Оборудование:
1. На столах у учащихся листы с числами:
52
47
35
5693
81
42
3774
90
23
43
2. Картинка с фигурами и числами.
3. Таблица “Ромб”.
4. Карточки с геометрическими фигурами, на обратной стороне которых буквы.
5. На столах у учащихся: карточки с числами; счётные палочки; конверты с геометрическими фигурами; тест “Многоугольники”.
6. На доске:
1-й ряд 2-й ряд 3-й ряд 50 + 2
96 – 3
30 + 7
60 – 454 + 20
43 – 20
40 + 2
100 – 740 + 3
73 + 20
60 – 8
76 – 20
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока
Учитель. Сегодня на уроке нам необходимо сосредоточить внимание на:
1. Совершенствование техники счёта.
2. Повторении изученного материала.
3. Конструировании и изучении новой
геометрической фигуры.
III. Устные упражнения
– На уроке мы будем не только считать, чертить, но и конструировать. Что значит конструировать?
Конструкция – строение, устройство, взаимное
расположение частей какого – либо предмета,
машины, сооружения.
Конструктор (латинское слово) – построение.
– Любой конструктор должен уметь хорошо считать, работать в группе. Он должен быть внимателен, обладать математическими способностями, отлично мыслить.
– Будьте внимательны, умейте отлично мыслить.
1. Работа по таблице (см. Приложение 1).
- Какой фигуре принадлежит цифра 4?
- Каким фигурам принадлежат цифры 3, 5, 1?
- Что можете сказать о цифре 2?
2. Что лишнее?
Сантиметр
Литр
Дециметр
Километр
- Назвать лишнее слово? Почему?
- Дополнить.
- Что можно измерить в сантиметрах, километрах?
- Расположите величины в порядке увеличения.
3. Анаграмма
Лонамая
Оглу
Кавдатр
Гурк
– Решите анаграмму. Найдите лишнее слово.
4. Найдите значение выражений, записанных на доске
На листах с числами поставьте точки, соедините. Какая получилась фигура?
1-й ряд – прямоугольник
2-й ряд – квадрат
3-й ряд – трапеция
- Назвать полученные фигуры одним словом.
- Основные свойства полученных фигур.
- Что у этих фигур общего?
- Какие ещё фигуры вы можете отнести к многоугольникам?
IV. Работа над новой темой
1. На доске таблица (см. Приложение 2)
- Прочитайте стихотворение.
- Можно ли данную фигуру отнести к многоугольникам?
- Назовите основные свойства ромба. (Все стороны равны, противоположные углы равны.)
- Можно ли сказать, что квадрат – это ромб с прямыми углами?
Физкультминутка
Присесть, наклониться в обе стороны, подпрыгнуть, потянуться, столько раз, сколько:
– ушей у трёх мышей;
– хвостов у четырёх котов;
– ног у двух коров;
– рук у двух малышей.
2. Практическая работа (работа в группах).
- Сделать из счётных палочек ромб. Что необходимо изменить, чтобы из ромба получился квадрат.
- Обведите ромб, найдите его периметр.
- Что такое периметр?
- Надо ли измерять длину всех сторон, или достаточно измерить длину одной стороны? Ответ доказать.
- В каких единицах измеряется длина сторон?
- Начертите отрезок, длина которого равна периметру треугольника, каждая сторона треугольника равна 3 сантиметра (задача записана на доске).
3. Работа с тестом (см. Приложение 3)
4. Работа парами.
Сконструировать из предложенных геометрических фигур какую-нибудь конструкцию и назвать её (фигуры в конверте на столах).
V. Итог урока
Достаточно ли сказать:
- Если у четырёхугольника все стороны равны, то это квадрат?
- Если у четырёхугольника две стороны параллельны, то это прямоугольник?
На доске геометрические фигуры на отдельных листах, на обороте буквы. Назвать фигуру. Прочитать полученное слово (см. Приложение 4).