Цели и задачи:
- Выяснить роль Ислама в объединении арабских племен и образовании государства у арабов.
- Формировать навыки работы с книгой, картой, таблицей, историческим источником.
- Продолжить формирование критического мышления учащихся в процессе определения роли личности в истории
- Развитие мировоззрения учащихся на исторических примерах прошлого.
Тип урока: Урок изучения нового материала с использованием интерактивных методов и методов технологии критического мышления.
Оборудование:
- карта “Арабский халифат”,
- атлас,
- раздаточный материал для учащихся,
- классная доска, заранее оформленная к уроку,
- иллюстрации.
Основные понятия:
- бедуины,
- Ислам,
- мечеть,
- халиф,
- эмир,
- мусульмане.
Основные даты:
- 570–632 гг. – годы жизни Мухаммеда;
- 622 г. – начало мусульманского летоисчисления;
- 630 г. – объединения арабов.
Ожидаемые результаты:
После урока ученики смогут:
– показывать на карте территорию Арабского халифата;
– будут иметь представление об истории Арабского халифата;
– знать особенности жизни арабов;
– развивать коммуникативные навыки, навыки критического мышления и работы с исторической информацией.
Ход урока
I. Организационный момент
Объяснение учащимся целей и задач урока. Оформление учащимися рабочих тетрадей
II. Актуализация опорных знаний
Вступительное слово учителя.
– Рассмотрите карту Атласа “Арабские завоевания в VII–IX в образование халифата и дайте ответ на вопросы:
- Какими были природно-климатические особенности арабского полуострова?
- Чем занималось его население?
На основе ответов учащихся и анализа материала учебника учащиеся составляют схему: (1-й ученик возле доски, остальные – в тетрадях) (смотри приложение)
Арабы
Земледельцы – феллахи | Скотоводы – бедуины |
Запад и Юг Аравии – оазисы. Выращивали: хлебные злаки, сахар, арбузы, дани, маслины и виноград | Остальные территории Аравии – плоскогорье, пустыня. Разводили: коней, овец, верблюдев. |
Торговля на ярмарках, в городах Мекка и Яериб, через который проходил “путь пряностей” |
После заполнения учащимися схемы учитель беседует (эвристическая беседа) с учащимися по следующим вопросам:
- Что расположено в центре Аравийского полуострова?
- Где проживали бедуины? Чем они занимались?
- Какие области Аравии были наиболее развитыми?
- Что проходило через эти земли?
- К какой группе народов принадлежали арабы?
- В каких богов верили арабы до VI в?
III. Изучение нового материала
Слово учителя:
– Переход арабов к единой религии – Исламу (“покорность богу”) связана с именем Мухаммеда.
После рассказа учителя учащиеся самостоятельно прорабатывают по учебнику вопрос “Возникновение ислама” по следующему плану: (задание №1)
План ответа на вопрос: “Возникновение Ислама” (смотри приложение)
- Цель (Почему? Зачем? Для чего?)
- План (Как? Каким образом?)
- Действие (Что? Где? Когда?)
- Результаты (Какие последствия? Какие итоги?)
Примерные ответы учеников:
- Цель. Отказаться от язычества и уверовать в единого бога.
- План. Проповедование Мухаммедом собственных снов и написание священной книги мусульман “Корана”.
- Действие. Переселение в г. Джасриб, чтобы оттуда начать войну с неверными ему городами, которая закончилась победой мусульман.
- Результаты. Победа ислама, уничтожение язычества, объединение арабов в 630 г.
– Составьте план, проработав подпункт в учебнике “Халифат при Омейядих и Аббасидах” (задание №2)
Примерный план, составленный учащимися:
- Первые завоевания арабов: Сирия, Месопотамия, Северная Африка.
- Образование халифата Омейядов и расширение его владений.
- Аббсиды – новая династия арабского халифата.
Составить сообщение “Основные вероисповедающие принципы” по алгоритму: (задание №3)
догматы ислама культы и обряды религиозные течения ислама.
Примерные ответы учеников:
- Догматы ислама
– единообразие;
– почитание пророка Мухаммеда;
– почитание Святого Письма – Корана
- Морально-этические нормы:
– Коран – источник морального учения;
– тяга человека к Аллаху и получение его благословения – заветная мечта жизни каждого мусульманина
– мужчина – наставник женщины, которая должна быть ему покорной, и служить;
– джихад – война за веру;
– 4 пути к духовному росту;
– шариат – правильный путь к цели.
- Культы и обряды
– исповедовать и признавать пророческую миссию Мухаммеда;
– осуществлять ежедневные пятиразовые молитвы-намазы;
– паломничество в Мекку (1 раз в жизни);
– пост в месяц (рамадан);
– совершать благие дела в пользу бедных и униженных;
– отдавать 1/10 на божье дело.
- Религиозные течения ислама
– Сунниты (90% мусульман) – это те, кто признаёт первые 4 правоверных хамидов и правдивость сорняков хадисов;
– Шииты – признают только 12 имамов из всех потомков Али;
– Хариджиты – вера должна подтверждаться добрыми делами, только вера в догматы ислама и исполнение всех его норм – этого мало.
Задание 4 на развитие хронологических умений учащихся:
- Какое событие произошло раньше: Верденский договор или начало мусульманского летоисчисления?
- Могли ли купцы VIII в рассказывать о торговле с Арабским Халифатом?
- В каком тысячелетии образовалось государство Мухаммеда?
Задание 5. Работа с историческим источником:
Багдад. Предположите, о каких чудесах могли рассказывать легенды Багдада?
“Самым большим городом мусульманского мира
был Багдад, построенный в VII в на р. Тигр в центре
Ирака, недалеко от руин древнего Вавилона.
“Город мира”, так называемый Багдад, поражал
современников своими размерами, роскошью, садами
и фонтанами. Здесь можно было встретить купцов,
которые привозили драгоценности из Индии, шелк
из Китая, мех из славянских земель. Это блестящее
время сохранили для нас сказки Шахерезады”
IV. Обобщение и систематизация знаний учащихся
(Самостоятельная разноуровневая работа, см. Приложение 1)
Уровень 1 (1–3 балла)
- Как называется религия, основанная Мухаммедом?
- Какое событие стало началом мусульманского летоисчисления?
Уровень 2 (4–6 баллов)
- Дайте определение следующих понятий:
- Мусульманин
- Халиф
- Мечеть
- Как Мухаммеду приходилось утверждать свою власть над арабами?
Уровень 3 (7–9 баллов)
- Какую роль сыграл Ислам в арабских завоеваниях?
- Территории каких современных государств целиком или частично входили в Арабский Халифат?
Уровень 4 (10–12 баллов)
- Укажите причины военных успехов арабов IV–VIII вв.
- Выявите общине черты и характерные особенности Ислама и Христианства.
V. Подведение итогов урока
Выставление оценок учащимся. Объяснение нового домашнего задания.
Вопросы для повторения:
- Какие народы входили в Арабский Халифат в VII–IX вв.?
- Что общего между исламов и иконоборчеством?
- Заполнимте таблицу: (смотри приложение)
Вклад арабской культуры в мировое духовное наследие
Развитие математики | |
Астрономия и география | |
Литература | |
Архитектура | |
Сохранение наследия античности |
VI. Домашнее задание
- Отработать текст соответствующего параграфа учебника.
- Завершить заполнение таблицы (если не успели на уроке).
- Из текста ученика выписать и выучить нове термины (в словаре в конце тетроди).