Цели:
- формирование социо-культурной и учебно-познавательной компетенций ;
- формирование представления о целостности исторического процесса.
Задачи:
- Развитие общеучебных навыков:
- Навыка выделения главного в информации;
- Навыка установления взаимосвязи между событиями, процессами и явлениями;
- Навыка обобщения информации и формулирования вывода.
- Совершенствование навыков монологической устной речи;
- Демонстрация учащимся процесса словообразования.
Оборудование: Мультимедийная установка, презентация, раздаточный материал.
Форма: групповая (4 группы)
Ход урока
Вводное слово учителей
Учитель английского языка: Ребята! Сегодня вы приняты на вакантные должности сотрудников музея “Йорвик”. Посетители этого музея могут получить самую обширную информацию о пребывании викингов на территории Британских островов. Наш музей создан на месте Коппергейтского городища – древнейшего поселения скандинавов. Музей существует уже около 20 лет и привлекает многочисленных туристов незабываемыми путешествиями в эпоху викингов на машине времени. Наш музей воссоздан по археологическим планам и некоторым элементам, обнаруженным при раскопках.
Учитель истории: Для того, чтобы зарекомендовать себя перед руководством музея, вам необходимо пополнить его коллекцию новыми экспонатами. Вы сможете дополнить коллекцию любыми тремя экспонатами, связанными с жизнью викингов (это могут быть не только предметы, но и события, явления, литературные произведения, связанные с этой эпохой). Отбор экспонатов можно начинать уже сегодня, результаты работы вы должны представить через 2 недели. О технических особенностях выполнения задания мы сообщим вам позже (см. Приложение 4).
Учитель английского языка разбирает вместе с учащимися состав слова “Viking” и возможное значение этого слова (Vi – от скандинавского “залив”, king – “повелитель”, “человек”).
Постановка основных вопросов урока
Учитель истории зачитывает фрагмент из “Англосаксонской хроники” (Презентация, см. Приложение 5, Приложение 6):
“В тот год были жуткие знамения: в небе огромные молнии, огненные драконы, изрыгающие пламя, а вскоре после этого случился набег и полчища язычников разрушили храм Божий…”
Учитель английского языка произносит фрагмент молитвы:
“Oh, great and holy Lord`s mercy which defends us and our nearest and dearest! Oh, God! Save us from the fierce Norman tribe devastating our lands” и ставит вопрос: о чём просили Бога в этой молитве жители Европы (What did the Europeans ask God about?) – (учащиеся выполняют задание 1 в рабочем листе урока (см. Приложение 2).
Учитель истории комментирует ответ учащихся и формулирует основные вопросы урока:
- Почему европейские народы называли жителей Скандинавского полуострова по-разному?
- Викинги – это единый народ или название общности людей, объединённых сходными занятиями?
- В чём состояло влияние викингов на жизнь населения Европы и языки европейских народов?
Учитель английского языка: Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы предлагаем вам разойтись по четырём залам нашего музея:
- Зал “Географическое положение, природа и климат Скандинавского полуострова”;
- Зал “Развитие кораблестроения у викингов”;
- Зал “Навигационные знания викингов”;
- Зал “Направления путешествий викингов”
Учитель истории обращает внимание детей на критерии оценивания работы в рабочем листе (см. Приложение 2, Приложение 3), учащиеся выполняют задание 2 в рабочем листе урока (см. Приложение 1, Приложение 2).
После работы групп и представления классу результатов работы, перед учащимися ставятся вопросы и формулируется новое задание:
- Как вы поняли: викинги – это единый народ или название общности людей, объединённых сходными занятиями?
- Какие занятия были характерны для викингов (для ответа на вопрос используйте текст “The Vikings” – задание 3 в рабочем листе урока (см. Приложение 2)?
Задание: Докажите, используя результаты работы над заданием № 4 (см. Приложение 1, Приложение 2), что викинги оказали влияние на развитие Европы и языки населявших её народов.
После представления результатов работы учитель сообщает о завершении работы в залах музея и формулирует итоговое индивидуальное письменное задание.
Итоговое письменное индивидуальное задание
Обобщите полученную информацию и сделайте вывод о влиянии викингов на жизнь европейского населения (объём ответа до 5 предложений).
В завершении урока учитель знакомит учащихся с результатами групповой работы (см. Приложение 3), проводит оценивание, а также формулирует требования к домашнему заданию (см. Приложение 4).