение работать в командах, прислушиваться к мнению других участников;
- Развивать навыки устной речи учащихся;
Воспитательные:
- Воспитывать культуру чтения;
- Формировать потребность в чтении.
Оборудование: карточки с названиями команд, в печатном виде карточки 6/20 см., 6 вопросов и 36 карточек с вариантами ответов, материал расположить с помощью магнитов на доске.
Форма: литературная игра по сюжету телевизионной игры “Сто к одному”.
Этап подготовки: всем ученикам было задание:
- повторить весь изученный материал по творчеству И.Бунина;
- разделиться на 2 команды, придумать название.
Заранее подготовлены вопросы, которые закрепляют полученные знания на уроках литературы по творчеству И.Бунина.
Этапы игры:
- Организационный момент – 2 минуты; (для создания настроя на игру)
- Вступительное слово – 3 минуты;
- Ход игры – 30 минут;
- Подведение итогов, награждение победителей – 4 минуты;
- Домашнее задание – 1 минута.
Ход игры
1. Организационный момент. Приветствие.
– Сегодня у нас необычный урок по литературе, урок-игра, мы будем работать по группам (командам). Тема нашего урока: “Творческая индивидуальность И.Бунина” (по сюжету телевизионной игры “Сто к одному”).
Цель нашего урока: закрепить и обобщить полученные знания учащихся по творчеству И.А.Бунина.
2. Вступительное слово: Иван Алексеевич Бунин – одно из самых ярких имен русской литературы. Прекрасный язык, образность, точность, ритмичность прозы, умение передать язык разных слоев общества, сила воображения, выразительная живописность, тонкий психологизм – это лишь некоторые черты его творчества. Все эти черты мы увидели в произведениях Бунина.
– Проверим, что вы запомнили из творчества писателя.
Правила игры: игра состоит из 5 раундов, в каждом вопросе 6 вариантов ответа. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Ответы команда дает по очереди. На доске ответы на магнитах, но висят обратной стороной, если ученик ответил правильно, то карточка переворачивается и там, в напечатанном виде, вариант ответа. Если команда затрудняется с ответом или дает неверный ответ, то ход переходит соперникам. Команда, набравшая большее количество баллов, будет считаться победителем. Победители в конце получают призы.
3. Ход игры:
1-й вопрос: (разминка).
Назовите знаменитые произведения А.С.Пушкина, в названии которых есть имя или фамилия главных героев:
Ответы:
- “Евгений Онегин”;
- “Руслан и Людмила”;
- “Борис Годунов”;
- “Дубровский”;
- “Повести Белкина”;
- “Граф Нулин”.
2-й вопрос:
Назовите основные жанры, в которых писал И.Бунин, и приведите примеры:
Ответы:
- Рассказы (“Господин из Сан-Франциско”);
- Стихи (“Листопад”);
- Роман (“Жизнь Арсеньевых”);
- Цикл новелл (“Темные аллеи”);
- Очерки (“Храм солнца”);
- Переводы (Лонгфелло “Песнь о Гайавате”).
3-й вопрос:
Назовите основные темы творчества И.Бунина:
- Тема любви;
- Тема природы;
- Социальная тема;
- Психологическая тема;
- Тема одиночества;
- Философская тема.
4-й вопрос:
Расставьте в хронологическом порядке произведения изученные нами на уроках, от самого раннего к самому позднему:
- “Антоновские яблоки” 1900 г.
- “Господин из Сан-Франциско” 1915 г.
- “Легкое дыхание” 1916 г.
- “Солнечный удар” 1925 г.
- “Холодная осень” 3 мая 1944 г.
- “Чистый понедельник” 12 мая 1944 г.
5-й вопрос:
Блиц-игра, будет задано 5 вопросов, вы должны ответить на них в течении 10 секунд.
- Представителем, какого литературного направления является И.Бунин? (Критический реализм.)
- Получил ли Бунин Нобелевскую премию? (Да.)
- С чем возникают ассоциации при описании парохода “Атлантида” в рассказе “Господин из Сан-Франциско”? (“Титаником”.)
- Какой рассказ Бунина соотносится с религиозными мотивами? (“Чистый понедельник”.)
- Главная героиня рассказа “Легкое дыхание”. (Оля Мещерская.)
4. Подведение итогов: Молодцы, справились с заданиями. Победителями стала (1-я или 2-я) команда. Победители получают небольшие призы.
– И.Бунин мастер слова, мастер передавать детали, чувства, передавать состояние трагической силы обличения бездуховности, быстротечности жизни. Поэтому имя самого Ивана Алексеевича Бунина – талантливого художника слова, остается в литературе до сих пор. И его имя останется в нашем сердце ещё очень долго и его произведения не забудутся никогда, они вечны, как вечно творчество Иван Алексеевича Бунина.
5. Домашнее задание: ответить письменно на вопросы:
- Прокомментируйте высказывание критика и литературоведа В.Я. Лакшина: “Герои Чехова живут под игом долга, герои Бунина – под звездою рока”.
- Слишком большая любовь – почему она драматична и даже трагична в рассказах Бунина о любви?